Напоминание

конспект по обучению грамоте "Маленькие грамотеи"


Автор: Петренко Галина Вячеславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №28 "Чебурашка"
Населённый пункт: Станица Староминская Староминский район Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект по обучению грамоте "Маленькие грамотеи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по обучению грамоте

В подготовительной группе для детей с ЗПР.

Учитель -дефектолог: Петренко Г.В.

Тема: «Маленькие грамотеи».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу

«Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить

программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи

Закреплять навык различения гласных и

согласных звуков; формировать навык звукового

анализа слова, деления слова на слоги (части);

закрепить умение подбирать существительные к

словам-действиям;

упражнять

в

составлении

предложений по схеме;

продолжать подготовку руки

к письму;

Развивать речь детей, логическое мышление,

внимание, фонематический слух, усидчивость.

Воспитывать самостоятельность, интерес к

грамматике,

бережное

отношение

к

пособиям,

культуру общения со сверстниками.

Материалы

Конверт с письмом, конверты с заданиями, картинка-

мак, слоговые домики, картинки животных,

карандаши, схемы-предложений, игрушки, книги,

конструктор, листы-штриховки, солнышки.

Мотивационный

этап (для чего я

(ребенок) это

делаю))

Ребята нам на детский сад пришло письмо. А на нём

надпись - «Задания маленьким грамотеям»

подготовительной группы «Почемучки». Это для нас.

Внутри письмо, хотите прочитать?

Д. Да!

У. Кто будет читать? (дети пытаются читать)

У. Хорошо я прочитаю, слушайте.

«До меня дошли сведения, что вы очень

любознательные ребята и любите заниматься. Я

прислала для вас подарок, но, чтобы его получить,

надо выполнить мои задания. Мои волшебные

помощники спрятали задания у вас в кабинете.

Найти

их несложно, нужно лишь отгадать загадки, и вы

узнаете, где они лежат. «Фея Весна».

Ориентировочный

( ребенок

представляет, что

получится в итоге)

У. Ребята, так, что надо делать?

Д. Будим искать и выполнять задания.

У. А чтобы узнать где найти задание, что нам надо

будет сделать?

1

Д. Отгадать загадки.

У.

А вот и загадки есть в письме КТО ПОЧИТАЕТ?

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Д: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Учитель вынимает конверт с заданием из-за

зеркала.)

Исполнительский

(осваиваю новое

действие и

закрепляю старое)

Игра «Назови звуки».

У. Помощники «Феи Весны» принесли для вас

карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Д. Мак!

У. Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак.

Какой первый звук?

Д. М-м-м

У. Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук.

М-м-м... Получается? А что нам мешает?

Д. Губы!

У. Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Д. Согласный!

У. Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Д. М-аааа-к! Звук А!

У. Давайте попробуем его пропеть!

Д. А-а-а...

У. Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает.

Какой это звук?

Д. Гласный!

Учитель с детьми пробует пропеть третий звук К и

определяют, что он не поется! А значит он

согласный!

У. Молодцы, справились с заданием.

Давайте прочитаем следующую загадку.

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Д. Книга! Задание будем искать там, где у нас книги!

(Находят конверт с заданием.)

У. Слушайте задание.

Игра «Рассели животных».

Тара - да, тара-да

У животных чехарда,

Не нашли свой дом зверята

Помогите им ребята.

2

Учитель раздает по 2 картинки с изображением

зверей: волк, кот, лиса, белка, собака, корова,

заяц, коза.

Перед вами 3 домика, чем они отличаются?

Д. В первом домике одно окно, во втором два, в

третьем три окна.

У. В первый домик нужно заселить того животного.

В названии, которого 1 слог;

Во второй домик нужно заселить того животного, в

названии которого 2 слога;

В третий домик нужно заселить того животного, в

названии которого 3 слога;

Дети выставляют картинки.

У. А теперь все вместе пойдем к зверятам в гости.

Поставим руку к подбородку и скажем кто живет в

первом домике. (выполняют все). Теперь прохлопаем

название этого животного (все выполняют).

Аналогично с другими домиками.

Правильно заселили? (ответ детей).

У. Слушайте третью загадку:

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой… (Игрушки)

Задание будем искать там, где у нас игрушки!

(Находят конверт с заданием.)

Игра «Назови действие»

У. Я буду называть действие, а вы будете отгадывать,

кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный

шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с

деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, рыба,

собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

У. Молодцы, справились с заданием. Слушайте

четвётую загадку:

Чертят им или рисуют.

Грифель по листку танцует.

Он большой помощник наш,

И зовётся… (Карандаш)

3

Задание будем искать там, где у нас карандаши!

(Находят конверт с заданием.)

Игровое упражнение «Заштрихуй рисунки».

У. И следующее задание вам надо выполнить

карандашом штриховку прямыми вертикальными

линиями, не выходя за контур рисунков. (дети

выполняют задание).

У: Молодцы, ребята, а теперь мы немножко отдохнем

Давайте вспомним нашу разминку «Весна».

Физкультминутка: «Весна».

Вот и кончилась зима (топают)

Постучалась к нам весна (хлопают)

Солнца яркие лучи (руки вверх)

Превратят снега в ручьи. (волнообразные движения

руками)

Птицы станут щебетать песни петь и распевать

(машут руками как крыльями)

Дети повторяют вместе с учителем.

У. Слушайте пятую загадку:

Строю дом из кирпичей,

Он пока еще ничей.

Вот кирпичик к кирпичу –

Строю все, что захочу!

Не нравится – ломаю

И снова начинаю. (Кубики)

Задание будем искать там, где у нас кубики!

(Находят конверт с заданием.)

Игровое упражнение «Составь предложение».

У. Это карточки-схемы, каждому из вас я дам по две

карточки, вам надо составить предложения по

схемам. Внимательно посмотрите, подумайте. Кто

уже придумал свои предложения? (дети

проговаривают свои предложения).

У. Молодцы, справились с заданием. Ну, что читаем

следующую (шестую) загадку:

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу – шире, сверху – уже. (Пирамидка)

Задание будем искать там, где у нас пирамидки!

(Находят конверт с заданием.)

У. Фея - добрая Весна

Рада солнцу тоже

От неё - подарок нам,

4

Интересно, что же?

Открывает

Весна нам солнышко прислала

Чтобы всем теплее стало!

Рефлексивный

(для чего делали,

что запомнилось,

как делали…)

Спасибо Фее-Весне. Ребята, чем же мы сегодня

занимались? С выполнением какого задания у вас

возникли трудности? Чему мы с вами научились?

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять

задания Феи-Весны?(индивидуальная оценка

деятельности детей)

Перспективный

( кому расскажу.

как научу)

У. Ребята, а вы дома расскажете о нашем волшебном

письме и о том, чем мы занимались. Вы отгадали все

загадки, выполнили все задания Феи, возьмите её

подарки себе на память.

5



В раздел образования