Напоминание

"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников через игровую деятельность"


Автор: Шокол Светлана Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников через игровую деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №45»

Тема самообразования

«Современные подходы к нравственно-патриотическому

воспитанию младших школьников через игровую деятельность».

2023 год

«Современные подходы к нравственно-патриотическому

воспитанию младших школьников через игровую деятельность».

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для

привития священного чувства любви к Отечеству. Патриотизм — одна из важнейших черт

всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за

свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам

прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных

задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.

Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей

искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение

людей к Родине. Этому за последние годы способствовало усиленное насаждение СМИ

мнения об ошибочном пути развития России, а так же насаждение культа вседозволенности,

насилия

и

жестокости

в

средствах

массовой

информации.

Возрождение

духовно-

нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.

Патриотическое воспитание граждан и подрастающего поколения – важнейшее

направление в деятельности государства. Руководством и основой для организации этой

работы являются: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на

2011-2015 годы». В соответствии с программными документами ведется системная работа по

совершенствованию

патриотического

воспитания

молодежи:

развивается

кадетское

движение, возрождается казачество»…

Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его

вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим в

младшем школьном возрасте следует продолжать начатое в

дошкольном детстве

формирование у детей высоких нравственных и морально-психологических качеств, среди

которых важное значение имеет патриотизм.

В свою очередь, формирование патриотизма немыслимо вне физкультурно-спортивной

воспитательной работы со школьниками. Только физически и психически здоровая личность

может осознавать значимость Родины и готова сделать все, вплоть до самопожертвования,

чтобы защитить ее. Развитие патриотических чувств немыслимо вне спорта, как и

спортивные достижения теряют во многом смысл вне рассмотрения с позиции гражданских и

патриотических чувств. Как следствие, в настоящее время два направления воспитания

рассматриваются как единое значимое направление.

Основы формирования личности, как известно, приходятся на дошкольный и младший

школьный возраст. Эти сенситивные периоды наиболее значимы в жизни человека в плане

усвоения норм морали, права, взглядов. Для младших школьников характерно накопление

знаний и умений во всех областях научного знания и житейской практики. В данный период

формирования личности закладывается и основа патриотического воспитания, что не

осталось без внимания исследователей. Тема спортивно-патриотического воспитания

младших школьников достаточно широко и глубоко рассмотрена во многих научных

исследованиях.

Физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения всегда

уделялось большое внимание. Сильные, смелые, выносливые люди издавна были почитаемы

в народе. О них слагали легенды и песни. На них смотрели не только с восхищением и

гордостью, но и с надеждой: кто же, как не они, могли спасти родную землю от порабощения,

защитить от угнетателей? Не удивительно, что даже в древние времена народы, населяющие

территорию нашей страны, особое значение придавали физическому совершенствованию.

Старшие передавали

младшим накопленный веками опыт, учили быть сильными,

мужественными, готовили к защите Отечества. При помощи исторических преданий, былин

детям передавали исторические знания о прошлом своей Родины, воспитывали гордость за

свое Отечество, формировали патриотическое сознание. Высшим идеалом добра считались

такие качества, как сила, храбрость, мужество, выдержка, самообладание, выносливость (у

мальчиков), терпеливость, великодушие, заботы о ближнем, доброты, чуткости (у девочек).

Данной проблемой занимаюсь с 2006 года. Накоплен большой материал работы по

вышеуказанной теме в детском саду, который на протяжении трех лет пытаюсь применить к

условиям работы в начальной школе.

Цель: разработать комплексную модель взаимосвязи физического и патриотического

воспитания младших школьников, с целью развития физических, волевых качеств и

формирования нравственного, в том числе и патриотического сознания.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

1.

На основе анализа психолого-педагогической и спортивно-методической

литературы

выявить

сущность

и

значимость

спортивно-патриотического

воспитания младших школьников;

2.

Выявить

особенности физического воспитания и состояние спортивно-

патриотической работы в начальном звене современной общеобразовательной

школы;

3.

Проанализировать опыт спортивно-патриотического воспитания младших

школьников, сложившийся в общеобразовательной школе №45;

4.

Разработать модель взаимосвязи физического и патриотического воспитания

младших

школьников

в

рамках

проекта

и

программно-методическое

сопровождение уроков;

5.

Определить содержание,

формы и методы патриотического воспитания

младших школьников через физическую культуру;

Содержание работы осуществлялось по трем направлениям:

Военно-патриотическое воспитание

Приобщение к фольклору

Олимпийское движение

Военно-патриотическое воспитание

Идея защиты Отечества явилась основной для разработки Мономахом стройной системы

военно-физического воспитания, главное в котором - тренировка. Путем тренировок

необходимо обеспечить развитие у будущих защитников таких волевых качеств, как сила,

выносливость, быстрота, подвижность, смелость.

В этом направлении основной моей задачей являлось: не ограничиться разовыми и

разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической и интересной для

учащихся.

Основными

направлениями

в

системе

военно-патриотического

воспитания

в

Начальной школе является

Военно-патриотическое.

Ориентировано

на

формирование

у

подрастающего

поколения высокого патриотического сознания.

Героико-патриотическое.

Составная

часть

патриотического

воспитания,

ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных

героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к

героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое.

Направлено на развитие морально-волевых качеств,

воспитание

силы,

ловкости,

выносливости,

стойкости,

мужества,

дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Содержание военно-патриотического воспитания включает в себя

реализацию

длительного проекта (рассчитанного на 4 года) «Защитники Отечества» (см. Приложение1), в

реализации которого принимают участие ученики первых классов, педагоги и родители.

Проект представлен военно-спортивной игрой «Тропа к генералу».

Цель: Формировать патриотическое, нравственное сознание у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Познакомить с образом защитника земли Русской.

2.

Расширять знания детей о традициях и истории русского воинства.

3.

Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим воинам, защищающим Родину в

разные периоды истории.

Основные положения:

1.

Взаимосвязь физического и патриотического воспитания учащихся является

важным направлением деятельности школы.

2.

Предложенная модель взаимосвязи физического и патриотического воспитания

позволяет улучшить процесс в начальной школе и более успешно реализовать

задачи физического и патриотического воспитания младших школьников.

3.

Применение разработанного проекта способствует нравственному воспитанию,

развитию волевых и психических качеств учащихся, а также повышает уровень

физической подготовленности и физического развития младших школьников.

Наиболее эффективной формой патриотического воспитания детей на уроках

физкультуры, позволяющей реализовать индивидуальные и коллективные запросы и

интересы младших школьников, является игра. По свидетельству военных исследователей

военно-спортивные игры являются сильным средством патриотического воспитания и

волевой подготовки, особенно мальчиков. Включение в игру нравственных элементов в виде

точно найденных и сформулированных девизов, эмблем и другой символики, соблюдение

спортивной этики и церемониальных приемов (в том числе построение соревнующихся

команд до начала и по окончании игры), требований взаимного уважения и взаимопомощи –

способствует формированию общей дисциплинированности, организованности, чувства

товарищества у детей. Игра приучает действовать дружно, целеустремленно, в интересах

общего дела. Она развивает инициативу, сообразительность, умение быстро взвешивать

условия меняющейся обстановки. В игре ребенок добровольно приобретает новые знания,

навыки и умения. Игра способствует

сплочению детей,

происходит наиболее полное

накопление социального опыта. Игровая деятельность дает возможность создания жизненных

воспитывающих ситуаций. В процессе игр, можно учить детей «читать» карту и составлять

свои небольшие карты, на которых наносить условные обозначения (полосу препятствий),

которую нужно преодолеть «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание».

В рамках проекта военно-спортивные игры связаны единым сюжетом и проходят в форме

сюжетно-ролевой игры «Тропа к генералу», которая включает в себя как проведение

отдельных

подвижных

игр:

«Пограничники»,

«Летчики»,

«Танкисты»,

«Снайпер»;

дидактических игр: «Армейский магазин», «Чей предмет» и др.; игр с элементами

ориентирования: «Найди знамя», «Доставь секретное донесение», «Смотр строя и песни»,

«Найди пакет», так и проведение развлечений в форме сюжетной игры «Зарница», « Бравые

солдаты», «Мы богатыри», «Военизированная эстафета».

Помимо игры широко использовала такие методы как: тематические беседы, художественное

слово, музыкальное сопровождение, праздники и развлечения. Итогом систематической

работы по завершению проекта запланирован праздник ко Дню защитника Отечества «

Верные защитники Отчизны».

Большое внимание младших школьников обращаю и на защиту Отечества в мирное время.

Традиционно в апреле к празднованию службы МЧС организую встречу с интересными

людьми «Спасателями», военно-спортивную игру «Пожарные на учении».

Работу по данному направлению строю в тесном сотрудничестве с учителями, так как для

проведения многих игр требуется предварительная работа: тематические беседы, просмотр

фильмов, выбор девизов подготовка эмблем, подбор художественного слова (стихов,

пословиц, поговорок) и др.

Патриотическое воспитание, в отношении мальчиков военно-патриотическое воспитание

начинается с семьи. Авторитет отцов, особенно для мальчиков в этом возрасте велик. В своей

работе с родителями, через выступления на родительских собраниях пытаюсь объяснить, что

семья должна быть примером для детей в здоровом образе жизни, в ежедневных занятиях

спортом. Обращаю внимание на соблюдение меры в количестве военизированных игрушек,

кинофильмов (боевиков) и компьютерных игр, так как чрезмерное увлечение «войной» ведет

к стимулированию агрессии, искажению нравственных начал. Рекомендую педагогам и

родителям рассказывать о героических поступках наших предков, совместно просматривать

фильмы об исторических событиях с комментированием. Приглашаю родителей к подготовке

и участию в играх, праздниках.

Приобщение к фольклору

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору.

Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние подрастающему поколению.

Напившись из чистого родника, ребенок познаёт сердцем родной народ, становится духовным

наследником его традиций. Народные игры актуальны, интересны и в наши дни. Русские

люди забывают свои корни, свои традиции, современные дети не играют и не знают игр, в

которые играли их предки.

Три года в рамках инновационного проекта

целенаправленно работала по

ознакомлению и использованию русских народных игр на занятиях физической культурой в

ДОУ с дошкольниками. Увидев эффективность проводимой работы, заинтересованность и

радость

со стороны детей к народным

играм, а так же

в целях преемственности,

продолжила данную работу и в начальном звене общеобразовательной школы. Разработала

долгосрочный проект (рассчитанный на 4 года) «Русские народные игры Зауралья» (см.

Приложение)

Цель:

Совершенствовать

физическое воспитание

младших

школьников

на основе

использования народных подвижных игр, составляющих основу национально-регионального

компонента учебной программы.

Свою деятельность по данному направлению два года проводила в рамках кружковой

работы через организацию игротеки «Русские народные игры Зауралья». В теме проекта

обратилась к подбору и ознакомлению младших школьников именно с русскими народными

подвижными играми (так как мы живем в России и коренное население у нас русские и мы,

русские должны знать именно свои корни). Работа носила немного исследовательский

характер, так как о народных играх Зауралья мало литературы, одним из источников сбора

игр были воспоминания бабушек и дедушек о своих играх детства и играх их предков.

Последующие два года предполагают включение разученных с детьми русских

народных игр в структуру урока по физической культуре, активное использование на

переменах, проведение физкультурных досугов и праздников.

В помощь педагогам по использованию игр оформила картотеку «Народные игры

Зауралья».

Считаю, что построенная таким образом работа позволяет донести до детей самобытность

русского народа, в том числе и народа Зауралья, колорит его обычаев, своеобразие русского

языка и, что самое важное, сформировать интерес к русской народной культуре и ее

традициям.

Олимпийское движение

Следующим

направлением

патриотического

воспитания

младших

школьников

является, особо актуальное в этом году, накануне Зимней Олимпиады в Сочи Олимпийское

движение.

Цель:

Формировать стойкий интерес к физической культуре и спорту, к личным

достижениям, к спортивным событиям школы, нашего города, страны.

Основные формы, методы и приемы по реализации:

Тематические беседы с учащимися, направленные на систематизацию знаний детей о

видах

спорта,

олимпийском

движении,

российских

спортсменах,

спортсменах

Зауралья;

Использование художественного слова;

Использование мультимедийных презентаций;

Экскурсии. Большую роль

в формировании патриотического воспитания отвожу

экскурсиям в спортивную школу №3 (КЗКТ), «Трудовые резервы», бассейн

«Дельфин». ШОР (Школа Олимпийского резерва). В каждом спортивном комплексе

есть стенд, альбомы, рассматривая которые дети знакомятся с выдающимися

спортсменами нашей области в том или ином виде спорта. Объясняю, что занятия в

спортивных школах, клубах не только готовят будущих спортсменов, но и помогут,

особенно мальчикам стать мужественными, сильными, ловкими, целеустремленными,

находчивыми. Другими словами развить в себе те качества, которые помогут в

подготовке к армии и без которых трудно защищать Родину.

Спортивные праздники и развлечения «Мама, папа я – спортивная семья»,

«Спартакиада», «Веселые старты», «Вместе с папой»- военизированные эстафеты,

которые стали традиционными в нашей школе. Характерной особенностью праздников

является включение в программу игр с элементами командного и личного

соревнования и эстафет. На таких праздниках мы вспоминаем народные игры.

Подвижные игры, способствующие физическому развитию младших школьников,

воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-

волевых и дружеских качеств.

Встречи с интересными людьми – спортсменами.

Участие в городских спортивных мероприятиях.

Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

Средняя общеобразовательная школа №45

Проект

«Тропа к генералу»

2023 год

ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В истории России патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда

являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.

Патриотическое

воспитание

представляет

собой

систематическую

и

целенаправленную деятельность по формированию у учащихся патриотического сознания,

чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите

интересов Родины.

Наиболее эффективной формой патриотического воспитания детей на уроках

физкультуры, позволяющей реализовать индивидуальные и коллективные запросы и

интересы младших школьников, является игра.

Сущность военно-спортивной игры

Игра - необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и

обогащается

накопленный

детьми

жизненный

опыт,

углубляются

представления

об

окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой

деятельности, воспитываются организаторские способности.

Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением

к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни

взрослых.

Военно-спортивная игра - это одна из разновидностей детских игр. Она является

исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей. Военно-

спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и

разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность,

жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные

признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину

боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников,

стремятся быть достойными героев;

ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре:

решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на

местности по различным признакам, ведение разведки, совершение скрытых и

быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных

естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на

пути к достижению цели, и т.д;

возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические

карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет,

пулеметов, автоматов, пистолетов и др.),

в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит

командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и

организует

их

выполнение.

Сильное

влияние

оказывает

приказ

как

общеобразовательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый

участник игры.

важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что

достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде

отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои

обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и

результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за

обстановкой, контролировать свое поведение;

разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании,

наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках

походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными,

проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры,

следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде

деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений

между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном

из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.

В военно-спортивных играх в доступной для школьника форме отражаются

социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для

военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-

патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого

отношения к ним.

Воспитательные и образовательные возможности

военно-спортивных игр

Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. Воспитательная роль военно-

спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к

ним, играют в них охотно. Исследования ученых показали, что основными мотивами,

поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-

первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою

взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные

качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление

приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на

местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного

участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что

эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных

качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника.

Исключительна

их

роль

в

развитии

познавательной

деятельности.

Игровая

деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Игра

всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго

рассчитанное действие, игра немыслима. Насыщенность игровых действий сильными

чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших условий

положительного влияния игры на личность человека.

Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение

приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание

участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь следует, прежде

всего, выделить патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к

героическим страницам прошлого нашей Отчизны.

Воспитывать у подрастающего поколения чувство

коллективизма, подлинной

дружбы, товарищества и взаимной выручки - одна из важных воспитательных задач школы,

призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии.

Весь ход игры, взаимоотношения детей при выполнении поставленных задач, общая

радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят,

воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою очередь

способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.

Постоянно переживается учащимися в военно-спортивных играх чувство долга и

ответственности. Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед

товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются

товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя

ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-

либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются.

Успешное же выполнение своих обязанностей в игре всегда вызывает одобрение товарищей и

порождает у играющего чувство удовлетворения и радости. Все это стимулирует его к более

ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.

Военно-спортивные игры способствуют развитию у такого важного качества, как

трудолюбие. Приучая ребят в играх проявлять настойчивость в достижении общей цели,

преодолевать доступные им препятствия, проявлять сообразительность, мы способствуем

воспитанию у них некоторых характерных черт положительного отношения к труду.

Военно-спортивные

игры

способствуют

эстетическому

воспитанию.

Строй,

подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, получение приказа,

работы штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят - участников игры -

более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств, приучают к

порядку, дисциплинированности.

В процессе военно-спортивных игр воспитываются и закаливаются волевые качества.

Значение

военно-спортивных

игр

для

формирования

волевых

качеств

учащихся

определяется, прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом

практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи,

составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец,

проверки всего этого на практике.

В ходе игры создаются условия для многократного проявления участниками

инициативы, т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении

поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.

В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у

школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех

каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников. Дисциплина -

основное условие всех военно-спортивных игр. Нарушение дисциплины в игре отдельными

участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву. Это

обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую

дисциплину в игре.

Наблюдения за играми показывают,

что ребята перед игрой

предупреждают друг друга (особенно недисциплинированных) о необходимости строго

соблюдать дисциплину в ходе игры и при разборе о подведении итогов проведенной игры

очень резко осуждают нарушивших дисциплину. Это оказывает большое воздействие на

недисциплинированных, помогает им исправлять свое поведение. Дисциплинирующее

значение приобретают правила игры. Они обычно раскрывают и цель поведения во время

игры, и средства достижения этой цели. Сознательное подчинение правилам и принятым

сообща условиям игры приучает к самоконтролю, к ответственному отношению к принятым

на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил, ограничению

своих личных стремлений к подчинению их условиям игры или взятых на себя

обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает чувство

долга и ответственность за совершаемые поступки, способствует формированию навыков и

привычек дисциплинированного поведения.

Военно-спортивные игры требуют от ребят большой выносливости. Участникам игр

приходится подчас совершать бег на скорость, в сочетании с прыжками, метанием,

переползанием.

Большое значение имеет военно-спортивная игра в деле воспитания у школьников

таких волевых качеств, как решительность и смелость. В играх педагогу, сравнительно

легко создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными

моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки, требующей выбора

между двумя или несколькими действиями или способами их, во-вторых, ограниченность

времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие;

в-третьих, наличие элементов опасности.

Мнение педагогов по поводу ценности военных игр для воспитания мальчиков всегда

было противоречивым. Так как большинство педагогов – женщины, в военных играх они

видят источник развития агрессивности и чаще относятся к ним отрицательно, не замечая их

героический характер, что больше всего привлекает мальчишек. Военно-спортивные игры (в

отличии от компьютерных военных игрушек) могут стать важным средством воспитания

основ мужественности: в них мальчишки учатся смелости, выдержке, умению преодолевать

трудности. При умелом руководстве со стороны взрослого, в таких играх делается акцент на

воспитании гуманных чувств: они защищают Родину, оберегают тех, кто нуждается в их

помощи в т.ч. женщин и детей.

Хорошо зная содержание игр, умея организовать их, педагог, может предусмотреть

указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось

проявить решительность и смелость.

В 2023 г. начала работу над игровым проектом «Тропа к генералу».

По времени проект: длительный (рассчитанный на 4 года)

Участники проекта: ученики первых классов, педагоги и родители.

Проект представлен военно-спортивной игрой

Цель: Формировать патриотическое, нравственное сознание у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Развивать физические, волевые качества младших школьников;

2.

Дать знания о традициях и истории русского воинства, и особенностями службы современной

армии.

3.

Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним

защитникам Отечества.

Разработка и проведение проекта включает в себя подготовительный, основной и

заключительный этап.

Подготовительный этап (2023-2024г.)

Задачи:

6.

Познакомиться с опытом и особенностями спортивно-патриотического

воспитания младших школьников, сложившимся в общеобразовательной школе

№45;

7.

Адаптировать разработанный проект «Тропа к генералу» к условиям работы с

младшими школьниками, внести соответствующие дополнения;

8.

Определить содержание,

формы и методы патриотического воспитания

младших школьников через физическую культуру;

9.

Составить план мероприятий с детьми по данному проекту, разработать военно-

спортивные игры по соответствующей тематике.

Основной этап (2024 – 2026 г.)

Задачи:

1.

Апробировать разработанную военно-спортивную игру «Тропа к генералу» на

практике и выявить эффективность предлагаемой интегративной методики.

2.

Разработать

военно-спортивные игры по соответствующей тематике на

следующий учебный год.

3.

Организовать совместную деятельности с педагогами, детьми и родителями.

Военно-спортивная игра «Тропа к генералу», проводится как внеклассная работа с

младшими школьниками во внеурочное время, планируется в соответствии с календарными

датами как развлечение и имеет единый игровой сюжет, посвященный определенным

историческим событиям,

Военно-спортивная игра «Тропа к генералу» включает в себя проведение подвижных

игр: «Пограничники», «Летчики», «Танкисты», «Снайпер» и др.; дидактических игр:

«Армейский магазин», «Чей предмет» и др.; игр с элементами ориентирования: «Найди

знамя», «Доставь секретное донесение», «Найди пакет»; проведение конкурсов: «Меткий

стрелок»,

«Медицинская помощь», «Полоса препятствий». Тематика и выбор игр

соответствует теме игры: «Партизанские тропы», «Бравые солдаты», «Мы богатыри» и др.

Эффективные формы взаимосвязи физического и патриотического воспитания

детей младшего школьного возраста

Успешному проведению военно-патриотической игры способствует комплексная

предварительная

работа,

которая

предполагает

тесное

сотрудничество

с

классными

руководителями и родителями детей.

Разнообразие форм, методов и приемов, используемых в проекте, способствовали, не

только физическому и патриотическому воспитанию, но и вовлекали детей в активную

познавательную деятельность.

Основные формы, методы и приемы по реализации проекта:

Тематические беседы с детьми, перед началом урока, продолжительность которых не

превышала 5 минут («Почему армия – родная?»,

Использование художественного слова (стихи, речёвки, пословицы, поговорки)

Игровая деятельность: подвижные игры, военно-патриотические, игры с элементами

ориентирования, с/р игра «Тропа к генералу»

Музыкальное сопровождение представляет собой репертуар военно-патриотических

песен. Этого рода мелодии помогают детям сосредоточиться, подтянуться, четко

выполнять движения в такт музыки.

Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных дню Победы, Дню

защитника Отечества.

Праздники

и развлечения ко Дню защитника Отечества «Верные защитники

Отчизны», с участием пап. Этот совместный праздник является не только активным

отдыхом, но и имеет воспитательное значение, способствует повышению авторитета

отца в глазах своего ребенка. Праздник включает в себя разнообразные виды

физических упражнений, преимущественно на военную тематику в сочетании с

элементами драматизации, викторин, конкурсов, эстафет.

Выставки рисунков, просвещенные Дню защиты Отечества (следует показать

учащимся связь между родами войск и силами флота в современных боевых действиях

для достижения победы)

Заключительный этап (2026-2027г)

Проведение итоговой военно – спортивной игры «Зарница»;

Организация праздника совместно с папами и дедушками к Дню защитника

Отечества «Живи в веках моя Россия»

Подведение итогов, обобщение опыта.

Итогом систематической работы по завершению проекта запланировано проведение

военно-спортивной игры «Зарница».

Игра на местности «Зарница» проводится с целью отработки действий отрядов или

навыков по какой-либо специальности (разведчика, стрелка, связиста и др.). Так, для

разведчиков, изучающих различные способы наблюдения, маскировки и ориентирования на

местности, определения расстояний и др., в качестве практических занятий рекомендуются

игры-упражнения на местности «По следу», «Наблюдатели», «Умей маскироваться». Во

время отрядных игр на местности отрабатываются действия юнармейского отряда,

проверяется его слаженность. Для этой цели используются игры «Прорваться в тыл», «Бой за

высоту», «Три отряда». В этих играх сравнительно легко создаются такие ситуации, когда

необходимо проявить свое мастерство и командиру, и его заместителю по политической

работе и разведчикам, и связистам, и стрелкам, и санитарам. Успех в таких играх зависит от

четкого взаимодействия всех юнармейцев. Игры на местности в составе юнармейского

батальона «Зарница» имеет задачу подвести итог определенному периоду (осенний, зимний,

весенний) в занятиях юнармейцев. В этих играх проверяются полученные юнармейцами

знаний и умения, слаженность батальона, определяется лучший отряд в батальоне.

Практическая значимость организации работы над проектом состоит в том, чтобы:

результаты были направлены на совершенствование процесса взаимосвязи

физического и патриотического воспитания младших школьников;

в

разработке

мероприятий

по

патриотическому

воспитанию

младших

школьников с активным включением средств и методов физической культуры и

спорта;

в предложении новых подходов патриотического воспитания учащихся в

процессе физического воспитания младших школьников.

План мероприятий на 2023-2024гг

п/

п

Мероприятия

Сроки

Класс

1

«Мы богатыри» (знакомство с героями русских былин)

декабрь

1-е классы

2

«Бравые солдаты»

февраль

1-е классы

3

«Пожарные на учениях»

апрель

1-е классы

План мероприятий на 2024-2025гг

п/

п

Мероприятия

Сроки

Класс

1

«За землю Русскую, за Россию – матушку» (знакомство с

русскими князьями Александром Невским, Дмитрием

Донским, Дмитрием Пожарским..)

ноябрь

2-е классы

4

«Славные защитники Отечества» (знакомство с родами

войск)

февраль

2-е классы

5

«Спасатели»

апрель

2-е классы

План мероприятий на 2025-2026гг

п/

п

Мероприятия

Сроки

Класс

1 «Тяжело в учении - легко в бою» ( знакомство с

полководцами А.В. Суворов, М.И.Кутузов и др.)

декабрь

3-и классы

2 «Защитники Отечества»

февраль

3-и классы

3 «Партизанские тропы» (к 9 мая)

май

3-и классы

План мероприятий на 2026-2027гг

п/

п

Мероприятия

Сроки

Класс

1

«Армейские учения»

октябрь

4-е классы

2

«Зарница»

ноябрь

4-е классы

3

«Живи в веках моя Россия»

февраль

4-е классы

4

«Смотр строя и песни»

апрель

1 - 4 классы

Заключение

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо

подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться не жалея средств. То, что мы

вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей,

невежд и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенным в

развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход

каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.

Приложение 2

«

Использование русских народных подвижных игр Зауралья на

,

уроках физической культуры во внеурочное время как средства

»

физического развития учащихся младших классов

“Народные игры веками живут.

В них мудрость и сила,

Их любят и ждут…”

(Из стихотворения В.Д.Берестова)

I.

Актуальность

Сегодня

большое

внимание

уделяется

формированию

духовно-нравственных

ценностей, сохранению опыта прошлых поколений. Одним из действенных средств, для

решения этой воспитательной задачи, а так же в совершенствовании физического развития

детей младшего школьного возраста является организация народной игры.

Русские народные игры являются нашим неоценимым национальным богатством. Мы

обладаем сокровищами игровой культуры, которых не имеют многие страны. Они вызывают

интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация,

дающая представление о

повседневной жизни

наших

предков

– их быте,

труде,

мировоззрении. Русские народные игры, сохранялись в детской субкультуре на протяжении

веков, передавались из уст в уста, сегодня оказались вычеркнуты из детской жизни. Русские

люди забывают свои корни, свои национальные традиции. В то же время повсеместно

расширяется

повальное

увлечение

детьми

всех

возрастов

компьютерными

играми.

Компьютерные игры сегодня оказываются более привлекательным занятием для детей, они

отвращают ребенка от отечественных ценностей, воспитывают презрение к национальным

традициям. Дети оказываются отчуждены от литературного и от национально-культурного

наследия, поскольку практически вся эстетика экрана построена на инокультурной.

Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей: страсти к властолюбию и

тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи, жестокости. Компьютер вытесняет

традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для

его психического развития и личностного становления. По мнению В.М. Григорьева –

собирателя, организатора и “реставратора” народной игры – играть стали не только меньше,

но и хуже: “...качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм —

шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в

озорство и даже хулиганство.

С утратой физического пространства игр, группового взаимодействия и общения,

какими были раньше дворы, дети лишились возможности реализации своей групповой

жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Следствием этого стал рост

детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни; по принципу:

“у детей отняли дворы, и они заняли подвалы».

Проблема народной игры всегда были в арсенале педагогической науки, интересовали

ученых и достаточно освящены в литературе. Прогрессивные русские ученые - педагоги,

психологи,

врачи,

гигиенисты

(Е.А.Покровокий,

П.Ф.Лесгафт,

А.С.Макаренко,

Л.С.Выготский, В.В.Гориневский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Д.Эльконин, В.Г.Яковлев,

Р.И.Жуковская и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным

изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее

влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр,

изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают

заниматься

отечественные

ученые

и

практики

(З.М.Богуславская,

В.М.

Григорьев,

Ю.Ф.Змановский, И.М.Коротков, Е.И. Янкелевич и др.). Они вносят большой вклад в отбор и

описание игр народов нашего Отечества. Сбор и педагогическая обработка народных

подвижных игр проводилась такими учеными, как: В.И.Даль, П.Н.Бокин, В.Висковатов,

И.Я.Герд, Е.М.Дементьев, Я.И.Душечкин, А.Скотак, Н.Филитис и др. В начале XX века

имелось не менее 100 сборников игр на русском языке.

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ,

малоподвижный образ жизни, компьютеризация являются основной причиной для снижения

работоспособности, нервно-эмоциональных перегрузок и высокой заболеваемости среди

школьников, оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность

учащихся.

В последние годы, как отмечают специалисты, наблюдается отрицательная

динамика развития двигательных качеств младших школьников, уровень которых не отвечает

современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе, снижается

интерес к занятиям физическими упражнениями, особенно в традиционных формах. Нередко

хорошая, но несоответствующая интересам детей игра не дает ожидаемого педагогического

результата.

Так как естественная передача от поколения поколению народной игровой культуры в

настоящее время во многом прервана,

поэтому я считаю, что народным играм, как

эффективному средству комплексного совершенствования двигательных качеств обучать

детей необходимо специально и начинать это уже с раннего детства. Пятилетний опыт работы

над этой темой в дошкольном учреждении через игротеку «Народные игры Зауралья»

позволяет мне сделать вывод о необходимости и возможности разработки подобной

программы в начальной школе в течение четырех лет. Через кружковую деятельность дети

знакомятся с русскими народными играми Зауралья, с последующим включением разученных

и опробованных игр в структуру урока, а так же использование народных игр на переменах, в

праздниках.

Грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не

только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение”

элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному

развитию и физической подготовленности учащихся.

«Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр — генетического

фонда игровой культуры каждого народа”.

II.

Развивающее значение русских народных подвижных игр для физического

совершенствования младших школьников и их педагогическое воздействие.

Русские народные игры имеют многовековую историю, в них заложен дух и

национальные традиции нашего народа, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой

старины, передавались из поколение в поколение. Культурная ценность народных игр

бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются

традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни

людей, их быт и труд, национальные устои, нормы поведения, существовавшие на Руси,

представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,

выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку,

творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.

Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Ж.А. Покровский, Д.А. Колоцца,

Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс,

призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков

народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа,

своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Исследователи русских

народных игр отмечают, что во все времена народные игры выполняли важные социальные

функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и

погрузиться на время в радостную атмосферу.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением,

но и обучением,

воспитанием,

психологической

разгрузкой,

средством физического

воспитания и оздоровления детей. Народные подвижные игры и упражнения способствуют

совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной,

сердечно-сосудистой,

дыхательной),

улучшению

физического

развития,

физической

подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень

ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов

положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских

отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом

воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Главное назначение русских народных игр на уроках физкультурой – достичь

наибольшей

двигательной

активности

и

эмоционального

подъема

детей,

применяя

максимальную нагрузку. Подвижные игры являются эффективным средством комплексного

совершенствования двигательных качеств:

быстроты (игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые,

зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и

возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее

время);

ловкости (постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников

от одних движений к другим)

силы (игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных

скоростно-силовых напряжений);

силу воли, выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои

силы укрепляет преодоление препятствий;

выносливость (игры с многократными повторениями напряженных движений, с

постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и

энергии);

гибкость ( в играх, связанных с частым изменением направления движений) и др.

Одновременно

закрепляются

и

совершенствуются

двигательные

привычки.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает

их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные

приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. В играх

больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные

двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные

особенности. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и

согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм

работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом

необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Одним из безусловных факторов

привлекательности игр является элемент соревнования.

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр

имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного

аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и

систем организма и являются средством активного отдыха после умственной нагрузки.

По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают

активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об

окружающем

мире,

совершенствованию

всех

психических

процессов

(мышления,

воображения), стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Учащихся младших классов в играх более всего увлекает игровое действие, характерная

черта которого - активность детей в игровых целях. Все свои жизненные впечатления и

переживания они

отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному

перевоплощению

в

образ.

Игровая

ситуация

увлекает

и

воспитывает

ребенка,

а

встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют

персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей

активной умственной деятельности.

Игра вызывает важнейшее свойство учения -

потребность учиться, знать, уметь.

Через игровую деятельность закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку

осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание

воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей и

неудач.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Воспитательное

значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное

самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой

нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у

другого народа. Е.А.Покровский писал, что народные игры выступают не только как фактор

физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности,

что игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок

дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого

народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное

средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная

речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки.

Игровые сюжеты народных игр являются важным фактором в воспитании таких черт

характера, как решительность, правдивость, трудолюбие, доброжелательность, способность

оказать помощь слабому, уважение к старшему и др. Игры издавна служили средством

самопознания, в игре проявлялись такие лучшие качества как доброта, самопожертвование

ради других, благородство, взаимовыручка.

Совместная игра – уникальный вид сотрудничества, связанный с возникновением и

развитием

между

игроками

определенных

отношений.

Игры

воспитывают

чувства

солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга, дружеское отношение

к участникам игр, взаимоуважение во время совместного выполнения игровых действий, к

ответственности за свои поступки. Правила игры способствуют воспитанию сознательной

дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения,

сдерживать свои эгоистические порывы.

Русские народные игры должны быть включены в уроки физической культуры детей

младшего школьного возраста,

так как комплексное решение всех задач и творческое

применение с другими элементами урока представляют собой основу начального этапа

формирования

гармонически

развитой

личности,

сочетающей

духовное

богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство.

III.

Отбор русских народных игр для игровой части программы по физическому

воспитанию

Русские народные игры очень многообразны: подвижные, хороводные, игры для взрослых с

народными песнями, прибаутками. Русские народные игры разделены на детские народные

игры, девичьи, мужские, игры совместные для мужчин и женщин.

Детские русские народные игры незатейливые, нехитрые игры, но в них скрывается или

поучение, или выражение их особенностей. Популярными детскими играми Зауралья были:

«На перегонки», «Пеньки», «Теребить нос», «Ястреб», «Волк и овцы», «Ягодки (Волк)»,

«Удочка», «Веревочка», «Уголки», «Кот и мышь», «Пчелы» и др.

Девичьи: «Горелки», «Лычки», «Сижу посижу», «Без соли соль», «Жмурки», «Колечко»,

«Камешки», «Колышки», «Коза», «Огарушек», «Чет и нечет», «Обруч», «Бирюльки» и др.

Русские народные игры мужские: «Мяч», «Мяч об землю и об стену», «Летучий мяч или

волан», «Воробьи», «Мушка», «Чушки», «Чиж», «Кондалы», «Шар или касло», «Ветчинка»,

«Бабки», «Кости», «Перетягивание веревкой», «Борьба», «Кулачный бой», «Ломка пряников»,

«Гусек» и др.

Русские народные игры Зауралья для мужчин и женщин: «Колючки», «Жгут», «Венчик»,

«Кружок», «Кончики», «Столбики», «Качели», «Коршун», «Ворон», «Яша», «Веревочка»,

«Птицы», «Птичий охотник», «Кошки-мышки» и др.

Распространенными групповыми играми в Зауралье были: «Ягоды», «Казаки и разбойники»,

«Камешки», «Горелки», «Мороз-красный нос», «Малечина-калечина», «Золотые ворота»,

«Гуси и волк», «Мышеловка», «Афанас», «Афанас поймай нас», «Слепая курица», «Кот и

погреб», «Дедушка», «Дедушка сапожник», «Хвост и голова», «Жучок-паучок», «В клубок».

Игры всегда разделялись по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием. Например,

народные игры из серии «Салки» («Салки с домом», салки «Ноги от земли», «Давай руку»,

«Салки-пересекалки») и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции

улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно

действуют на формирование культуры общения.

Особенно популярными и любимыми были такие игры как «Горелки», «Русская лапта»,

«Жмурки», «Городки», игры с мячом. Игра в «Жмурки» была распространена во многих

областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода». «Жмачки», «Куриная

слепота», «Кривой петух», у нас в Зауралье «Слепая курица», «Афанас».

Немало таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно

бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. Как названия игр, так и

правила игры были различны в разных областях России, но общим для них являлось

стремление выиграть, одержать победу. Одной из увлекательнейших детских народных

подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая,

в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли

мальчики

и

девочки

вместе,

возраст

не

имел

значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали.

Русские народные игры отличались и по временам года и по погоде. Собирались

мальчишки и девчонки летними вечерами на деревенской улице или за околицей, водили

хороводы, пели песни, без устали бегали и играли. На вечерках, на гуляниях игрались такие

игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Дедушка Мазай» и другие. В

таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали

все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного

движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о

том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет,

рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить. Зимой развлечения носили

иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки или играли в игры малой

подвижности пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке:

«Колечко», «Дедушка Мозай» и др.

Народные игры бывают сюжетные (например «Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»)

и бессюжетные, в которых все внимание детей направлено на движение и правила.

В народных играх много шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

В русских народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность

действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, каждый играющий

приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий

игры. Привлекательны в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая

перебежка сопровождается попевкой. В играх по типу «Горелки» текст отвлекает внимание

ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

Народные игры такие как «Утена» показывают тепло и нежность отношений в семье,

«Горшки»

являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, отражение повседневной

трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка». «Рыбаки и рыбка» и др.

Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у

каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы

большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить

рыбу удочкой или сетями?

Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и

таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало

свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский

игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

IV.

Технология организации игры на уроках физической культуры, и во внеурочное

время.

Проект «Русские народные игры Зауралья на уроках физической культуры»

По времени проект: длительный (4 года)

Участники проекта: учащиеся 4 классов (с первого по четвертый год обучения), педагоги,

родители.

Цель: повышение уровня здоровья, физической подготовленности и развитие интереса у

детей к урочным формам физического воспитания, увеличение их двигательной активности

через использование русских народных игр Зауралья.

Разработка и проведение проекта включали в себя подготовительный основной и

заключительный этап.

Подготовительный этап (2020-2021г): организация кружковой работы через проведение

игротеки «Русские народные игры Зауралья» (Приложение №3 из пртфолио)

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших

классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым

репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Задачи:

1.

Познакомить младших школьников

с русскими народными подвижными играми

Зауралья.

2.

Поддерживать и развивать интерес у детей к русским народным играм Зауралья.

3.

В ходе проведения народных подвижных игр развивать двигательную активность

детей, закреплять основные движения: бег, прыжки, метание.

4.

Развивать физические качества: ловкость, быстроту движений и т.д.

5.

Воспитывать любовь к родному краю и уважение к обрядовым, православным

праздникам, к традициям русского народа.

6.

Научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Работу по ознакомлению младших школьников с русскими народными подвижными

играми Зауралья я начала через организацию работы игротеки, когда дети были в первом

классе. Мне хотелось познакомить детей с народным фольклором нашего региона. Были

трудности из-за недостатка необходимой литературы. Первое занятие «Игротеки» было

посвящено любимым играм своего детства. Детям было предложено поиграть в их любимые

игры (это явилось своеобразным исследованием «В какие игры играют наши дети»).

Оказалось, что дети очень мало знают народных игр, их игры однообразны «Снайпер».

Позднее я познакомила детей со своими любимыми подвижными играми. Объяснила, что

игры любимые определенным народом, называются народными, или русскими народными

играми. На последующих занятиях знакомила младших школьников с русскими народными

играми Зауралья (Приложение).

В играх дети отличались большой непосредственностью. Они полностью раскрывали

положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего

изучения детей. При разучивании и проведении игр большое внимание обращала на

воспитательную работу с учащимися. Воспитанию дисциплинированности учеников,

созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь,

подчинение личных интересов интересам коллектива способствует строгое соблюдение

правил игры, точное выполнение участниками обязанностей.

Подготовка

к проведению «Игротеки»

проводилась перед началом кружка при

участии детей. Ознакомление учащихся с различными вариантами игры проводилось

постепенно, к детальному изучению переходили только после усвоения учениками основного

материала. Таким образом, при проведении всех игр соблюдается принцип постепенного

усложнения.

Важными моментами в организации игр являлось: выделение водящих, распределение

по группам, распределение обязанностей среди участников.

Водящих

выделяли

несколькими

способами:

назначением,

интересными

по

содержанию, краткими и легкими для произношения «считалками», выбором того, кто

первый прибежит, дальше прыгнет или бросит мяч и т.д.

Деление на группы или команды производили по расчету. Такое распределение

проводится быстро, относительно правильно (в отношении сил) и беспристрастно.

Все остальные способы (по назначению, по выбору капитанов и т. д.) менее удачны,

так как могут образоваться более сильные или слабые группы или команды. Кроме того, это

отнимает много времени и часто вызывает недовольство детей. Хороший способ деления на

команды - построение в колонну по 3-4-5. Каждая колонна будет командой. Капитаны команд

могут выбираться игроками, назначаться учителем; капитанами могут быть стоящие

первыми.

С целью сопровождения игр художественным словом создала небольшую картотеку

фольклора Зауралья, в которую вошли колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,

небылицы, заклички, приговорки, пословицы и поговорки. Поначалу, когда я произносила

поговорки, дети не воспринимали их должным образом, они смеялись, и получалась обратная

реакция. Поэтому пришлось проводить беседы, разучивать тексты с движениями. Здесь

одновременно проходила работа с новыми словами, т. к в народном фольклоре слова

незнакомые встречаются часто. Поэтому чтобы дети до конца понимали смысл того или иного

произведения, необходимо было объяснять значение. Для этого приходилось заглядывать в

словарь. И уже через некоторое время дети стали сами использовать речевой материал игр.

Практическая значимость:

Разработана рабочая программа кружка «Русские народные игры Зауралья»;

Разработана классификация народных подвижных игр по признакам их воздействия на

двигательные качества и применению в структуре урока;

Составлена картотека русских народных игр Зауралья;

Для

педагогов

и

родителей

разработана

наглядно-текстовая

консультация

и

практический материал «Использование русских народных игр Зауралья на переменах

и праздниках».

Основной

этап (2021-2023г)

Использование на уроках

физической культуры учащихся

младших классов народных подвижных игр, как эффективного средства физического

воспитания.

Задачи:

1.

Активно использовать народные подвижные игры и физические упражнения на уроках

физической культуры, как эффективное средство физического воспитания детей младшего

школьного возраста;

2.

Использовать русские народные подвижные игры в активном отдыхе – на переменах, через

физкультурные досуги, спортивные и фольклорные праздники.

Включение народных игр в содержание урока по физической культуре требует

соблюдения определенных условий:

Детям должны быть хорошо знакомы русские народные подвижные игры.

Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки, считалки, русские песни –

должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая

смена упражнений.

Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.

Игровой материал должен быть

эмоционально привлекательным и интересным.

Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их

охотно, с радостью.

На уроках во 2-м классе обычно провожу 1-2 народные игры, в 3-м классе - одна игра.

Игры могут проводиться во 2-3 части урока.

Предварительной работой на данном этапе стало распределение русских народных

игр, в том числе и игр Зауралья в соответствии с

их воздействием на воспитание

двигательных качеств в сочетании с формированием основных видов движений.

В основной части урока использую в основном игры на закрепление основных видов

движений: игры с бегом на скорость (Пятнашки», «День и ночь», «Воробьи и вороны»,

«Невод» и другие), с преодолением препятствий, прыжками («Волк во рву», «Удочка»,

«Прыгающие воробушки», «Поймай лягушку», «Зайцы в огороде», «Ягоды» и другие), с

лазанием и подлезанием («Медведи и пчелы», «Ловцы и обезъяны» и другие), игры с

метанием («Лапта», «Охотники и утки», «Перестрелка и другие»).

Для занятий с детьми

важное значение имеет выбор игры. Игры для урока

выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или

прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением,

преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д.

Игры, способствующие совершенствованию определенных двигательных навыков, лучше

проводить после того, как дети уже овладели этими движениями. Игры нужно подбирать так,

чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений.

Например, при изучении прыжков не следует проводить игру с прыжками. Это объясняется

двумя причинами. Во-первых, при обучении прыжкам учитель стремится, чтобы дети

овладели техникой прыжка, и часто избирает для этого метод разучивания по частям, а

прыжки в игре, выполняемые как элементы игрового процесса, не будут выполняться так

точно, как этого хотелось бы учителю, и, следовательно, не будут способствовать

закреплению пройденного на уроке материала. Во-вторых, сочетание прыжков как одного из

основных видов упражнений на уроке и прыжков в игре создаст предпосылки для

одностороннего, ограниченного воздействия на организм занимающихся. Преждевременное

применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях.

Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически

сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять

то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным

средством выработки у детей прочных навыков в выполнении движений. Например,

закрепляя прыжок “в шаге”, можно перепрыгивать через ров (в игре “Волк во рву”)

изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре “Штандер”),

можно применять определенный способ броска. Игры со сложными правилами, требующие

большой сосредоточенности и внимания или вновь разучиваемые, не следует проводить на

тех уроках, на которых разучиваются или осваиваются технически сложные упражнения. В

этих условиях надо выбирать игры, хорошо знакомые детям.

В заключительной части урока

провожу народные игры малой и средней

подвижности, хороводные игры, способствующие активному отдыху после интенсивной

нагрузки в основной части урока («Золотые ворота», «В клубок», «Найди и промолчи»,

«Сова», «Фигура», «Дедушка Мазай» и другие).

При выборе игры для урока необходимо предусматривать:

региональный компонент;

педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

место игры в уроке;

основное двигательное содержание игры;

физическую и эмоциональную нагрузку;

состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;

место проведения игры и необходимые пособия;

методы организации детей для игры.

Соблюдая принцип преемственности, а также с целью ознакомления с игровым

запасом детей и их умением играть в 2,3,4 классе провожу игры, с которыми дети в 1 классе

знакомились через «Игротеку», вношу определенные усложнения соответственно возрасту

(игры с водящим, с разделением на команды).

При планировании игрового материала и распределении его по четвертям учитываю

принцип сезонности. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на

спортивной площадке; на воздухе (осень, весна), во II четверти—в помещении и в III—на

свежем воздухе и на лыжах.

Для регулирования физической нагрузки использую следующие приемы: изменение

продолжительности и количества повторений игры; увеличение или уменьшение площадки;

упрощение или усложнение правил игры; уменьшение или увеличение количества действий.

Большое внимание уделяю окончанию игры: подведению итога, результату, отмечаю

положительные и отрицательные стороны, даю рекомендации об организации и проведении

игр во внеурочное время. К подведению итогов чаще привлекаю самих участников. Это

способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей,

выявлять причины побед и поражений.

В качестве педагогического контроля и результатом деятельности служит желание

или не желание учащихся играть в народные игры, их эмоциональный отклик.

Практическая значимость:

Составлено перспективное планирование физического воспитания с использованием

русских народных игр;

Разработана

методика

применения

народных

подвижных

игр

в

физическом

воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Разработана классификация народных подвижных игр по признакам их воздействия на

двигательные качества и применению в структуре урока.

Разработаны конспекты проведения физкультурных досугов - игротек «Русские

народные игры Зауралья» («Ярмарка народных игр», «Зимние забавы», « Русские

народные игры Зауралья», совместно с родителями «Игры наших бабушек и дедушек»,

«Смех да веселье»).

В учебной работе возможно использование русских народных подвижных игр, в

активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники, на

переменах.

Использование подвижных игр на уроках, переменах, в группах продленного дня

Педагогической наукой доказано, что в дни проведения урока по физической культуре,

дефицит двигательной активности школьников составляет в среднем 40 процентов (в

остальные дни — 80). Отсюда следует, что проведение уроков физической культуры не

позволяет полностью обеспечить потребность детей в движении. До 22 процентов этой

потребности дети восполняют самостоятельно, часто за счет детской подвижности. Поэтому

во многих классах, где не найдены эффективные формы и средства удовлетворения жизненно

необходимых потребностей детей в физической нагрузке, пассивно отдыхающих на перемене

предлагаю использовать русские народные игры средней и малой подвижности.

Народные подвижные игры на перемене

являются средством снятия утомляемости,

подготовки учащегося к следующему уроку. Статистика более чем убедительно говорит в

пользу народных игр на переменах, даже если они на некоторое время нарушают спокойствие

в школе. Нагрузка народной игры имеет малую и среднюю интенсивность, не вызывает

значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности, сильно возбуждающие

детей при незначительной продолжительности перемены, приносят в класс остаточные

явления:

возбужденность,

несобранность,

а

значит,

снижают

тематическую

работоспособность ученика на уроке. Подбор игр необходимо соотносить и с возрастом

детей. Младшие школьники вполне удовлетворяются незатейливой групповой игрой.

Желательно, чтобы обучающиеся знали предусмотренные программой игры, их правила,

чтобы могли применять их во внеурочное время.

Заключительный этап (2023-2024)

Заключительный этап предполагает подведение итогов, результатов обучения и

выводы, обосновывающие благоприятное влияние народных игр на здоровье и физическое

развитие младших школьников, а так же повышение их интереса к урочным формам

физического воспитания, увеличение их двигательной активности.

Задачи

1.

Продолжать использовать народные подвижные игры и физические упражнения на уроках

физической культуры, как эффективное средство физического воспитания детей младшего

школьного возраста;

2.

Провести физкультурные досуги (в форме фольклорных) для закрепления изученных

русских народных игр, в том числе Зауралья.

3.

Оценить результативность проводимой работы по проекту.

4.

Подвести итоги.

В конце учебного года запланировано анкетирование детей в 4

классе “Моё

отношение к уроку по физической культуре”, в которой был один вопрос: Что нравится тебе

на уроке физкультуры?, а так же предложено написать Мини - сочинение “Больше всего мне

нравится на уроке физкультуры …»

Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым

уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых

сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. “Мне

очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими

друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и

поиграть”.

Выводы: Народным играм и самобытным физическим упражнениям в системе воспитания

русского народа, в течение столетий уделяется особое внимание, так как они являются

эффективным

средством

укрепления

здоровья,

повышения

уровня

физической

подготовленности, формирования стойкого характера и подготовки молодого поколения к

трудовой и военной деятельности.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные

задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование народных подвижных игр на уроке физической культуры позволяет

повысить уровень двигательных качеств младших школьников (ловкость, скоростно-силовые

качества,

быстрота,

выносливость).

Народные

подвижные

игры

дают

возможность

реализовать

потребность

в

двигательной

активности

и

способствуют

становлению

личностных качеств детей младшего школьного возраста.

Литература:

1.

Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.

2.

Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.

3.

Коротков И.М. Подвижные игры в школе. - М.: ФиС, 2001.

4.

Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Изд-во: Академия. - 2000. - 160 с.

5.

Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и

молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -

1996. - № 1.

6.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик

А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

7.

Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. - Мн., 1988.

8.

Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и

психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы

физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

9.

Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И.

Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10.

Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его

освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.

- 1997. - № 6.

11.

Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные

программы. - М.: 1993. - 215 с.

12.

Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.: ил. - (Библиотека для

родителей).

13. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника// Избр. произв. В пяти томах. - Т.1. - К.:

Рад. школа, 197

14. “Наш дом – Южный Урал” (Программа воспитания и развития детей дошкольного

возраста на идеях народной педагогики)/ Челябинск: “Взгляд”, 2007 г.

15. А.В. Кинеман “Детские подвижные игр народов СССР” / Москва, “Просвещение”,

1989 г.

16. М.Ф. Литвинова “Русские народные подвижные игры”/ Москва, “Айрис пресс”, 2004 г.

17. Л.А. Лялина “Народные игры в детском саду”/ Москва, Творческий центр сфера, 2008

г.

18. Н.Л. Воробьева “Побегаем, попрыгаем…” (сборник подвижных игр и забав для детей

6-10 лет)/ Москва, издательство Аркти, 2007 г.



В раздел образования