Автор: Пименова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 "АЛЕНУШКА"
Населённый пункт: г. Клин
Наименование материала: статья
Тема: Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР посредством русских народных игр.
Раздел: дошкольное образование
Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР посредством
русских народных игр.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраст является
игра. Игра являлась средством физической и умственной подготовки, а так
же средством духовно-нравственного и эстетического развития детей.
В играх отражаются бытовой уклад народа, национальные черты,
миропонимание. Рассматривая содержание народных игр можно
сформировать представление о жизненном укладе, быте того или иного
народа. Русскую народную игру можно рассматривать как школу
воспитания, т.к. ценные произведения народного творчества создавались
десятками поколений и накопили в себе опыт мудрого народа.
Русские народные игры, способствуя активному развитию навыка
общения, расширению словарного запаса, физическому развитию,
пространственной ориентировки , уточнению представлений об окружающем
мире. В играх решается важные задачи : оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи. Народные игры являются важным фактором
воздействия на личность ребенка,формируется устойчивое, уважительное
отношение к культуре родной страны, развиваются патриотические чувства.
По содержанию все игры выразительны и доступны ребенку. На
занятиях можно использовать игру как эмоционально-образное средство
влияния на детей, побуждать у них интерес, воображение, добиваясь
активного выполнения игровых действий.
Перед разучиванием народной игры должно предшествовать
лексическая работа, что повышает уровень знаний об окружающем мире. В
выборе подвижной игры необходимо опираться на психофизические
возможности детей. У детей вызывают интерес зачины и считалки. Они
являются «прелюдией» для начала подвижных игр и организовывает игроков.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны и
выполняться в виде задач, требующих согласованности движений. Ребёнок
учится в определении близости или удалённости предметов, человека,
благодаря чему у него развиваются глазомер, а также пространственные
представления. Дети знакомятся с пространственными отношениями между
предметами: впереди, сзади, слева-справа, посередине, над, под, через, около,
внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т.п.
Перечень народных подвижных игр для детей с ЗПР: «Змейка»,
«Кошки-мышки» «Золотые ворота — круговые» , «Волк и овцы» , «Гуси-
лебеди», «Ручеек» ,«У медведя во бору», «Шел козел по лесу», «Удочка»,
«Отыщи пуговицу» ,«Колокольцы-бубенцы», «Петух»
Таким образом, в народных подвижных играх можно развивать и
закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве. Ребенок
упражняется в умении самостоятельно и правильно выбрать направление
движения, быстро изменять направления в соответствии с изменившимися
условиями.
В ходе игры познается отношение между предметами,
определяется свое собственное положение по отношению к окружающим его
предметам на основе сравнения и выделения сходства и различий в
положении объектов окружающего пространства,
то есть у ребенка
формируется представление о пространстве.