Автор: Кульчикова Динара Казбековна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ СОШ №9 Населённый пункт: пос. Рощино Курского района, Ставропольского края Наименование материала: мастер-класс Тема: Без творчества - нет учителя! Раздел: среднее образование
Курского района СК
Мастер-класс
«Без творчества – нет учителя!»
Здравствуйте,
уважаемые
коллеги!
Вы
знаете
самую
точную
примету:
если
встретились два учителя, то обязательно начнется разговор? Тогда чего же ждать нам
сегодня, когда собралось вместе столько учителей!
Девиз моего выступления : «Без творчества нет учителя!». Выступление пройдет в
форме мастер-класса, на котором, я надеюсь, мы поделимся друг с другом
творческими находками.
Учитель –это не профессия, это образ жизни .Современный ритм жизни требует от
учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе,
самоотдачи. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет»
(Н.Рерих)
Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы
обучаемые,
обстоятельства,
личность
самого
педагога,
и
любое
педагогическое
решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Таким образом,
педагогическая деятельность – это проявление постоянного
разностороннего
творчества.
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат
творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Педагогическое
творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с
деятельностью ученого, писателя, артиста.
Вопрос: творчество и мастерство - одно и то же или нет?
Мастер
- это
работник,
в
совершенстве
владеющий
своей
профессией,
а
мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть
и молодой учитель, еще не мастер.
Но, может ли учитель, не умеющий творчески подходить к решению заданий,
научить ребят творческому подходу?
И сейчас я предлагаю вам всем пройти диагностический тест на определение
уровня вашего творческого потенциала.
Диагностика творческого потенциала молодых учителей.
Перед вами лежит текст теста. В нем 1 2 вопросов и на каждый вопрос три
варианта ответа. Вам необходимо, прочитав вопрос, выбрать из предложенных
вариантов один. Будьте внимательны, не торопитесь.
Тест «Ваш творческий потенциал»
Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической
деятельности».
Цель: стимулировать творческую активность педагогов.
Проранжировать высказывания:
Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая
опыт. Творчество в педагогической работе можно спланировать.
Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции,
помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.
Группы ранжируют мнения:
Согласны ____ человек.
Не согласны __ человек.
Спорно______ человек.
( Группы отдают предпочтение четвёртому утверждению, затем признают второе,
равномерно оценивают первое и третье утверждения. )
2. Ассоциации со словом «творчество»
Т -труд
В -вдохновение
О -оригинальность
Р -развитие
Ч -чувство новизны
Е -единство целей и действий
С -сотворчество, созидание
Т -талант
В -время
О - основа педагогической деятельности
3. Блиц-опрос.
1.«Что препятствует творчеству?»
2.«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о
себе?»
На цветных листочках группы записывают ответ.
Систематизация мнений .
«Проблемные облака» (Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы,
систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: лень собственная и
некоторых учащихся, недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к
ним, стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными,
психологическая напряжённость…)
Ответы на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи,
достоинства? Что я знаю о себе?»
Способности, проявляемые в действиях педагога по отношению к самому себе,
содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны
для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для
обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми ценности каждого
представителя коллектива. На листе бумаги с изображением солнца предлагается
нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я
заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»
Педагоги
признаются,
что
достойны
уважения
за:
духовность,
патриотизм,
открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе,
умение
ценить
дружбу,
постоянное
совершенствование,
искренность,
тактичность,выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии,
пунктуальность, умение преодолевать трудности, умение слышать, понимать и
прощать.
О
нравственных
ценностях
педагогов
говорят
слова:
«люблю
красоту
во
всём»;
«люблю
людей»;
«люблю
работать»;
«люблю
родную
землю»;
«уважаю
окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «люблю петь, рисовать, читать
стихи».
Такие
откровения
убеждают
в
неповторимости,
незаменимости
педагогических
личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги ощущают собственную
ценность, любят детей.
Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия,
которая
требует
от
человека,
посвятившего
ей
жизнь,
постоянного
творчества,
неустанной
работы
мысли,
огромной
душевной
щедрости,
любви
к
детям,
безграничной верности делу. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет
профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем
его
труд.
Современный
ритм
жизни
требует
от
учителя
непрерывного
профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний,
образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих
подопечных
находить
нужные
знания
в
безбрежном
океане
современных
наук,
приобретать
опыт
самообразования.
Он
должен
вдохновлять
своих
учеников
на
учение.
Сейчас я хочу вам предложить составить портрет современного учителя глазами
детей. Изобразите на листочках свои портреты.
Учитель – это человек, которому все вокруг интересно. У него всегда горят глаза, поет
душа. И поэтому рисуем его портрет.
1. Глаза-в форме звездочек
Учитель в постоянном поиске, он всегда интересуется новостями, готовясь к конкурсу
один, либо с детьми он перечитывает всю литературу.
2. Нос – в форме вопроса
Для детей на уроке и в живом общении – самое главное улыбка. День начинается с
улыбки, дружба начинается с улыбки.
3. Улыбка
Любой учитель, прежде всего человек и чаще женщина. Как и любая женщина
учитель
следует
тенденциям
моды,
выглядит
ухоженно
и
красиво.
И
поэтому
заканчивая
образ
рисуем
дамскую
шляпку.
Ведь
учитель
для
50-70%
детей
–
идеальный и благородный человек.
4.Шляпка
Как развивать у детей фантазию и воображение.
1.
Сформировать мотивацию.
2.
Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично
ребенку. Лучше это показать на собственном примере.
3.
Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок
быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и
рационально мыслить.
4.
Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам
доверяют и охотнее слушаются.
5.
Собственным примером. В детстве все копируют взрослых и этим грех не
воспользоваться. Ведь вы авторитет для ребенка.
6.
Стимулировать
фантазию
вопросами.
Например:
«А
что
произойдет,
если
у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел?»
Давайте и мы с вами пофантазируем. Высказываются мнения педагогов.
7.
Ставить
детей
в
затруднительные
ситуации.
Пусть
сами
думают
и
находят
выход. Вот например, классическая ситуация: дети попали на необитаемый остров,
как выжить? Высказываются мнения педагогов.
8.
«Подбрасывать»
им
интересные
сюжеты
и
просить
их
составлять
по
ним
рассказы, сказки, истории.
10. Обучить
различным
приемам
развития
воображения
и
фантазирования:
уменьшить
или
увеличить
что-либо
и
придумать
что
произойдет
дальше;
усложнить игру, сюжет, рассказ и т.д.
Притча.
«
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два
плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой
долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось
через
несколько
времени,
что
оба
земляка
опять
встретились.
Плуг,
бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время,
когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке,
потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у
своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем
был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
»
Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной
эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но
и в цирк превращать урок не следует. А я же хочу закончить словами из песни,
которую написал Виктор Шилов,:
Научить и душой обогреть-
В этом весь наш учительский труд,
И счастливее сделать сердца
Предстоит нам за 40 минут.
Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся
требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом
человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру.
Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к
человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в
школе. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно
учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать.
Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Рефлексия. Игра "Проблема на ладошке”
- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования
профессиональной компетентности со стороны, как если бы вы держали её на
ладошке. (Я держу на ладошке теннисный мячик)
- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании.
Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким
образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность
обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
И что нового я узнал на деловой игре? (Я хотела бы развить в себе такое качество как
красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу
развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.
(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)
(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и
высказывают своё личностное отношение к ней.)