Напоминание

"Дикие животные поздней осенью"


Автор: Брындикова Наталья Адамовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №8
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: "Дикие животные поздней осенью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект по развитию связной речи и лексико-грамматических

категорий в подготовительной группе для детей с ТНР на тему:

«Дикие животные поздней осенью».

Цель:

развитие связной речи путём пересказа текста и составления рассказа по

мнемотаблице.

Задачи: коррекционные:

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки и с опорой на мнемотаблицу сос-

тавлять рассказ-описание животного; развивать слуховое внимание.

образовательные: систематизировать знания детей о поведении животных

поздней осенью; расширять словарный запас;

закреплять умение изменять существительное по родам, развивать умение образовывать

притяжательные прилагательные; формировать умение образовывать мужской и женский

род названий животных, названия детёнышей животных;

закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

воспитательные: воспитывать литературно-художественный

вкус и способность понимать и чувствовать настроение героев произведения, любовь к

животным.

Оборудование: адаптированный текст рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге», предмет-

ные картинки: ворон, белка, лиса, барсук, ёж, медведь, волк, улетающие птицы, мяч,

ноутбук, экран, игра-презентация «Дружная семья».

Организационный момент.

Отгадайте загадки.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

На собаку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Кто в лесу хитрее всех?

Есть приметы – рыжий мех,

Длинный хвост, которым ловко

Заметает след плутовка. (Лиса)

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …(Барсук)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

1. Сообщение темы.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Мы будем говорить о диких животных. А чем поздней осенью занимаются звери в лесу?

(Готовятся к зиме.) Вы обратили внимание, когда вы отгадывали загадки, на доске появля

лись картинки-отгадки.

Но некоторых картинок было по две, почему? (Белка шубку меняет к зиме).

Да, заяц , лиса и белка оденутся в тёплые , зимние шубы. Зимняя шубка зайца станет бе-

лой. Почему? (Чтобы его не видно было на снегу.)

Белка сделает запасы: орехи, жёлуди, грибы, ягоды. Медведь и ёж стараются накопить

жир, чтобы хватило на долгую спячку.

А сейчас послушайте рассказ Н.Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный текст)

- Жители леса! – закричал утром мудрый Ворон.

- Поздняя осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса:

- Готовы, готовы, готовы…

- А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон

- Перво - наперво холод в лес придёт – что делать станете?

- Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы волки и барсуки, в тёплые норы спрячемся!

- Мы ежи и медведи, сном беспробудным уснём!

- Мы, перелётные птицы, в тёплые края улетим!

2. Пересказ рассказа с опорой на серию картинок.

(Выбираются только картинки животных о которых говорилось в

рассказе, а также отдельно ставим картинку ворона и улетающих птиц).

Что мы узнали из рассказа о подготовке диких животных к холодам?

Какие животные меняют свои шубки? Какие ложатся в спячку до самой

весны? Какие животные прячутся в норы? Что делают перелётные птицы?

Чтение текста повторно. А теперь попробуйте пересказать этот текст, как звери готовятся

к зиме. Пересказ текста детьми.

3. Игра «Чей дом».

Я говорю предложение и бросаю мяч. Вы ловите мяч, повторяете моё

предложение полностью и заканчиваете его названием жилища животного.

К зиме все звери готовят себе дома.

Медведь выбирает…(берлогу).

Белка ищет в лесу…(дупло).

Лиса роет…(нору) .

Волк устраивает ….(логово).

Барсук роет глубокую…(нору).

Берлога – дом…(медведя). Это чей дом?

Дупло – дом…(белки). Это чей дом?

Нора – дом …(лисы и барсука). Это чей дом?

Логово – дом…(волка). Это чей дом?

4. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?»

Обращаю

внимание

на

картинки с изображениями животных, прошу

запомнить, затем одну убираю. Дети должны назвать, кого не стало.

5. Речь с движением «Ёжик»

По сухой лесной дорожке- (Шаркаем ножками, как бы по сухим листочкам.)

Топ – топ – топ –топочут ножки (Топочем ногами.)

Ходит, бродит вдоль дорожек (Идём друг за другом.)

Весь в иголках серый ёжик (Складываем ручки и топорщим пальчики)

Будет ёжик в холод спать (Складываем ручки ладошка к ладошке и кладём под щёчку.)

А во сне грибы считать. (Делаем из ручек грибок.)

6. Игра «Дружная семья». ( показ игры-презентации «Дружная семья»)

Я назову детёнышей, а вы мне назовите их папу и маму.

Папа…(лис), мама…(лисица), у них маленькие ( лисята).

Папа…(волк), мама…(волчица), у них маленькие (волчата).

Папа …(ёж), мама …(ежиха), у них маленькие (ежата).

Папа …(медведь), мама …(медведица), у них маленькие ( медвежата).

Папа…(заяц), мама…(зайчиха), у них маленькие (зайчата).

Папа…(барсук), мама…(барсучиха), у них маленькие ( барсучата).

7. Составление рассказа-описания животного.

Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам

понравилось и расскажите о нём от имени этого животного.

8. Игра «Один-много»

Давайте ещё раз поиграем в мяч. Я буду называть одно животное, а вы

называете много этих животных.

Один барсук, а много…(барсуков).

Один медведь, а много…(медведей).

Один ёж, а много…(ежей).

Один заяц, а много… (зайцев).

Один волк, а много… (волков).

Одна лиса, а много…(лис).

Одна белка, а много…(белок).

9. Итог.

О чём мы сегодня говорили на занятии?

Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…



В раздел образования