Автор: Брындикова Наталья Адамовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №8
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: "Дикие животные поздней осенью"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитию связной речи и лексико-грамматических
категорий в подготовительной группе для детей с ТНР на тему:
«Дикие животные поздней осенью».
Цель:
развитие связной речи путём пересказа текста и составления рассказа по
мнемотаблице.
Задачи: коррекционные:
учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки и с опорой на мнемотаблицу сос-
тавлять рассказ-описание животного; развивать слуховое внимание.
образовательные: систематизировать знания детей о поведении животных
поздней осенью; расширять словарный запас;
закреплять умение изменять существительное по родам, развивать умение образовывать
притяжательные прилагательные; формировать умение образовывать мужской и женский
род названий животных, названия детёнышей животных;
закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
воспитательные: воспитывать литературно-художественный
вкус и способность понимать и чувствовать настроение героев произведения, любовь к
животным.
Оборудование: адаптированный текст рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге», предмет-
ные картинки: ворон, белка, лиса, барсук, ёж, медведь, волк, улетающие птицы, мяч,
ноутбук, экран, игра-презентация «Дружная семья».
Организационный момент.
Отгадайте загадки.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На собаку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Кто в лесу хитрее всех?
Есть приметы – рыжий мех,
Длинный хвост, которым ловко
Заметает след плутовка. (Лиса)
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …(Барсук)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
1. Сообщение темы.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Мы будем говорить о диких животных. А чем поздней осенью занимаются звери в лесу?
(Готовятся к зиме.) Вы обратили внимание, когда вы отгадывали загадки, на доске появля
лись картинки-отгадки.
Но некоторых картинок было по две, почему? (Белка шубку меняет к зиме).
Да, заяц , лиса и белка оденутся в тёплые , зимние шубы. Зимняя шубка зайца станет бе-
лой. Почему? (Чтобы его не видно было на снегу.)
Белка сделает запасы: орехи, жёлуди, грибы, ягоды. Медведь и ёж стараются накопить
жир, чтобы хватило на долгую спячку.
А сейчас послушайте рассказ Н.Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный текст)
- Жители леса! – закричал утром мудрый Ворон.
- Поздняя осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса:
- Готовы, готовы, готовы…
- А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон
- Перво - наперво холод в лес придёт – что делать станете?
- Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы волки и барсуки, в тёплые норы спрячемся!
- Мы ежи и медведи, сном беспробудным уснём!
- Мы, перелётные птицы, в тёплые края улетим!
2. Пересказ рассказа с опорой на серию картинок.
(Выбираются только картинки животных о которых говорилось в
рассказе, а также отдельно ставим картинку ворона и улетающих птиц).
Что мы узнали из рассказа о подготовке диких животных к холодам?
Какие животные меняют свои шубки? Какие ложатся в спячку до самой
весны? Какие животные прячутся в норы? Что делают перелётные птицы?
Чтение текста повторно. А теперь попробуйте пересказать этот текст, как звери готовятся
к зиме. Пересказ текста детьми.
3. Игра «Чей дом».
Я говорю предложение и бросаю мяч. Вы ловите мяч, повторяете моё
предложение полностью и заканчиваете его названием жилища животного.
К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает…(берлогу).
Белка ищет в лесу…(дупло).
Лиса роет…(нору) .
Волк устраивает ….(логово).
Барсук роет глубокую…(нору).
Берлога – дом…(медведя). Это чей дом?
Дупло – дом…(белки). Это чей дом?
Нора – дом …(лисы и барсука). Это чей дом?
Логово – дом…(волка). Это чей дом?
4. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?»
Обращаю
внимание
на
картинки с изображениями животных, прошу
запомнить, затем одну убираю. Дети должны назвать, кого не стало.
5. Речь с движением «Ёжик»
По сухой лесной дорожке- (Шаркаем ножками, как бы по сухим листочкам.)
Топ – топ – топ –топочут ножки (Топочем ногами.)
Ходит, бродит вдоль дорожек (Идём друг за другом.)
Весь в иголках серый ёжик (Складываем ручки и топорщим пальчики)
Будет ёжик в холод спать (Складываем ручки ладошка к ладошке и кладём под щёчку.)
А во сне грибы считать. (Делаем из ручек грибок.)
6. Игра «Дружная семья». ( показ игры-презентации «Дружная семья»)
Я назову детёнышей, а вы мне назовите их папу и маму.
Папа…(лис), мама…(лисица), у них маленькие ( лисята).
Папа…(волк), мама…(волчица), у них маленькие (волчата).
Папа …(ёж), мама …(ежиха), у них маленькие (ежата).
Папа …(медведь), мама …(медведица), у них маленькие ( медвежата).
Папа…(заяц), мама…(зайчиха), у них маленькие (зайчата).
Папа…(барсук), мама…(барсучиха), у них маленькие ( барсучата).
7. Составление рассказа-описания животного.
Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам
понравилось и расскажите о нём от имени этого животного.
8. Игра «Один-много»
Давайте ещё раз поиграем в мяч. Я буду называть одно животное, а вы
называете много этих животных.
Один барсук, а много…(барсуков).
Один медведь, а много…(медведей).
Один ёж, а много…(ежей).
Один заяц, а много… (зайцев).
Один волк, а много… (волков).
Одна лиса, а много…(лис).
Одна белка, а много…(белок).
9. Итог.
О чём мы сегодня говорили на занятии?
Продолжите предложения:
-Я сегодня узнал…
-Мне было трудно…
-Мне было интересно…