Напоминание

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе


Автор: Остапенко Евгения Геннадиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 705
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проектирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка

1 класса (АООП ТНР в.5.2)

Хочу поделиться с вами опытом, как в нашей школе осуществляется работа над

проектированием индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для одной из

наших учениц.

Аня Н. (8 лет) пришла к нам в школу в 2018 – 2019 уч. году с заключением

ЦПМПК АООП ТНР вариант 5.2. со сроком обучения 5 лет в начальной школе.

На сентябрь 2018 года после диагностики учителем-логопедом было дано

заключение ОНР II уровня, стертая форма дизартрии.

После

получения

заключения

ЦПМПК

специалисты

школы

проводят

комплексную

диагностику

для

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута. Так как у Ани ТНР, в составлении ИОМ участвовали логопед, психолог,

учитель начальных классов.

На картинке вы видите одну из страниц ИОМ.

В первом столбике представлены

специалисты,

которые

будут

работать

с

Аней.

Во

втором

столбике

заключения

ЦПМПК

для специалистов

В

графе

РЕСУРСЫ

подробно

прописывают

те

особенности,

которые уже сформированы и на

них опираются специалисты в своей работе (мелкая моторика развита хорошо и т.д.).

В графе ДЕФИЦИТЫ детально прописывают те особенности ребенка, над

развитием которых будут работать все участники образовательного процесса

(автоматизация звуков и т.д.). В результате обследования ребенка были поставлены

конкретные задачи для коррекционно-развивающей работы на определенный период

(постановка шипящих, автоматизация их в речи и т.д.).

После

составления

образовательной

траектории

и

выбора

кружков

дополнительного образования, был составлен общий график работы для обучающейся.

В составлении расписания была учтена смена видов деятельности, чтобы не

возникло переутомление, а также учитывались интересы ребенка.

Для успешной коррекционной работы с детьми

с речевыми нарушениями

необходимо создание предметно- развивающей среды.

Создавая развивающую среду,

мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. В школе были

созданы: центр сюжетно-ролевой игры с атрибутами для игр, центр грамотности и

математики, в которых имеются таблицы, памятки, разрезная и магнитная азбука и

счетный материал, линейка и т.д.), центр конструирования с конструктором «лего» и

наборами строительного материала, центр искусства и минибиблиотека, там находятся

пластилин, мозаика, альбомы для раскрашивания, детские журналы, книжки-

раскладушки, спортивный уголок, в котором имеется различный спортивный

инвентарь: обручи, мячи, скакалки и т.д., уголок сенсомоторного развития с

различными цветными шнуровками, играми-вкладышами, экологический уголок

(комнатные растения, аквариум и т.д.). Такое размещение образовательных центров

связано с тем, что «функциональные зоны» можно использовать как на уроках, так и в

самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Что же нам помогает в работе с такими детьми? В логопедическом

сопровождении использовались традиционные и инновационные технологии. Для

развития правильного речевого дыхания использовалась БОС-технология.

Кроме этого в работе применялись здоровьесберегающие технологии (методика

пальцевого массажа, самомассаж, артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

и др.). Активно использовались игровые и компьютерные технологии. Опираясь на

то, что у Ани мелкая моторика была достаточно хорошо развита, для формирования

образа букв и подготовки руки к письму, использовались буквы из различных

материалов (веревка, проволока, пластилин и т.д.).

Особое внимание уделялось логоритмическим упражнениям. В каждое занятие

были включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями,

упражнения для развития просодической стороны речи.

В коррекционной работе, широко использовалась интерактивная песочница

iSandBOX.

В результате занятий отметили, что у Ани стабилизировалось

эмоциональное состояние; она научилась прислушиваться к себе, проговаривая свои

ощущения; научилась работать в команде; быстрее пошло развитие познавательных и

психических процессов.

Эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков

у детей с ТНР является игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с

одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра

совершенствуется под влиянием речи. В своей работе психолог использовала

следующие методы и приемы: недирективная и директивная игровая терапия,

сказкотерапия,

телесно-ориентированные

упражнения,

аутотренинг

использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки Баха, Моцарта,

Бетховена).

Особенностью игры Ани является приверженность к одному сказочному

персонажу.

Принцесса неизменно жила в «замке» одна. Интерьер жилища был

обставлен игровыми материалами крайне бедно.

Благодаря групповым занятиям, у Ани в замке с принцессой поселилась кошка.

У Принцессы появилось желание завести себе друзей.

В игровой обстановке, в атмосфере безопасности у девочки появилась

возможность развивать навыки социальной адаптации, осваивать коммуникативные

навыки, учиться доверять взрослому, осуществить желание быть принятой в

коллектив сверстников.

Для устранения обособленности ученицу начали вовлекать в игры на переменах.

Постепенно, создание лидерской позиции Ани в игре с детьми помогло ей свободнее

чувствовать себя на занятиях.

Хочется отметить, что успешное преодоление речевого недоразвития зависит не

только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от

продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Большую

роль мы отводим работе с родителями обучающихся. Поэтому в коррекционно-

образовательный процесс мы включили маму Ани и предложили маме вместе с

девочкой поучаствовать в проектной деятельности «Мой букварь». Немаловажная

работа проходит и в студиях дополнительного образования. Именно там ребенок

может изъявить своё желание и реализовать его. Выступления на сцене первое время

давались тяжело, однако, присутствие мамы и одноклассников на репетиции, помогло

преодолеть страх. Девочка, не стесняясь, стала выступать на праздниках.

К кружку «Бисер и бусинка» Аня проявила интерес самостоятельно. Моторика у

девочки развита хорошо, вышивание ей давалось легко. Со временем она начала

проявлять инициативу, чтобы помочь другим детям, у которых не получалось.

Вместе с мамой и другими детьми стала охотно посещать детские театры,

выставки, музеи.

К концу первого года обучения девочку удалось социализировать.

В представленной таблице на конец учебного года мы записываем результат

обучения и коррекционной работы.

Если посмотреть внимательно на таблицу вы увидите, что некоторые дефициты

ребенка, которые были в начале учебного года перешли в ресурсы в конце учебного

года. Но вместе с этим обнаружились

новые дефициты ребенка (например,

логопедические

ошибки

на

письме),

что

требует

постановку

новых

задач

коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год.

Педагоги пришли к выводу, что построение образовательного процесса для

ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из

особенностей

его

развития

и

образовательных

потребностей,

формирует

положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, помогает

развивать коммуникативные навыки и социальные компетенции. В дальнейшей работе

педагоги будут уже опираться на вновь выявленные ресурсы для устранения

нарушений.



В раздел образования