Автор: Остапенко Евгения Геннадиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 705
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе
Раздел: начальное образование
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка
1 класса (АООП ТНР в.5.2)
Хочу поделиться с вами опытом, как в нашей школе осуществляется работа над
проектированием индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для одной из
наших учениц.
Аня Н. (8 лет) пришла к нам в школу в 2018 – 2019 уч. году с заключением
ЦПМПК АООП ТНР вариант 5.2. со сроком обучения 5 лет в начальной школе.
На сентябрь 2018 года после диагностики учителем-логопедом было дано
заключение ОНР II уровня, стертая форма дизартрии.
После
получения
заключения
ЦПМПК
специалисты
школы
проводят
комплексную
диагностику
для
разработки
индивидуального
образовательного
маршрута. Так как у Ани ТНР, в составлении ИОМ участвовали логопед, психолог,
учитель начальных классов.
На картинке вы видите одну из страниц ИОМ.
В первом столбике представлены
специалисты,
которые
будут
работать
с
Аней.
Во
втором
столбике
заключения
ЦПМПК
для специалистов
В
графе
РЕСУРСЫ
подробно
прописывают
те
особенности,
которые уже сформированы и на
них опираются специалисты в своей работе (мелкая моторика развита хорошо и т.д.).
В графе ДЕФИЦИТЫ детально прописывают те особенности ребенка, над
развитием которых будут работать все участники образовательного процесса
(автоматизация звуков и т.д.). В результате обследования ребенка были поставлены
конкретные задачи для коррекционно-развивающей работы на определенный период
(постановка шипящих, автоматизация их в речи и т.д.).
После
составления
образовательной
траектории
и
выбора
кружков
дополнительного образования, был составлен общий график работы для обучающейся.
В составлении расписания была учтена смена видов деятельности, чтобы не
возникло переутомление, а также учитывались интересы ребенка.
Для успешной коррекционной работы с детьми
с речевыми нарушениями
необходимо создание предметно- развивающей среды.
Создавая развивающую среду,
мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. В школе были
созданы: центр сюжетно-ролевой игры с атрибутами для игр, центр грамотности и
математики, в которых имеются таблицы, памятки, разрезная и магнитная азбука и
счетный материал, линейка и т.д.), центр конструирования с конструктором «лего» и
наборами строительного материала, центр искусства и минибиблиотека, там находятся
пластилин, мозаика, альбомы для раскрашивания, детские журналы, книжки-
раскладушки, спортивный уголок, в котором имеется различный спортивный
инвентарь: обручи, мячи, скакалки и т.д., уголок сенсомоторного развития с
различными цветными шнуровками, играми-вкладышами, экологический уголок
(комнатные растения, аквариум и т.д.). Такое размещение образовательных центров
связано с тем, что «функциональные зоны» можно использовать как на уроках, так и в
самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
Что же нам помогает в работе с такими детьми? В логопедическом
сопровождении использовались традиционные и инновационные технологии. Для
развития правильного речевого дыхания использовалась БОС-технология.
Кроме этого в работе применялись здоровьесберегающие технологии (методика
пальцевого массажа, самомассаж, артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
и др.). Активно использовались игровые и компьютерные технологии. Опираясь на
то, что у Ани мелкая моторика была достаточно хорошо развита, для формирования
образа букв и подготовки руки к письму, использовались буквы из различных
материалов (веревка, проволока, пластилин и т.д.).
Особое внимание уделялось логоритмическим упражнениям. В каждое занятие
были включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями,
упражнения для развития просодической стороны речи.
В коррекционной работе, широко использовалась интерактивная песочница
iSandBOX.
В результате занятий отметили, что у Ани стабилизировалось
эмоциональное состояние; она научилась прислушиваться к себе, проговаривая свои
ощущения; научилась работать в команде; быстрее пошло развитие познавательных и
психических процессов.
Эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков
у детей с ТНР является игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с
одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра
совершенствуется под влиянием речи. В своей работе психолог использовала
следующие методы и приемы: недирективная и директивная игровая терапия,
сказкотерапия,
телесно-ориентированные
упражнения,
аутотренинг
(с
использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки Баха, Моцарта,
Бетховена).
Особенностью игры Ани является приверженность к одному сказочному
персонажу.
Принцесса неизменно жила в «замке» одна. Интерьер жилища был
обставлен игровыми материалами крайне бедно.
Благодаря групповым занятиям, у Ани в замке с принцессой поселилась кошка.
У Принцессы появилось желание завести себе друзей.
В игровой обстановке, в атмосфере безопасности у девочки появилась
возможность развивать навыки социальной адаптации, осваивать коммуникативные
навыки, учиться доверять взрослому, осуществить желание быть принятой в
коллектив сверстников.
Для устранения обособленности ученицу начали вовлекать в игры на переменах.
Постепенно, создание лидерской позиции Ани в игре с детьми помогло ей свободнее
чувствовать себя на занятиях.
Хочется отметить, что успешное преодоление речевого недоразвития зависит не
только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от
продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Большую
роль мы отводим работе с родителями обучающихся. Поэтому в коррекционно-
образовательный процесс мы включили маму Ани и предложили маме вместе с
девочкой поучаствовать в проектной деятельности «Мой букварь». Немаловажная
работа проходит и в студиях дополнительного образования. Именно там ребенок
может изъявить своё желание и реализовать его. Выступления на сцене первое время
давались тяжело, однако, присутствие мамы и одноклассников на репетиции, помогло
преодолеть страх. Девочка, не стесняясь, стала выступать на праздниках.
К кружку «Бисер и бусинка» Аня проявила интерес самостоятельно. Моторика у
девочки развита хорошо, вышивание ей давалось легко. Со временем она начала
проявлять инициативу, чтобы помочь другим детям, у которых не получалось.
Вместе с мамой и другими детьми стала охотно посещать детские театры,
выставки, музеи.
К концу первого года обучения девочку удалось социализировать.
В представленной таблице на конец учебного года мы записываем результат
обучения и коррекционной работы.
Если посмотреть внимательно на таблицу вы увидите, что некоторые дефициты
ребенка, которые были в начале учебного года перешли в ресурсы в конце учебного
года. Но вместе с этим обнаружились
новые дефициты ребенка (например,
логопедические
ошибки
на
письме),
что
требует
постановку
новых
задач
коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год.
Педагоги пришли к выводу, что построение образовательного процесса для
ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из
особенностей
его
развития
и
образовательных
потребностей,
формирует
положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, помогает
развивать коммуникативные навыки и социальные компетенции. В дальнейшей работе
педагоги будут уже опираться на вновь выявленные ресурсы для устранения
нарушений.