Автор: Докучаева Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15 "Черёмушка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Тема: "В гостях у Звуковичка"
Раздел: дошкольное образование
НОД по формированию начальных навыков чтения и обучению
грамоте в подготовительной к школе группе
(кружок «Грамотейка»)
Тема: «В гостях у Звуковичка»
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей со звуками С и С’, буквой С, закреплять
умение
характеризовать
звук
по
артикуляционным
и
акустическим
признакам, формировать у детей умение читать слоги и слова с данной
буквой, подбирать соответствующие картинки к словам, продолжать учить
составлять слова из складовых кубиков.
Развивающие:
- Развивать зрительный гнозис, фонематическое восприятие,
графомоторные навыки, звукобуквенный анализ и синтез.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога, работать в парах.
Оборудование и материалы:
Звуковичок (игрушка), «волшебная» картина, звуковой символ звука С,
схема характеристики звуков, карточка с буквой С, слоговые дорожки для
чтения (прямые и обратные слоги со звуком С), предметные картинки в
названии которых есть звук С и конверты с написанными на них
аналогичными
словами,
складовые
кубики
Н.
Зайцева,
картинки
соответствующие отгадкам загадок, карточки с зашифрованными словами
(по первым звукам в названии картинок), листы к клетку с заданием на
зрительный гнозис, касса букв, простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня старичок-Звуковичок снова приглашает
нас в гости в Страну звуков и букв. Отправляемся? Скажем волшебные слова
– «Один, 2, 3, 4, 5 – в стране звуков мы опять!».
- А вот и Звуковичок. – Здравствуйте!
- А кто помнит какой завтра праздник? - День защитника отечества!
- Что это за праздник? Для кого? - Праздник пап и дедушек – 23
февраля! А Звуковичок у нас тоже дедушка, а мы ему даже подарок не
приготовили! Что можно подарить? Я предлагаю сделать Звуковичку
красивую картину. Но картина эта волшебная, её части появляются только
тогда, когда мы покажем свои знания, и умение дружно играть в игры. Все
готовы?
- Вспомним, с какими звуками знакомил нас Звуковичок в прошлый раз?
(Подсказка - Я назову слова, а вы определите, какой в них одинаковый
первый звук: сок, санки, самокат). Звук С (показываю звуковой символ звука
С). Сегодня мы продолжим знакомиться и играть со звуком С и буквой С и
читать слова с этой буквой.
2. Основная часть
Характеристика звуков [C C’] по артикуляционным и акустическим
признакам (с использованием схемы).
- Вот что мы знаем о звуках С и С’! (появляется часть картины-подарка
Звуковичку).
Развитие фонематического восприятия (представлений).
Вспомним слова со звуками С и С’. Сядет на стульчик тот, кто вспомнит
слово со звуком С или С’ Как только вы назовёте все слова, появится часть
картины.
Закрепление знаний о букве С.
Рассмотрите букву С. на что она похожа? (картинки с предметами
похожими на букву С). Сделаем из большого и указательного пальце левой
руки букву С, напишем её в воздухе.
Букву С писать мне просто.
С – это месяц, кривой и острый.
Повторение правила:
Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем!
. Чтение открытых и закрытых слогов с буквой С (строчками).
- Друзья – зверята прислали Звуковичку поздравления с праздником на
своём языке. Прочитаем их Звуковичку:
- СА СЫ СО,
- АС ИС ОС и т.п. (каждый ребёнок по строчке).
Появляется часть картины-подарка Звуковичку.
Чтение слов с буквой С
- Звуковичок тоже приготовил друзьям подарки. Разложим их по
конвертам – нужно прочитать слово на конверте и положить в него
соответствующую картинку (слова со звуком С).
- А сейчас сложим все эти конверты в почтовый ящик, и они
обязательно найдут своих адресатов!
Появляется часть картины-подарка Звуковичку.
Динамическая пауза
- А сейчас Звуковичок расскажет вам, что он делал на этой неделе!
В понедельник я купался.
(изображаем плавание)
А во вторник – рисовал.
(изображаем рисование)
В среду долго умывался,
(умываемся)
А в четверг в футбол играл.
(бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал,
(прыгаем)
Очень долго танцевал.
(кружимся)
А в субботу, воскресенье
(хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(засыпают)
Составление слов из кубиков (складовых).
А гостям Звуковичок очень любит загадывать загадки. Хотите он вам
загадает?. Слушайте внимательно, в слове-отгадке обязательно должен быть
звук С или С’. А затем мы эти слова выложим из кубиков (кубики Зайцева).
Загадываем загадки, выкладываем слова.
- Белый камень во рту тает! (сахар)
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи, меня в них ищи! (капуста)
- Маленькие сдобные колёсики съедобные,
Из муки и молока, с чаем вкусные всегда! (сушки)
Появляется часть картины-подарка Звуковичку.
«Расшифруй слово» - выделение первого звука в слове и составление
слова по первым буквам, его чтение.
А кто же придёт из лесных зверей и птиц в гости к Звуковичку? Мы это
узнаем, если расшифруем слова. Определите первый звук в слове и поставьте
соответствующую букву в окошко над картинкой. Прочитайте слово. (Игра
парами).
Появляется часть картины-подарка Звуковичку.
Работа за столами в тетрадях, развитие зрительного гнозиса.
Садятся парами, как поделились до этого.
- Посмотрите, на нашей картине остался только один пустой квадратик.
- Посмотрите в тетрадь, звуковичок написал вам букву С правильно и
неправильно. Возьмите простой карандаш и обведите в кружок все
правильно написанные буквы С (затем контроль напарника).
Появляется часть картины-подарка Звуковичку.
3. Итог занятия.
Дарим Звуковичку картину.
Прощаемся. Возвращаемся из страны
звуков и букв (12345 – в детском садике опять).
- С какими звуками и буквой мы сегодня знакомились? Какая игра
понравилась больше, какая была самой трудной/ лёгкой?
Дифференцированный анализ деятельности детей.