Напоминание

Без творчества - нет учителя!


Автор: Кульчикова Динара Казбековна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: пос. Рощино Курского района, Ставропольского края
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Без творчества - нет учителя!
Раздел: среднее образование





Назад





Творчество учителя - пример творческого

решения заданий учениками.

Д. К. Кульчикова

учитель информатики

МОУ СОШ № 9 п. Рощино

Курского района СК
Мастер-класс «Без творчества – нет учителя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется разговор? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько учителей!
Девиз моего выступления
: «Без творчества нет учителя!». Выступление пройдет в форме мастер-класса, на котором, я надеюсь, мы поделимся друг с другом творческими находками.
Учитель
–это не профессия, это образ жизни .Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Творческий учитель
– «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Н.Рерих) Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество
– это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.
Вопрос: творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер

-
это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер. Но, может ли учитель, не умеющий творчески подходить к решению заданий, научить ребят творческому подходу? И сейчас я предлагаю вам всем пройти диагностический тест на определение уровня вашего творческого потенциала. Диагностика творческого потенциала молодых учителей.
Перед вами лежит текст теста. В нем 1 2 вопросов и на каждый вопрос три варианта ответа. Вам необходимо, прочитав вопрос, выбрать из предложенных вариантов один. Будьте внимательны, не торопитесь.
Тест «Ваш творческий потенциал»

Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической

деятельности».

Цель:
стимулировать творческую активность педагогов.
Проранжировать высказывания:
Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества. Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт. Творчество в педагогической работе можно спланировать. Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности. Группы ранжируют мнения: Согласны ____ человек. Не согласны __ человек. Спорно______ человек. ( Группы отдают предпочтение четвёртому утверждению, затем признают второе, равномерно оценивают первое и третье утверждения. )
2. Ассоциации со словом «творчество»

Т
-труд
В
-вдохновение
О
-оригинальность
Р
-развитие
Ч
-чувство новизны
Е
-единство целей и действий
С
-сотворчество, созидание
Т
-талант
В
-время
О
- основа педагогической деятельности
3. Блиц-опрос.
1.«Что препятствует творчеству?» 2.«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» На цветных листочках группы записывают ответ.
Систематизация мнений
.
«Проблемные облака»
(Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: лень собственная и некоторых учащихся, недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к
ним, стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость…) Ответы на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» Способности, проявляемые в действиях педагога по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми ценности каждого представителя коллектива. На листе бумаги с изображением солнца предлагается нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» Педагоги признаются, что достойны уважения за: духовность, патриотизм, открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе, умение ценить дружбу, постоянное совершенствование, искренность, тактичность,выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии, пунктуальность, умение преодолевать трудности, умение слышать, понимать и прощать. О нравственных ценностях педагогов говорят слова: «люблю красоту во всём»; «люблю людей»; «люблю работать»; «люблю родную землю»; «уважаю окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «люблю петь, рисовать, читать стихи». Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги ощущают собственную ценность, любят детей. Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение. Сейчас я хочу вам предложить составить портрет современного учителя глазами детей. Изобразите на листочках свои портреты. Учитель – это человек, которому все вокруг интересно. У него всегда горят глаза, поет душа. И поэтому рисуем его портрет.
1. Глаза-в форме звездочек Учитель в постоянном поиске, он всегда интересуется новостями, готовясь к конкурсу один, либо с детьми он перечитывает всю литературу. 2. Нос – в форме вопроса Для детей на уроке и в живом общении – самое главное улыбка. День начинается с улыбки, дружба начинается с улыбки. 3. Улыбка Любой учитель, прежде всего человек и чаще женщина. Как и любая женщина учитель следует тенденциям моды, выглядит ухоженно и красиво. И поэтому заканчивая образ рисуем дамскую шляпку. Ведь учитель для 50-70% детей – идеальный и благородный человек. 4.Шляпка Как развивать у детей фантазию и воображение. 1. Сформировать мотивацию. 2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Лучше это показать на собственном примере. 3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. 4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются. 5. Собственным примером. В детстве все копируют взрослых и этим грех не воспользоваться. Ведь вы авторитет для ребенка. 6. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел?» Давайте и мы с вами пофантазируем. Высказываются мнения педагогов. 7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот например, классическая ситуация: дети попали на необитаемый остров, как выжить? Высказываются мнения педагогов. 8. «Подбрасывать» им интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории. 10. Обучить различным приемам развития воображения и фантазирования: уменьшить или увеличить что-либо и придумать что произойдет дальше; усложнить игру, сюжет, рассказ и т.д. Притча. « Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время,
когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. — Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. — От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая. » Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует. А я же хочу закончить словами из песни, которую написал Виктор Шилов,: Научить и душой обогреть- В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за 40 минут. Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Рефлексия. Игра "Проблема на ладошке”
- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности со стороны, как если бы вы держали её на ладошке. (Я держу на ладошке теннисный мячик) - Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие. И что нового я узнал на деловой игре? (Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас. (музыкальное сопровождение: музыка вселенной) (участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)


В раздел образования