Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста


Автор: Наталья Александровна Григорович
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад № 44
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей

Проблема развития связной речи детей является одной из самых важных, сложных и актуальных.

К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической

речи. Как показывает практика, особую роль в развитии связной речи принадлежит

театрализованным играм. Исходя из особенностей речевого развития детей, все

театрализованные игры строятся на материале сказок. Использование следующих видов сказок:

Сказки и рассказы с новым концом

Логопед просит ребенка закончить сказку так , чтобы Теремок не пострадал, и все герои могли бы

жить дружно: «… ты Медведь большой, тебе будет мало места в Теремке. А мы все дружно тебе

поможем построить новый Терем...»;

Сказки без середины

: «Однажды ….Вдруг мы увидели…. … Теперь мы лучшие друзья.»;

Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:

Я превращаюсь в Дюймовочку, буду жить в замках хозяйки, и я ….

В бабочку :Как хорошо летать над цветочками – все видно. Но вот однажды………;

Сказки о любимых игрушках

– о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих

игрушек – кукол, животных, роботов);

Сказки на новый лад,

где знакомые герои в новых обстоятельствах.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения

связного высказывания.

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого

текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что

он не может оформить их в связные речевые высказывания.

ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования

высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного

монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов

модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,

пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы

используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый

предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На

последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом

случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.

п.).

Народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития

дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального

окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной

активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного

речевого воспитания.

Мнемотехника – это «техника запоминания». Мнемотаблица – это схема, в которую заложена

определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо

давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:

лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое

слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом,

весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко

воспроизводит текстовую информацию.

Дидактические игры:

«Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

«Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

«Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки,

поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

«Придумай необычное существо»

Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже

«Нелепицы»

Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто

быстрее и больше их назовет.

Ответы к тесту.

Картинка к тесту «Нелепицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто

называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно

быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время

ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не

так и как на самом деле должно быть.



В раздел образования