ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Автор: Золотавина Инесса Владимировна Должность: доцент кафедры спортивных дисциплин Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: статья Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА И ЕГО
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Педагогическое
общение
есть
форма
учебного
взаимодействия,
сотрудничества
учителя
и
учеников.
В.А.
Кан-Калик
сформировал
замечательные
заповеди
педагогического общения: при организации педагогического общения, нельзя исходить
только из педагогических целей и задачи. Если педагогика занимается целями и задачами,
методами воспитания, то психология воспитания исследует внутреннюю психологическую
сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических
законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку
разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы
воспитания. Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер с
учетом «зоны ближайшего развития» и особых сенситивных периодов. Влияние социума
на процесс воспитания имеет большое значение именно в эти периоды, так как растущий
человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению
себя среди окружающих.
Воспитание, обучение и развитие – между собой выступают как звенья единого
процесса,
и
тесно
взаимосвязаны.
В
педагогическом
общении
нельзя
ограничиваться
одной функцией – информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный
«репертуар» общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации
взаимоотношений.
Познания
личности
ребенка,
оказание
воздействия
и
надо
так
выстраивать
взаимоотношения
с
детьми,
чтобы
позиция
взрослого
как
ведущего
естественно вытекла из всей логики педагогического процесса. Следует учиться видеть
себя со стороны, как бы глазами детей. При общении с детьми необходимо учитывать их
возрастные, половые индивидуально – психологические особенности.
Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных
видах
деятельности.
В
совместной
деятельности
ребенка
и
взрослого
с
предметами
внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка со
стороны
взрослого
осуществляется
в
специально
организованных
способах
передачи
общественно – исторического опыта – воспитание и обучения.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения,
под
которым
понимают
деятельность,
направленную
познавательными
мотивами
и
целями. Классически в педагогической психологии учение рассматривают как процесс
предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей,
приобретение
новых
знаний,
умений
и
навыков.
В
свою
очередь,
процесс
обучения
предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует
процесс передачи знаний, умений и навыков. Здесь делаем акцент на то, что делает
учитель. Учитель должен владеть психологическими качествами, чтобы осуществлять
педагогическую деятельность: умение передать учащимся, с удовольствием заниматься на
уроках
физической
культуры,
использования
соответствующих
возрасту
и
интеллектуальному развитию учащихся методов обучения.
Для
целенаправленного
формирования
любой
деятельности
лежит
решение
проблемы
мотивации.
И
добиться
необходимого
результата
крайне
сложно,
если
руководствоваться методами, доминировавшими в эпоху командно – административной
системы
обучения
и
воспитания.
И
если
придерживаться
позиций
современной
гуманистической
педагогики,
личностного
подхода,
признания
учащегося
субъектом
собственного развития, целостной самобытной личностью, стремящейся к саморазвитию
и самоактуализации, то можно рассчитывать на успех. И в этом случае необходимым
условием
грамотного
осуществления
процесса
приобщения
школьников
к
оздоровительной деятельности выступает индивидуальное мотивирование.
Один из основных факторов, обуславливающих поведение человека в целом, это то,
что в основе активности человека лежат его потребности. Наличие неудовлетворенной
потребности в эмоциональном плане, субъективно ощущается в виде неудовольствия,
неудобства, страдания, тогда как удовлетворенная потребность связана с ощущением
удовольствия, радости, комфорта. Эмоциональные переживания осуществляют оценочную
функцию, сообщая индивиду о степени удовлетворения его потребностей. А связанные с
удовлетворением
какой
–
либо
потребности,
побуждения
к
деятельности
называют
мотивами [1].
Мотивы
и
потребности
взаимосвязаны,
и
большинство
авторов
[2]
видят
эту
взаимосвязь по–разному, но наиболее часто употребляемой, выражающей взаимосвязь
физического и умственного, телесного и духовного в человеке системную классификацию
потребностно – мотивационных уровней. Исходя из этого, можно увидеть, что сфера
физического воспитания охватывает все уровни развития потребностей личности.
В общей структуре мотивации, и учебной мотивации, можно выделить внутренние
мотивы,
связанные
с
содержанием
деятельности,
внешние
мотивы,
выражающие
потребность
личности
занимать
определенную
позицию
в
системе
общественных
отношений. Мотивация рассматривается с различных точек зрения: как конкретный мотив,
единая система мотивов, комплексное образование, включающее в себя потребности,
мотивы, интересы, цели и функционирующее в виде системы.
В педагогической и физкультурной деятельности особенно важен эмоциональный
аспект
внутреннего
мотивирования.
А
при
осуществлении
и
целенаправленном
формировании любого вида деятельности наиболее ценны внутренние мотивы, так как
они связаны с ней на личностном уровне. И внешние мотивы достаточно эффективны, но
лишь до тех пор, пока мотивирующий фактор достаточно силён. И если данное условие
нарушено,
связь
формируемой
деятельности
и
субъекта
разрывается.
Положительная
эмоциональная
окрашенность
позволяет
выделить
и
закрепить
в
сознании
субъекта
положительные
стороны
формируемой
деятельности.
Педагог
должен
рассматривать
ребенка не как объект процесса обучения и воспитания, а превратить его в субъект этих
процессов, учителя – в помощника в его устремлениях.
Психология
рассматривает
воспитание
как
процесс,
осуществляемый
при
взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействие между собой
самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами
воспитания. Сфера физического воспитания охватывает все уровни развития потребности
личности, в этом и состоит отличие от других видов воспитания.
Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы каждый воспитанник
имел возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в
себя.
С
психологической
точки
зрения
это
переживание
состояния
радости,
удовлетворения от совпадения результата деятельности с предварительными ожиданиями
и надеждами, а с педагогической точки зрения это целенаправленное и организованное
сочетание условий, при которых можно достичь значительных результатов [3].
Педагогическая практика показывает, что физическая культура для большинства
учителей пока еще не стала личной ценностью и не находит должного применения в их
образе жизни, не рассматривается как фактор педагогической культуры. И важнейшая
задача
школы
на
современном
этапе,
это
подготовка
подрастающего
поколения
самостоятельно ставить индивидуальные цели и претворять их в жизнь, основываясь на
деятельной системе обучения и воспитания.
Педагогический
контроль
как
системное
образование
характеризуется
структурными
(цель,
содержание,
субъект,
объект
и
результаты
контроля)
и
функциональными (средства, методы и виды контроля) компонентами. Педагогический
контроль
является
завершающим
этапом
системы
управления
образовательным
процессом. Поэтому решение проблемы его совершенствования, как в отношении его
содержания, так и средств, методов и форм его функционирования напрямую зависит от
состояния образования в целом.