Напоминание

Система работы школы по формированию читательской грамотности


Автор: Корнилова Марина Викторовна
Должность: заместитель директора, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы школы по формированию читательской грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы школы

по формированию читательской грамотности

Корнилова М.В.,

заместитель директора

МБОУ СОШ №5

Формирование читательской грамотности школьника – одна из самых актуальных задач

образования. Умение читать уже не сводится лишь к овладению техникой чтения. Теперь это

постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека,

которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и

общения.

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Сегодня хороший читатель — это не только тот, кто способен правильно понять смысл

прочитанного текста, а тот, кто может также критически оценить прочитанное и применить

полученную информацию для решения широкого круга задач.

Нормативно-правовые документы, подчёркивающие особую важность формирования

навыка грамотного чтения в процессе обучения:

1.

Закон об Образовании,

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт (преемственность

образовательных программ начального общего и основного общего образования)

В ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий

занимает чтение и работа с информацией: читательская грамотность является ключевой

основой формирования УУД.

Американский ученый Элвин Тоффлер пророчествовал: «В 21 веке безграмотным будет

считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, используя умения

читать и писать».

Система работы нашей школы по формированию читательской грамотности на всех

уровнях обучения строится (и ежегодно корректируется) прежде всего с учетом анализа

результатов оценочных процедур по формированию читательской грамотности.

Оценочные процедуры,

измеряющие уровень сформированности читательской грамотности

1. Внешние

1.1. PISA (международная программа оценки образовательных достижений учащихся),

1.2. PIRLS (позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися

начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных

системах образования)

1.3. ВПР

1.4. НИКО

1.5. Региональные, муниципальные диагностические работы.

2. Внутренние

Диагностические работы по читательской грамотности, метапредметные работы, контрольные

срезы по разным учебным предметам, направленные на проверку читательской грамотности.

Все внутренние работы направлены на проверку сформированности различных групп

умений. Задания предлагаются различного уровня сложности. Оценка выполнения работы

осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе

полученных первичных баллов за выполнение заданий определяется уровень овладения

читательскими умениями (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный). Все срезы

проверяются по критериям, что упрощает дальнейшую работу для учителя-предметника по

планированию коррекционных занятий, устранению дефицитов: педагог сразу формирует

группы учеников по уровням овладения читательских умений, и в то же время видит проблемы

каждого, отдельно взятого ученика).

Диагностические работы по читательской грамотности проводятся ежегодно в каждом

классе, что позволяет определять и в дальнейшем корректировать траекторию каждого

обучающегося по формированию читательской грамотности и каждого класса в целом. В то же

время данные результаты помогают выстроить методическую работу на уровне школы и на

уровне каждого методического объединения.

Результаты данных работ доводятся до учителей-предметников с целью

информирования каждого педагога о проблемах как каждого учащегося, так и класса и

параллели в целом. Это позволяет, в–первую очередь, учителю-предметнику выстроить работу

по формированию читательской грамотности с точки зрения своего предмета относительно

каждого учащегося; во-вторых, выстраивается работа учителей-предметников, ведущих в

параллели (идёт работа на всех предметах на формирование тех умений в конкретном классе, в

параллели, по которым показан учащимися низкий результат); в-третьих, видны дефициты

школы по формированию читательской грамотности, что помогает выстроить методическую

работу с коллективом

По формированию читательской грамотности работа в школе ведётся по нескольким

направлениям, каждое из которых встроено в общую систему формирования функциональной

грамотности обучающихся.

Направления работы по формированию читательской грамотности

1.

Предметные и межпредметные методические объединения, обеспечивающие внедрение

систематической деятельности по формированию читательской грамотности в практику

работы педагогов;

2.

Внеурочная деятельность

1-4 классы: «Учимся любить книгу», «Краеведение», «Мы твои друзья», «Азбука

здоровья».

5-9 классы: «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (5-6 класс), «Книголюбы»

(7 класс), «Основы информационной культуры» (7-9 класс), «Основы исследовательской

деятельности», «Загадки Кольского края» (5-6 классы) «Английское портфолио» (6 класс).

10-11

классы:

3.

Проектная деятельность

(Использование эффективных образовательных технологий при тесном взаимодействии

участников проекта позволяет развить читательскую грамотность, творческие способности

учащихся; информировать и привлекать родителей; предметные и межпредметные недели,

учебно-исследовательские конференции и т. д.).

4.

Обмен опытом: открытые уроки, мастер-классы, круглые столы в рамках предметных

недель, заседаний ШМО.

5.

Организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с библиотекой

– школьной и экологической): развивается потребность в чтении посредством

использования разнообразных форм в урочное и внеурочное время; проведение

педагогом и библиотекарем промежуточных мониторингов (Квест - игра), отслеживание

интереса к чтению, повышения читательской грамотности, осваиваются навыки

рефлексивного чтения, создается атмосфера внимания к книге и чтению;

6.

Создание банка дидактических материалов

(в этом учебном году началась работа по сбору информационных текстов о людях науки по

предметным областям для подготовки к итоговому собеседованию на всех уроках учебного

плана).

Начальная школа давно работает в этом направлении. Собрана база текстов для

формирования читательских умений для каждой параллели, даже для первоклассников (для

второго учебного полугодия). Работы стараются проводить каждую неделю на уроках

литературного чтения (объем работы зависит от программного материала, то есть учитель сам

оценивает возможности урока, стОит ли брать дополнительный текст). Большим подспорьем в

работе являются образовательные технологии Ломоносовской школы, пособиями которой

успешно уже несколько лет пользуются педагоги начальных классов.

Проблемы при формировании читательской грамотности существуют на всех уровнях

образования, их не мало, и все они тесно связаны уровнем качества образования. Мы

понимаем, что сегодня необходимо не только искать новые пути решения этих проблем, но и

возвращаться к давно забытой работе, поэтому в дальнейшем планируем работу в следующих

направлениях:

- создание обновленного инструментария для проведения контрольных и

диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности школы по

данному направлению;

- выработка единых подходов при работе с параграфом, с пересказом, с развёрнутым

ответом и т.д. во всех предметных областях и единых критериев проверки данных умений;

- переподготовка педагогов по использованию технологий обучения чтению в контексте

всех учебных дисциплин;

- организация тематических родительских собраний (родительский всеобуч) с целью

повышения уровня общей читательской грамотности.

Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФГОС, необходимо помнить,

что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который

будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить

пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками,

отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого

текста».

Можем ли мы сегодня говорить о таком читателе? Давайте перейдём ко второму вопросу

и обратимся к результатам муниципальной диагностической работы по оценке уровня

сформированности читательской грамотности в 7 классе, которая была проведена 25.01.22.

Цель проведения ДР - оценка уровня сформированности у обучающихся умений в

области смыслового чтения и работы с информацией; повышение эффективности и качества

образования обучающихся по образовательным программам основного общего образования в

части определения метапредметных результатов, связанных с чтением и пониманием текстов

(смыслового чтения).

Семиклассникам был предложен художественный текст, по которому необходимо было

выполнить 10 заданий, различающихся по содержанию и характеру решаемых школьниками

задач: 8 заданий относились к базовому уровню сложности, 2 задания – к высокому.

На следующем слайде вы видите группы умений, сформированность которых оценивалась при

работе:

1. умение находить и извлекать информацию;

2. умение интегрировать и интерпретировать информацию;

3. умение осмысливать и оценивать содержание и форму.

Семиклассники продемонстрировали высокий уровень сформированности первой группы

умений: находить и выделять в тексте информацию, представленную в явном виде и делать

несложный вывод на основе прочитанного а также определять верное лексического значения

слова с опорой на содержание текста и проанализировать оценочные суждения

Наибольшие затруднения вызывали задания, проверяющие вторую и третью группы

умений: интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для

самого себя) информацию, содержащуюся в тексте. Процент выполнения данных заданий - не

более 60%. Обучающиеся испытывали затруднения при общем понимании того, о чем

говорится в тексте.

Анализ результатов проведенной диагностики, вы их видите на слайде, показал, что

высокий уровень сформированности читательской грамотности показали 69 человек (из 311), 22

% семиклассников могут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.

Средний уровень сформированности читательской грамотности был выявлен у 201

учащегося (65 %). Большая часть семиклассников самостоятельно осваивают учебную

программу, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Низкий

уровень

сформированности

читательской

грамотности

показали

41

семиклассник: 13% школьников испытывает трудности в самостоятельном освоении учебного

материала на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).

Результаты вы видите на слайде

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности читательской

грамотности у большинства семиклассников находится на среднем и высоком уровнях.

На основе выявленных проблемных зон, составлен реестр затруднений обучающихся, он перед

вами на слайде

Таким образом, в результате выполнения МДР выявлено, что уровень сформированности

читательской грамотности у большинства семиклассников находится на среднем уровнях.

И для того чтобы эти результаты повысить, необходимо вести целенаправленную

работу, используя эффективные технологии, различный инструментарий диагностики.

Один

из

таких

инструментариев

-

электронный

банк

заданий

для

оценки

функциональной грамотности. Многие из вас хорошо знают этот ресурс и используют его через

портал РЭШ.

Также на сайте Стратегии развития образования представлен банк заданий с

концепциями и с методическими рекомендациями.

Часть заданий опубликована издательством Просвещения. В предыдущем учебном году

вышло 17 сборников для учащихся 5-9 классов, чтобы подкрепить учебный процесс

материалами, в которых есть новые интересные проблемные ситуации.

Мы часто говорим ребёнку, когда он не может понять смысл текста: «Прочитай еще раз, но

внимательнее». Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более

сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Как сделать, чтобы ребёнок научился не только читать текст, но и понимать смысл

прочитанного? Для этого существует масса приемов и способов формирования читательской

грамотности. Сегодня коллеги поделятся своим опытом во время работы секций.



В раздел образования