Автор: Марина Микаеловна Арлевич
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" № 435
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Многофункциональные игры
Раздел: дошкольное образование
Многофункциональные игры
Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь».
Самая доступная деятельность для дошкольника-это игра. Между игрой и
речью существует очень тесная связь: с одной стороны, речь ребёнка
развивается и активизируется в игре, с другой стороны, собственно игра
совершенствуется при участии речевой деятельности.
В своей работе с детьми учителя-логопеды, как и все другие педагоги
используют дидактические игры. В последнее время, я стала уделять
большое внимание многофункциональным дидактическим играм.
Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон
участников, начиная с группы раннего возраста до подготовительной к
школе группы.
Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и
упражнений. Они могут быть авторскими, придуманными детьми
самостоятельно.
В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные
для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал, решать
различные общеразвивающие и коррекционные задачи.
В-четвёртых, развивать своего ребёнка с помощью таких игр могут не только
педагоги, но и родители.
К многофункциональным играм я отношу практически любые игрушки и
предметы, которые окружают малыша. Особенная ценность состоит в том,
что для развития ребёнка не обязательно приобретать множество различных
игр и пособий, главное-уметь грамотно использовать то, что находится под
рукой (мячи, кубики, конструкторы, мозаика, пирамидки, машинки и.т.д).
Приведу пример разнообразных игр с мячиками.
Предложите ребёнку мячи разного размера, цвета и разной фактуры. Ребёнок
овладеет понятиями «большой-маленький», научится различать тактильный
рисунок, обогатит свой словарь прилагательными.
Взаимодействуя, с «колючими» мячиками, будет осуществляться
нейростимуляция, что очень важно в работе с детьми с ТНР, ЗПР.
Если мячики звучащие, можно ими «пошуметь», тем самым, будем развивать
слуховое внимание.
С помощью мячей можно развивать понимание обращённой речи и
обогащать глагольный словарь: кати, крути, подбрось, брось и.т.д.
Выполняя задание с мячами в обеих руках, можно осуществлять
межполушарное развитие.
С помощью предметов можно отрабатывать понимание и употребление
предлогов (на столе, под столом, над столом и.т.д)
Можно составить описательный рассказ про мячик, используя определённый
план.
Выполняя счётные операции, развиваем грамматический строй речи (один
мяч, два мяча…пять мячей).
Можно предложить великое множество вариантов игр с разными
предметами. Использование многофункциональных игр я рекомендую и
педагогам, и родителям.
Благодаря многофункциональным играм, развиваются все познавательные
процессы, мыслительные операции, формируются способности к
конструированию и моделированию, математические способности,
развиваются навыки культурного общения.
Мной разработана серия конспектов занятий по речевому развитию с
использованием многофункциональных игр. Используйте их в своей
практике, играйте с пользой и удовольствием.