Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.


Автор: Золотавина Инесса Владимировна
Должность: доцент кафедры спортивных дисциплин
Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Раздел: высшее образование





Назад





ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. В.А. Кан-Калик сформировал замечательные заповеди педагогического общения: при организации педагогического общения, нельзя исходить только из педагогических целей и задачи. Если педагогика занимается целями и задачами, методами воспитания, то психология воспитания исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания. Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сенситивных периодов. Влияние социума на процесс воспитания имеет большое значение именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Воспитание, обучение и развитие – между собой выступают как звенья единого процесса, и тесно взаимосвязаны. В педагогическом общении нельзя ограничиваться одной функцией – информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный «репертуар» общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений. Познания личности ребенка, оказание воздействия и надо так выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы позиция взрослого как ведущего естественно вытекла из всей логики педагогического процесса. Следует учиться видеть себя со стороны, как бы глазами детей. При общении с детьми необходимо учитывать их возрастные, половые индивидуально – психологические особенности. Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно – исторического опыта – воспитание и обучения. Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направленную познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии учение рассматривают как процесс предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков. В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков. Здесь делаем акцент на то, что делает учитель. Учитель должен владеть психологическими качествами, чтобы осуществлять педагогическую деятельность: умение передать учащимся, с удовольствием заниматься на уроках физической культуры, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения. Для целенаправленного формирования любой деятельности лежит решение проблемы мотивации. И добиться необходимого результата крайне сложно, если руководствоваться методами, доминировавшими в эпоху командно – административной системы обучения и воспитания. И если придерживаться позиций современной гуманистической педагогики, личностного подхода, признания учащегося субъектом собственного развития, целостной самобытной личностью, стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, то можно рассчитывать на успех. И в этом случае необходимым условием грамотного осуществления процесса приобщения школьников к оздоровительной деятельности выступает индивидуальное мотивирование.
Один из основных факторов, обуславливающих поведение человека в целом, это то, что в основе активности человека лежат его потребности. Наличие неудовлетворенной потребности в эмоциональном плане, субъективно ощущается в виде неудовольствия, неудобства, страдания, тогда как удовлетворенная потребность связана с ощущением удовольствия, радости, комфорта. Эмоциональные переживания осуществляют оценочную функцию, сообщая индивиду о степени удовлетворения его потребностей. А связанные с удовлетворением какой – либо потребности, побуждения к деятельности называют мотивами [1]. Мотивы и потребности взаимосвязаны, и большинство авторов [2] видят эту взаимосвязь по–разному, но наиболее часто употребляемой, выражающей взаимосвязь физического и умственного, телесного и духовного в человеке системную классификацию потребностно – мотивационных уровней. Исходя из этого, можно увидеть, что сфера физического воспитания охватывает все уровни развития потребностей личности. В общей структуре мотивации, и учебной мотивации, можно выделить внутренние мотивы, связанные с содержанием деятельности, внешние мотивы, выражающие потребность личности занимать определенную позицию в системе общественных отношений. Мотивация рассматривается с различных точек зрения: как конкретный мотив, единая система мотивов, комплексное образование, включающее в себя потребности, мотивы, интересы, цели и функционирующее в виде системы. В педагогической и физкультурной деятельности особенно важен эмоциональный аспект внутреннего мотивирования. А при осуществлении и целенаправленном формировании любого вида деятельности наиболее ценны внутренние мотивы, так как они связаны с ней на личностном уровне. И внешние мотивы достаточно эффективны, но лишь до тех пор, пока мотивирующий фактор достаточно силён. И если данное условие нарушено, связь формируемой деятельности и субъекта разрывается. Положительная эмоциональная окрашенность позволяет выделить и закрепить в сознании субъекта положительные стороны формируемой деятельности. Педагог должен рассматривать ребенка не как объект процесса обучения и воспитания, а превратить его в субъект этих процессов, учителя – в помощника в его устремлениях. Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействие между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Сфера физического воспитания охватывает все уровни развития потребности личности, в этом и состоит отличие от других видов воспитания. Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы каждый воспитанник имел возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. С психологической точки зрения это переживание состояния радости, удовлетворения от совпадения результата деятельности с предварительными ожиданиями и надеждами, а с педагогической точки зрения это целенаправленное и организованное сочетание условий, при которых можно достичь значительных результатов [3]. Педагогическая практика показывает, что физическая культура для большинства учителей пока еще не стала личной ценностью и не находит должного применения в их образе жизни, не рассматривается как фактор педагогической культуры. И важнейшая задача школы на современном этапе, это подготовка подрастающего поколения самостоятельно ставить индивидуальные цели и претворять их в жизнь, основываясь на деятельной системе обучения и воспитания. Педагогический контроль как системное образование характеризуется структурными (цель, содержание, субъект, объект и результаты контроля) и функциональными (средства, методы и виды контроля) компонентами. Педагогический контроль является завершающим этапом системы управления образовательным процессом. Поэтому решение проблемы его совершенствования, как в отношении его
содержания, так и средств, методов и форм его функционирования напрямую зависит от состояния образования в целом.


В раздел образования