Автор: Сережина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: ст.Медведовская
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Твори добро!"
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарский края, МО Тимашевский район, станица Медвёдовская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика
муниципального образования Тимашевский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУСОШ 13
от 30.08.2022 года протокол №1
Председатель
____________ В.А. Исаенко
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
«Твори добро»
Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135
Составитель: Сережина Н.В.
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
общего
начального
образования
(приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
1. Пояснительная записка
.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда
закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором
закладываются основные принципы гуманной жизни.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы
развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества
личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина
воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то
человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к
«малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон
патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Целевое назначение
Данная программа духовно-нравственного воспитания направлена на
формирование гуманизма, чуткости, патриотизма, развитие нравственного поведения,
общей культуры, знакомство с историко-культурным наследием, воспитание и сохранение
традиций.
Задачи:
1. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении.
2. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе
культурно – нравственных норм. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и
сохранение семейных традиций.
3. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского
народа. Выработка умений по воспитанию, посильной исследовательской работы в
области краеведения.
4.Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений,
соответствующих обществу. Уменьшение факторов риска, приводящих к
правонарушениям.
Реализация обозначенных целей и задач возможна путём организации кружковой
деятельности учащихся, через использование средств и возможностей школьной
библиотеки, интерактивных средств обучения. В организации деятельности учащихся
преобладают методы: поисковый, экспериментальный, исследовательский.
В основу программы «Дорогами добра» взят традиционный тематический принцип
группировки материала. Младший школьник познает себя и мир вокруг: людей, их
взаимоотношения; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в
нем.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 13, всего на изучение курса «Твори добро» в
начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33
учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе).
Программа нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным
воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм,
методов
и
приемов
педагогических
действий.
Решение
проблем
нравственного
воспитания в данной программе осуществляется через такие формы организации
детского коллектива, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные
часы, семейные выставки достижений.
Эффективным
средством
нравственного
воспитания
является
коллективная
творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому
школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное
направление.
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника
перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их
настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать
чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание школьников в общественном
объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных
действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога
через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
2. Учебно – тематический план.
№ Наименование
разделов,
блоков, тем
Всег
о
часо
в
Количест
во часов
Характеристика деятельности
обучающихся
Аудит
орные
Внеа
удит
орны
е
1 год обучения
Самоорганизация
11 ч.
Знакомиться с учителем и одноклассниками.
Осознавать
себя
как
члена
школьного
коллектива.
Оценивать
свои
личные
качества
и
их
проявление в коллективе.
Знакомиться с правилами поведения в школе.
Оценивать различные ситуации поведения в
школе.
Моделировать
и
оценивать
различные
ситуации
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Выбирать
с
позиции
нравственных
норм
оптимальные
формы
поведения
во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Обосновывать
целесообразность
выбора
языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения.
Анализировать
уместность
использования
средств устного общения в разных речевых
ситуациях.
Оценивать правильность выбора языковых и
неязыковых средств устного общения в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми,
с людьми разного возраста.
Анализировать
нормы
речевого
этикета,
оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге
(умение
слушать,
точно
реагировать
на
реплики, поддерживать разговор, приводить
доводы).
Анализировать
собственную
успешность
участия в диалоге.
1.
Классный
час
«Мы
школьниками
стали».
1
2.
Классный
час
«Мои
поручения
в
классе»
1
3.
Классный
час.
Организация
самоуправления
«Совет
девчонок
и
совет мальчишек»
1
4.
Классный час. Оформление классного
уголка
1
5.
Классный час «Формула успеха»; «Кем
быть?
1
6.
Классный час «Я и мои роли»
1
7
Классный
час
(деловая
игра)
«Мы
делаем сами»
1
8.
Классный час «Я и моя позиция в
классе»
1
9.
Классный час «Культура поведения и
такт»
1
10
Классный час (деловая игра) «Мы в
театре»
1
11
Классный час (практикум) «Как вести
себя в столовой»
1
Я и Отечество
10 ч
12-
13
Классный час «Наша Родина – Россия»
2
Моделировать
ситуации,
касающиеся
отношения
школьников
к
представителям
других
народов,
их
языкам,
традициям,
религиям.
Соотносить
иллюстрации,
видеокадры
достопримечательностей и святынь Москвы,
Санкт – Петербурга со словесным описанием
14
Классный час «Символы России»
1
15
Классный час «Права и обязанности
гражданина России».
1
16-
17
Классный
час
«Москва
–
столица
России. Святыни Москвы – святыни
2
России».
их особенностей.
Объяснять символический смысл основных
изображений Государственного герба России,
узнавать его среди гербов других стран.
Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.
Знакомиться
с
основными
правами
и
обязанностями
граждан
России,
правами
ребёнка.
Обмениваться сведениями о родной стране,
полученными
из
источников
массовой
информации.
Оценивать
вклад
своих
земляков,
соотечественников в сохранение российского
историко-культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России,
готовить
сообщение
на
основе
бесед
с
родными
и
близкими,
дополнительных
источников информации.
Участвовать
в
праздниках
совместно
с
родными и близкими.
Наблюдать
(в
родной
станице,
крае)
исторические
памятники,
культурные
сооружения, соотносить их с определённой
эпохой, событием, фактом.
Представлять образ одного из выдающихся
соотечественников как возможный пример для
подражания.
Практическая работа: составлять режим дня и
давать его анализ (сколько времени на что
отведено).
Участвовать в мероприятиях, посвящённых
выбору оптимальных форм поведения на
основе изученных правил сохранения и
укрепления здоровья.
Проводить наблюдения во время экскурсий по
своему району или станице (особенности пути
домой, безопасность по дороге домой).
Практическая работа по освоению правил
здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для
сохранения жизни и здоровья человека,
сохранения личного и общественного
имущества.
18-
19
Классный час «Города России. Санкт –
Петербург: достопримечательности».
2
20
Классный час «Города Золотого кольца
России».
1
21
Классный
час
«Россия
–
многонациональная страна».
1
Моё здоровье
4 ч
22
Классный
час.
Беседа
медсестры о
профилактике простудных заболеваний.
1
23
Классный час «Режим дня школьника».
1
24
Классный час. Составление маршрута
«Безопасная дорога в школу».
1
25
Классный
час
«Если
хочешь
быть
здоров, закаляйся!»
1
Моя семья
6 ч
26
Классный час «Семья – семь «Я».
1
Находить
информацию
в
ходе
беседы
с
родителями, со старшими родственниками,
местными
жителями
о
семье,
традициях
наречения
имени
младенцу,
особенностях
семейного
воспитания
детей
в
культуре
народов своего края.
Знакомиться по словарям личных имён и
фамилий со значениями имён и фамилий своей
семьи (рода).
Моделировать
ситуации,
требующие
определения цели совместной деятельности в
семье.
Обсуждать
и
составлять
план
беседы
с
родителями
о
поколениях
в
семье,
родословной семьи, о понятии «честь семьи
(рода)».
Моделировать ситуации, требующие знания
образцов
культуры
общения
и
взаимной
ответственности в семье.
27-
28
Классный час. Конкурс рисунков «Моя
семья».
2
29
Классный час «Семейные традиции».
1
30
Классный час «Семейные ценности».
1
31
Классный час «Мои обязанности в
семье».
1
Моя школа
2 ч
32
Классный
час
«Мы
школьниками
стали»
1
Обсуждать
правила
поведения
в
школе,
особенности взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками.
Моделировать
ситуации,
требующие
соблюдения культурной нормы поведения в
классе на уроке, во время перемен, во время
проведения общешкольных учебных, игровых,
рекреационных мероприятий.
Моделировать
ситуации,
в
которых
необходимы
дружелюбные
отношения,
согласие,
взаимная
помощь,
личная
ответственность друг за друга.
33
Классный
час.
Праздник
«День
рождение нашего класса».
1
2 год обучения
Самоорганизация
11 ч
Знакомиться с учителем и одноклассниками.
Осознавать
себя
как
члена
школьного
коллектива.
Оценивать
свои
личные
качества
и
их
проявление в коллективе.
Знакомиться с правилами поведения в школе.
Оценивать различные ситуации поведения в
школе.
Моделировать
и
оценивать
различные
ситуации
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Выбирать
с
позиции
нравственных
норм
оптимальные
формы
поведения
во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Обосновывать
целесообразность
выбора
языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения.
Анализировать
уместность
использования
средств устного общения в разных речевых
ситуациях.
Оценивать правильность выбора языковых и
неязыковых средств устного общения в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми,
с людьми разного возраста.
Анализировать
нормы
речевого
этикета,
оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге
(умение
слушать,
точно
реагировать
на
реплики, поддерживать разговор, приводить
доводы).
Анализировать
собственную
успешность
участия в диалоге.
1
Деловая игра « Чего я хочу? Что я могу?
Что я для этого умею?»
1
2
Организация
самоуправления
«Совет
девчонок и совет мальчишек»
1
3
Деловая игра
«Кем быть? Каким
быть?»
1
4
Деловая игра «Я и мои роли. Я и моя
учебная позиция».
1
5
Деловая игра «Мы делаем сами».
1
6
Окружающие люди, начиная с самых
близких.
1
7
«Товарищи и друзья»; «Я и моя позиция
в группе (классе)»
1
8
Командные деловые игры
1
9
Школа вежливости «Говорят ли Вам
люди спасибо».
1
10
Речевой этикет. Культура поведения и
такт.
1
11
Деловая игра «Мы в театре»
1
Я и Отечество
9 ч.
12
Россия – многонациональная страна
1
Моделировать
ситуации,
касающиеся
отношения
школьников
к
представителям
других
народов,
их
языкам,
традициям,
религиям.
Соотносить
иллюстрации,
видеокадры
достопримечательностей и святынь Москвы,
Санкт – Петербурга со словесным описанием
их особенностей.
Объяснять символический смысл основных
изображений Государственного герба России,
узнавать его среди гербов других стран.
Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.
13
Россия
на
карте.
Государственная
граница России.
1
14
Моя «малая» Родина, родной край.
Известные люди моего края.
1
15
Родная станица: название, основные
достопримечательности.
1
16
Экскурсия в музеи «Боевой и трудовой
славы».
1
Знакомиться
с
основными
правами
и
обязанностями
граждан
России,
правами
ребёнка.
Обмениваться сведениями о родной стране,
полученными
из
источников
массовой
информации.
Оценивать
вклад
своих
земляков,
соотечественников в сохранение российского
историко-культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России,
готовить
сообщение
на
основе
бесед
с
родными
и
близкими,
дополнительных
источников информации.
Участвовать
в
праздниках
совместно
с
родными и близкими.
Наблюдать
(в
родной
станице,
крае)
исторические
памятники,
культурные
сооружения, соотносить их с определённой
эпохой, событием, фактом.
Представлять образ одного из выдающихся
соотечественников как возможный пример для
подражания.
17
Конкурс рисунков «За наше счастливое
детство спасибо, защитник, тебе»
1
18-
20
Экскурсия в музей Степановых
3
Моё здоровье
5 ч.
21
Беседа
медсестры
о
профилактике
простудных заболеваний.
1
Участвовать в мероприятиях, посвящённых
выбору
оптимальных
форм
поведения
на
основе
изученных
правил
сохранения
и
укрепления здоровья.
Проводить наблюдения во время экскурсий по
своему району или станице (особенности пути
домой, безопасность по дороге домой).
Практическая работа по освоению правил
здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для
сохранения
жизни
и
здоровья
человека,
сохранения
личного
и
общественного
имущества.
22
Беседа
«Режим
дня
школьника,
чередование труда и отдыха в режиме
дня.
1
23
Экскурсия «Дорога в школу».
1
24-
25
Составление
маршрута
«Безопасная
дорога».
2
Моя семья
5 ч.
26
Беседа «Семья – семь «Я» Хозяйство
семьи.
1
Находить
информацию
в
ходе
беседы
с
родителями, со старшими родственниками,
местными
жителями
о
семье,
традициях
наречения
имени
младенцу,
особенностях
семейного
воспитания
детей
в
культуре
народов своего края.
Знакомиться по словарям личных имён и
фамилий со значениями имён и фамилий своей
семьи (рода).
Моделировать
ситуации,
требующие
определения цели совместной деятельности в
семье.
Обсуждать
и
составлять
план
беседы
с
родителями
о
поколениях
в
семье,
родословной семьи, о понятии «честь семьи
(рода)».
Моделировать ситуации, требующие знания
образцов
культуры
общения
и
взаимной
ответственности в семье.
27
Выставка рисунков « Моя семья».
1
28
Семейные
традиции.
Семейные
ценности.
1
29
Мои обязанности в семье.
1
30
Викторина
для
детей
и
родителей
«Играем вместе».
1
Моя школа
5 ч.
31
Экскурсия по школе «Наш большой
школьный коллектив»
1
Обсуждать
правила
поведения
в
школе,
особенности взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками.
Моделировать
ситуации,
требующие
соблюдения культурной нормы поведения в
31-
32
Изготовление макета «Дом, в котором
мы живём».
2
классе на уроке, во время перемен, во время
проведения общешкольных учебных, игровых,
рекреационных мероприятий.
Моделировать
ситуации,
в
которых
необходимы
дружелюбные
отношения,
согласие,
взаимная
помощь,
личная
ответственность друг за друга.
33
Традиции школы.
1
34
Организация выставки детских работ.
1
3 год обучения
Самоорганизация
9 ч.
1
«Формула успеха»; «Кем быть? Каким
быть?»
1
Осознавать
себя
как
члена
школьного
коллектива.
Оценивать
свои
личные
качества
и
их
проявление в коллективе.
Знакомиться с правилами поведения в школе.
Оценивать различные ситуации поведения в
школе.
Моделировать
и
оценивать
различные
ситуации
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Выбирать
с
позиции
нравственных
норм
оптимальные
формы
поведения
во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Обосновывать
целесообразность
выбора
языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения.
Анализировать
уместность
использования
средств устного общения в разных речевых
ситуациях.
Оценивать правильность выбора языковых и
неязыковых средств устного общения в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми,
с людьми разного возраста.
Анализировать
нормы
речевого
этикета,
оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге
(умение
слушать,
точно
реагировать
на
реплики, поддерживать разговор, приводить
доводы).
Анализировать
собственную
успешность
участия в диалоге.
2
«Я и мои роли»; «Я и моя учебная
позиция»;
1
3
Деловая игра «Мы делаем сами»
1
4
«Окружающие люди, начиная с самых
близких»;
1
5
«Товарищи и друзья»; «Я и моя позиция
в группе (классе)»;
1
6
«Наша команда в общественной жизни»
1
7
Школа вежливости «Говорят ли Вам
люди спасибо».
1
8
«Речевой этикет»; «Культура поведения
и такт»;
1
9
Практикум «Как вести себя в столовой»
1
Я и Отечество
15 ч.
10-
11
Особенности труда людей родного края,
профессии.
2
Обмениваться сведениями о родной стране,
полученными
из
источников
массовой
информации.
Оценивать
вклад
своих
земляков,
соотечественников в сохранение российского
историко – культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России,
готовить
сообщение
на
основе
бесед
с
родными
и
близкими,
дополнительных
источников информации.
Участвовать
в
праздниках
совместно
с
родными и близкими.
Наблюдать
(в
родной
станице,
крае)
исторические
памятники,
культурные
сооружения, соотносить их с определённой
эпохой, событием, фактом.
12-
13
Важные сведения из истории родного
края.
2
14
Выдающиеся люди разных эпох как
носители
базовых
национальных
ценностей.
1
15-
16
Экскурсия в музеи «Боевой и трудовой
славы».
2
17-
18
Подвиги
наших
земляков.
Создание
журнала «Боевые пути земляков».
2
19-
21
Оказание посильной помощи в уходе за
братскими захоронениями.
3
22
Урок
мужества
с
приглашением
ветеранов.
1
Представлять образ одного из выдающихся
соотечественников как возможный пример для
подражания.
Оценивать
значимость
его
жизни
и
деятельности для себя лично.
Моделировать
ситуации,
касающиеся
отношения
школьников
к
представителям
других
народов,
носителям
других
национально
–
культурных
и
духовных
традиций.
Строить диалог с представителями других
народов
с
учётом
уровня
владения
ими
русским
языком,
оказывать
помощь
одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, посильную помощь в учебной и
внеклассной деятельности.
Рассказывать по результатам экскурсии о
достопримечательностях и святынях родного
края, станицы.
Знать названия разных народов, проживающих
в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта.
23-
24
Подготовка подарков
ветеранам
ко
Дню Победы.
2
Моё здоровье
4 ч.
25
Беседы
медсестры
о
профилактике
простудных заболеваний.
1
Выявлять потенциально опасные ситуации для
сохранения
жизни
и
здоровья
человека,
сохранения
личного
и
общественного
имущества.
Оценивать степень личной ответственности за
сохранение своего здоровья, за здоровье и
безопасность окружающих.
Выбирать оптимальные формы поведения на
основе
изученных
правил
безопасного
поведения
(в
доме,
на
дорогах,
в
лесу,
водоёмах, в школе).
Моделировать
ситуации,
при
которых,
необходимо вызывать пожарных, электрика и
др.
Выполнять правила уличного движения в ходе
учебных игр.
Измерять температуру тела человека.
Оценивать
личное
отношение
к
своему
здоровью и здоровью окружающих, в том
числе
к
людям
с
ограниченными
возможностями.
26-
27
Экскурсия
на
водоём.
Безопасное
поведение на водоёмах в разное время
года.
2
28
Виртуальное
путешествие
в
лес.
Правила безопасного поведения в лесу.
1
Моя семья
2 ч.
29
Составление родословной семьи.
1
Практическая работа: составлять вместе со
старшими родственниками родословное древо
семьи.
Оценивать
вклад
членов
своей
семьи
в
культуру родного края (России) и их участие в
исторических событиях.
Моделировать ситуации, требующие знания
образцов
культуры
общения
и
взаимной
ответственности в семье.
Составлять
устное
сочинение
с
использованием сведений, полученных в ходе
бесед с родными и близкими о прошлом
семьи, сопровождать показом и обсуждением
семейных реликвий.
30
Игра
для
всей
семьи
«Счастливый
случай».
1
Моя школа
31-
32
Проект «Мода и школьная одежда»
2
Моделировать
ситуации,
требующие
соблюдения культурной нормы поведения в
классе на уроке, во время перемен, во время
проведения общешкольных учебных, игровых,
рекреационных мероприятий.
Моделировать
ситуации,
в
которых
необходимы
дружелюбные
отношения,
согласие,
взаимная
помощь,
личная
ответственность друг за друга.
33
Наш главный труд.
1
34
Структура школьного коллектива.
1
4 год обучения
Самоорганизация
7 ч.
1
«Формула успеха»; «Кем быть? Каким
быть?»
1
Осознавать
себя
как
члена
школьного
коллектива.
Оценивать
свои
личные
качества
и
их
проявление в коллективе.
Знакомиться с правилами поведения в школе.
Оценивать различные ситуации поведения в
школе.
Моделировать
и
оценивать
различные
ситуации
поведения
в
школе
и
других
общественных местах.
Выбирать
с
позиции
нравственных
норм
оптимальные
формы
поведения
во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Обосновывать
целесообразность
выбора
языковых средств, соответствующих цели и
условиям общения.
Анализировать
уместность
использования
средств устного общения в разных речевых
ситуациях.
Оценивать правильность выбора языковых и
неязыковых средств устного общения в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми,
с людьми разного возраста.
Анализировать
нормы
речевого
этикета,
оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге
(умение
слушать,
точно
реагировать
на
реплики, поддерживать разговор, приводить
доводы).
Анализировать
собственную
успешность
участия в диалоге.
2
«Я и мои роли»; «Я и моя учебная
позиция»;
1
3
Деловая игра «Мы делаем сами»
1
4
«Наша команда в общественной жизни»
1
5
Школа вежливости «Говорят ли Вам
люди спасибо».
1
6
«Речевой этикет»; «Культура поведения
и такт»
1
7
Деловая игра «Мы в театре»
1
Я и Отечество
21 ч.
8-9
Важные сведения из истории родного
края.
2
Обмениваться сведениями о родной стране,
полученными
из
источников
массовой
информации.
Оценивать
вклад
своих
земляков,
соотечественников в сохранение российского
историко – культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России,
готовить
сообщение
на
основе
бесед
с
родными
и
близкими,
дополнительных
источников информации.
Участвовать
в
праздниках
совместно
с
родными и близкими.
Наблюдать
(в
родной
станице,
крае)
исторические
памятники,
культурные
сооружения, соотносить их с определённой
10-
11
Святыни родного края.
2
12-
13
Традиции Кубанского казачества.
2
14-
15
Святые места нашего района.
2
16
Выдающиеся люди разных эпох как
носители
базовых
национальных
ценностей.
1
эпохой, событием, фактом.
Представлять образ одного из выдающихся
соотечественников как возможный пример для
подражания.
Оценивать
значимость
его
жизни
и
деятельности для себя лично.
Моделировать
ситуации,
касающиеся
отношения
школьников
к
представителям
других
народов,
носителям
других
национально
–
культурных
и
духовных
традиций.
Строить диалог с представителями других
народов
с
учётом
уровня
владения
ими
русским
языком,
оказывать
помощь
одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, посильную помощь в учебной и
внеклассной деятельности.
Рассказывать по результатам экскурсии о
достопримечательностях и святынях родного
края, станицы.
Знать названия разных народов, проживающих
в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта.
17-
18
Экскурсия в музеи «Боевой и трудовой
славы».
2
19-
20
Подвиги
наших
земляков.
Создание
журнала «Боевые пути земляков».
2
21-
23
Оказание посильной помощи в уходе за
братскими захоронениями.
3
24
Урок
мужества
с
приглашением
ветеранов.
1
25-
26
Подготовка подарков
ветеранам
ко
Дню Победы.
2
27-
28
Выпуск стенгазеты «Великая победа»
2
Моё здоровье
2 ч.
29
Беседа
медсестры
о
профилактике
простудных заболеваний.
1
Выявлять потенциально опасные ситуации для
сохранения
жизни
и
здоровья
человека,
сохранения
личного
и
общественного
имущества.
Оценивать степень личной ответственности за
сохранение своего здоровья, за здоровье и
безопасность окружающих.
Выбирать оптимальные формы поведения на
основе
изученных
правил
безопасного
поведения
(в доме, на дорогах, в лесу,
водоёмах, в школе).
Моделировать
ситуации,
при
которых,
необходимо вызывать пожарных, электрика и
др.
Выполнять правила уличного движения в ходе
учебных игр.
Измерять температуру тела человека.
Оценивать
личное отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих, в том
числе
к
людям
с
ограниченными
возможностями.
30
Конкурс рисунков антинаркотической
направленности.
1
Моя семья
2 ч.
31
Спортивная эстафета «Папа, мама, я –
спортивная семья».
1
Практическая работа: составлять вместе со
старшими родственниками родословное древо
семьи.
Оценивать
вклад
членов
своей
семьи
в
культуру родного края (России) и их участие в
исторических событиях.
Моделировать ситуации, требующие знания
образцов
культуры
общения
и
взаимной
ответственности в семье.
Составлять
устное
сочинение
с
использованием сведений, полученных в ходе
бесед с родными и близкими о прошлом
семьи, сопровождать показом и обсуждением
семейных реликвий.
32
Разговор-встреча родителей и детей
«Дочки-матери».
1
Моя школа
2 ч.
33
Ролевая игра «День самоуправления в
школе».
1
Моделировать
ситуации,
требующие
соблюдения культурной нормы поведения в
классе на уроке, во время перемен, во время
проведения общешкольных учебных, игровых,
рекреационных мероприятий.
Моделировать
ситуации,
в
которых
необходимы
дружелюбные
отношения,
согласие,
взаимная
помощь,
личная
ответственность друг за друга.
34
Традиции школы.
1
3. Содержание программы
Программа «Твори добро» рассчитана на 4 года и реализуется во
внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов.
Программа включает в себя следующие направления:
•
Самоорганизация;
•
Я и Отечество;
•
Моё здоровье;
•
Моя семья;
•
Моя школа.
Самоорганизация
Самоорганизация
–
сложный
и
длительный
процесс
последовательной
деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся
жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий «сам», «самостоятельно».
Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и
принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое
поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на
постороннюю помощь.
Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности и
исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства, об
индивидуальных особенностях человека.
Формирование духовно-нравственных ориентиров.
Воспитание
своих
моральных
качеств,
формирование
потребности
самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.
Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры
общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных
на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного
запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).
Я и Отечество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание
понятий:
Родина,
Отечество,
Отчизна,
Государственная
символика
Росси:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при слушании гимна. Конституция – основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава
государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное
благополучие граждан. Россия на карте. Государственная граница России
Москва
–
столица
России.
Святыни
Москвы
–
святыни
России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого
кольца России (по выбору).
Родной
край
-
частица
России.
Родная
станица:
название,
основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др. Особенности труда
людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной
местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Тимашевцы – герои ВОВ. Экскурсия на аллею
героев в г. Тимашевск. Подвиг семьи Степановых. Экскурсия в музей Степановых.
Моё здоровье
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование
труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Номе6ра телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного
поведения на дорогах, в лесу, на водоёмах в разное время года. Правила противопожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Организация просвещения учащихся по сохранению, развитию и коррекции здоровья.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда физической
культуры и здорового образа жизни
Моя семья
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Семейные
ценности. Семейные праздники. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Уважение к членам семьи. Воспитание хорошего семьянина. Воспитание ребёнка,
любящего своих родителей. Социальные роли сына – мужа, дочери – матери.
Моя школа
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Структура школьного коллектива.
Наш
главный труд. Традиции школы. Школьные праздники.
4.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Первый уровень результатов
— приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающихся
между
собой
на
уровне
класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в
которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином,
социальным
деятелем,
свободным
человеком.
Для
достижения
данного
уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
* на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не только научные знания, сколько знания о ценностях;
* на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие,
осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и
становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся
достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся —
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных
ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-
психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и
обществу.
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация
(присвоения) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций
родного края.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности,
целеустремлённости,
ответственности,
самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре,
её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность.
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
•
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
•
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам
решения задач;
•
Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
•
Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности
•
Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
•
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям
•
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении
и поступках
•
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
«Метапредметными результатами изучения курса ««Твори добро»
является
формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
•
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
•
Учиться
совместно
с
учителем,
обнаруживать
и
формулировать
нравственную проблему.
•
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
•
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать
способ её проверки.
•
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
•
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством
формирования
этих
действий
служит
технология
оценивания
коммуникативных достижений
Познавательные УУД:
•
Ориентироваться
в
своей
системе
знаний:
понимать,
что
нужна
дополнительная информация (знания) для решения задач.
•
Делать предварительный отбор источников информации для решения
задачи.
•
Перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать
и
делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
•
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
•
Слушать и понимать речь других людей.
•
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
•
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
•
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
5. Формы и виды контроля.
Контроль
достижения
воспитательных
результатов
организуется
в
рамках
внутришкольного контроля реализации ФГОС.
Первый уровень контроля осуществляется учителями начальной школы в форме
•
срезов знаний, умений и навыков в курсе «Твори добро» как логическое
завершение
изучения
материала
программы
в
четвертях.
Измерителями
служат
специальные диагностические средства.
•
мониторингового
наблюдения
достижения
результатов
духовно-
нравственного развития обучающихся.
Второй
уровень
контроля
совмещается
с
проведением
административного
контроля. Объектом контроля являются предметные ЗУН (социальные знания системы
духовно-нравственного воспитания и развития). Оптимальные сроки проведения –
декабрь (2-я неделя), апрель (3-я неделя). В качестве инструмента контроля используются
материалы, обеспечивающие контроль знаний и УУД (личностные, коммуникативные).
Третий уровень контроля обеспечивает психолого-педагогическая служба в форме
психодиагностики
в
соотнесении
с
экспертными
оценками
всех
участников
образовательного процесса.
Оптимальные сроки проведения:
•
1 класс – сентябрь (3-я неделя),
•
2 класс – сентябрь (2-я неделя),
•
3 класс – май (2-я неделя),
•
4 класс – март (1-я неделя).
6. Методические рекомендации.
Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир
человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать
оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой
деятельностью является и познавательная творческая деятельность. В ее основе лежат
реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.
Наиболее эффективным средством включения ребенка в процесс творчества на уроке, а
также во внеурочное время, является игровая деятельность.
Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель
действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития
личности. В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и
природы: изображает животных, окружающий его мир.
У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к
самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих
качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными
новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей
культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с
нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные
взгляды и оценки.
Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал,
творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом
(симпатии, антипатии).
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений,
поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и
вполне предметная. Таким образом, социализация детей и молодого поколения
посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое
явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду,
приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность
сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы,
активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.
Игра 1. «Что мы делаем?»
Играют 2-4 человека.
Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие
карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по
очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник,
большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со
мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку,
если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую
карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают
маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились
маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3
маленьких. Он – победитель!
Игра 2. «Как мы помогаем родным?».
Играют 2 – 8 человек.
Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами
переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1
карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей
бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если
ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку.
Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не
закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех
карточек.
Игра 3. «Родство».
Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот,
кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто
ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из
игроков будет 6 карточек. Он победитель.
Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников». Ведущий берет одну из больших
карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек.
Тому, кто назвал:
*имя – дают 1 карточку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда
ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех
карточек.
Дидактическая игра "Семья".
Игра 5. «Лото».
Играть можно от 2 до 8 человек поделив игровые поля, взрослый будет водить, а ребенок
– закрывать картинки. Ведущий берет карточку, показывает её и спрашивает: «У кого
……?», ребенок отвечает: «У меня» или просто показывает. Он получает свою карточку и
накладывает её на изображение. Игра будет закончена, если на игровом поле будут
закрыты все картинки.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование
объекта
и
средства
материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд
Научно-популярные,
художественные
книги
для
чтения
(в
соответствии
с
основным содержанием).
Детская справочная литература
(справочники, атласы, энциклопедии) об
окружающем мире.
Методическая литература для учителя.
Подборка журналов, других материалов из
различных средств массовой информации
по
данному
направлению
деятельности
обучающихся.
П
П
Д
П
Библиотечный
фонд
комплектуется
на
основе
федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Таблицы обществоведческого содержания
в соответствии с программой.
Портреты
выдающихся
людей
России,
Кубани
(политических
деятелей,
военачальников,
писателей,
поэтов,
композиторов и др.)
Географические и исторические настенные
карты.
Атлас
географических
и
исторических
карт.
Репродукции
произведений
искусства,
произведения
декоративно-прикладного
искусства.
Иллюстративные
материалы
(альбомы,
комплекты открыток и др.)
Д
Д
Д
К
Д
Ф
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты
и
образовательные
ресурсы,
соответствующие содержанию программ,
обучающие программы.
Ф
Технические средства обучения
Аудиторская
доска
с
набором
приспособлений для крепления карт и
таблиц.
Экспозиционный экран.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный пректор.
Д
Д
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по программе.
Аудиозаписи в соответствии с программой.
Презентации.
Д
Д
Д
Игры и игрушки
Настольные
развивающие
игры
по
тематике
программы
(лото,
игры-
путешествия).
Наборы
ролевых
игр,
игрушек
и
конструкторов
(по
темам:
дом,
семья,
транспорт и др.)
Наборы карандашей, красок, альбомы для
рисования.
П
П
К
Натуральные объекты
Почтовые
марки,
открытки,
значки,
памятные медали.
Макеты
архитектурных
сооружений
(Кремля).
Д
Д
Условные обозначения: Д - , Ф -