Напоминание

Создание развивающей среды в детском саду для формирования экологического потребительского поведения у дошкольников.


Автор: Ханнанова Лира Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Создание развивающей среды в детском саду для формирования экологического потребительского поведения у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ханнанова Лира Тагировна,

воспитатель МАДОУ Детский сад № 69

городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

имеет первую квалификационную категорию.

Создание развивающей среды в детском саду для формирования

экологического потребительского поведения у дошкольников.

В современном мире экологические проблемы сохранения окружающей среды

приобрели первостепенное значение. Поэтому остро встала задача более

широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты

Земля.

Особое

внимание

при

этом

должно

уделяться

экологическому

воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. К

чему все это привело, известно: от детской экологической вседозволенности

(сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес,

извести море, "повернуть" реки).

Взрослые должны попытаться перекрыть самое начало этого пути.

Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование

которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос:

хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер.

Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много

запретов обрушивается на ребенка? Ответ на этот вопрос будет состоять из двух

пунктов.

1. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в

этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому

отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.

2.

"Обрушивать"

эти

запреты

на

ребенка

"сверху"

нельзя.

Нужна

целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила

поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты

дошкольникам, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из

правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно

привычке говорить "спасибо".

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном

уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет

стремление узнавать новое, появятся апатия.

Избежать таких проявлений

поможет окружающее пространство. Составной частью этого пространства в

дошкольном

образовательном

учреждении

является

эколого-развивающая

предметная среда.

Экологические центры, которые организованы и функционируют в каждой

возрастной группе нашего детского сада — новый элемент развивающей

предметной среды, включающий в себя: лабораторию, исследовательские

центры.

Предназначены для проведения занятий по экологии. Позволяет

дошкольникам самостоятельно, в качестве «настоящих ученых», проводить

несложные

опыты,

экспериментировать,

познавать

свойства

и

качества

объектов, любоваться их красотой.

Проведение элементарных опытов: «Огонь — друг. Огонь — вараг».

Дидактические игры по экологии «Что внутри камня?», «Интересный,

удивительный и такой необходимый для природы песок», «Как получить

электричество?» и другие.

Лаборатория огородных наук.

В

музыкальном

и

физкультурном

залах

проводятся

экологические,

фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанных с темой природы.

Организация подвижных игр, упражнений-перевоплощений в растения и

животных, эстафеты.

При проведении занятий по воспитанию у дошкольников правильного

потребительского отношения к электроэнергии.

Большое значение в нашем дошкольном учреждении уделяется раздельному

сбору мусора. На протяжении 2 лет реализуется Проект «Умный мусор». Цель

Проекта: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;

понимание детьми, что скопление мусора - эта проблема, которую нужно

решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала;

применять полученные знания и умения в поведении.

Проводятся

познавательные

экологические

праздники

«нет

мусору!»,

«Грязнуля в гостях у ребят», «Сортируя отходы, сохраняем природу!» и другие.

Познавательные развлечения «Мусор , без сомнений, требует делений!»

Реализован Проект «Крышечки спешат на помощь».

Озеленение детских площадок должно быть разнообразным и красивым, что

создает красивую визуальную среду, а также зеленый щит из деревьев и

кустарников,

который позволяет сформировать территорию с особым -

улучшенным микроклиматом.

Прогулочные площадки - маленький оазис

природы, где много зелени, цветники, мини-огороды.

На спортивной площадке проводятся спортивные праздники «День земли»,

«Убираем мусор правильно» и другие.

В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы

и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Такая

работа невозможна без взаимодействия семьи. Поэтому в детском саду

родители активно участвуют в Экологических Акциях, субботниках.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности,

интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не

только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.



В раздел образования