Автор: Петренко Галина Вячеславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №28 "Чебурашка"
Населённый пункт: Станица Староминская Староминский район Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект по обучению грамоте "Маленькие грамотеи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте
В подготовительной группе для детей с ЗПР.
Учитель -дефектолог: Петренко Г.В.
Тема: «Маленькие грамотеи».
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу
«Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить
программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи
Закреплять навык различения гласных и
согласных звуков; формировать навык звукового
анализа слова, деления слова на слоги (части);
закрепить умение подбирать существительные к
словам-действиям;
упражнять
в
составлении
предложений по схеме;
продолжать подготовку руки
к письму;
Развивать речь детей, логическое мышление,
внимание, фонематический слух, усидчивость.
Воспитывать самостоятельность, интерес к
грамматике,
бережное
отношение
к
пособиям,
культуру общения со сверстниками.
Материалы
Конверт с письмом, конверты с заданиями, картинка-
мак, слоговые домики, картинки животных,
карандаши, схемы-предложений, игрушки, книги,
конструктор, листы-штриховки, солнышки.
Мотивационный
этап (для чего я
(ребенок) это
делаю))
Ребята нам на детский сад пришло письмо. А на нём
надпись - «Задания маленьким грамотеям»
подготовительной группы «Почемучки». Это для нас.
Внутри письмо, хотите прочитать?
Д. Да!
У. Кто будет читать? (дети пытаются читать)
У. Хорошо я прочитаю, слушайте.
«До меня дошли сведения, что вы очень
любознательные ребята и любите заниматься. Я
прислала для вас подарок, но, чтобы его получить,
надо выполнить мои задания. Мои волшебные
помощники спрятали задания у вас в кабинете.
Найти
их несложно, нужно лишь отгадать загадки, и вы
узнаете, где они лежат. «Фея Весна».
Ориентировочный
( ребенок
представляет, что
получится в итоге)
У. Ребята, так, что надо делать?
Д. Будим искать и выполнять задания.
У. А чтобы узнать где найти задание, что нам надо
будет сделать?
1
Д. Отгадать загадки.
У.
А вот и загадки есть в письме КТО ПОЧИТАЕТ?
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий
Засмейся - и в ответ
Он засмеялся тоже.
Д: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Учитель вынимает конверт с заданием из-за
зеркала.)
Исполнительский
(осваиваю новое
действие и
закрепляю старое)
Игра «Назови звуки».
У. Помощники «Феи Весны» принесли для вас
карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Д. Мак!
У. Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак.
Какой первый звук?
Д. М-м-м
У. Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук.
М-м-м... Получается? А что нам мешает?
Д. Губы!
У. Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?
Д. Согласный!
У. Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Д. М-аааа-к! Звук А!
У. Давайте попробуем его пропеть!
Д. А-а-а...
У. Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает.
Какой это звук?
Д. Гласный!
Учитель с детьми пробует пропеть третий звук К и
определяют, что он не поется! А значит он
согласный!
У. Молодцы, справились с заданием.
Давайте прочитаем следующую загадку.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Д. Книга! Задание будем искать там, где у нас книги!
(Находят конверт с заданием.)
У. Слушайте задание.
Игра «Рассели животных».
Тара - да, тара-да
У животных чехарда,
Не нашли свой дом зверята
Помогите им ребята.
2
Учитель раздает по 2 картинки с изображением
зверей: волк, кот, лиса, белка, собака, корова,
заяц, коза.
Перед вами 3 домика, чем они отличаются?
Д. В первом домике одно окно, во втором два, в
третьем три окна.
У. В первый домик нужно заселить того животного.
В названии, которого 1 слог;
Во второй домик нужно заселить того животного, в
названии которого 2 слога;
В третий домик нужно заселить того животного, в
названии которого 3 слога;
Дети выставляют картинки.
У. А теперь все вместе пойдем к зверятам в гости.
Поставим руку к подбородку и скажем кто живет в
первом домике. (выполняют все). Теперь прохлопаем
название этого животного (все выполняют).
Аналогично с другими домиками.
Правильно заселили? (ответ детей).
У. Слушайте третью загадку:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой… (Игрушки)
Задание будем искать там, где у нас игрушки!
(Находят конверт с заданием.)
Игра «Назови действие»
У. Я буду называть действие, а вы будете отгадывать,
кто их совершает.
1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный
шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с
деревьев)
2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, рыба,
собака.)
3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)
4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)
6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
У. Молодцы, справились с заданием. Слушайте
четвётую загадку:
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся… (Карандаш)
3
Задание будем искать там, где у нас карандаши!
(Находят конверт с заданием.)
Игровое упражнение «Заштрихуй рисунки».
У. И следующее задание вам надо выполнить
карандашом штриховку прямыми вертикальными
линиями, не выходя за контур рисунков. (дети
выполняют задание).
У: Молодцы, ребята, а теперь мы немножко отдохнем
Давайте вспомним нашу разминку «Весна».
Физкультминутка: «Весна».
Вот и кончилась зима (топают)
Постучалась к нам весна (хлопают)
Солнца яркие лучи (руки вверх)
Превратят снега в ручьи. (волнообразные движения
руками)
Птицы станут щебетать песни петь и распевать
(машут руками как крыльями)
Дети повторяют вместе с учителем.
У. Слушайте пятую загадку:
Строю дом из кирпичей,
Он пока еще ничей.
Вот кирпичик к кирпичу –
Строю все, что захочу!
Не нравится – ломаю
И снова начинаю. (Кубики)
Задание будем искать там, где у нас кубики!
(Находят конверт с заданием.)
Игровое упражнение «Составь предложение».
У. Это карточки-схемы, каждому из вас я дам по две
карточки, вам надо составить предложения по
схемам. Внимательно посмотрите, подумайте. Кто
уже придумал свои предложения? (дети
проговаривают свои предложения).
У. Молодцы, справились с заданием. Ну, что читаем
следующую (шестую) загадку:
Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу – шире, сверху – уже. (Пирамидка)
Задание будем искать там, где у нас пирамидки!
(Находят конверт с заданием.)
У. Фея - добрая Весна
Рада солнцу тоже
От неё - подарок нам,
4
Интересно, что же?
Открывает
Весна нам солнышко прислала
Чтобы всем теплее стало!
Рефлексивный
(для чего делали,
что запомнилось,
как делали…)
Спасибо Фее-Весне. Ребята, чем же мы сегодня
занимались? С выполнением какого задания у вас
возникли трудности? Чему мы с вами научились?
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять
задания Феи-Весны?(индивидуальная оценка
деятельности детей)
Перспективный
( кому расскажу.
как научу)
У. Ребята, а вы дома расскажете о нашем волшебном
письме и о том, чем мы занимались. Вы отгадали все
загадки, выполнили все задания Феи, возьмите её
подарки себе на память.
5