Автор: Наталья Александровна Григорович
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад № 44
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей
Проблема развития связной речи детей является одной из самых важных, сложных и актуальных.
К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической
речи. Как показывает практика, особую роль в развитии связной речи принадлежит
театрализованным играм. Исходя из особенностей речевого развития детей, все
театрализованные игры строятся на материале сказок. Использование следующих видов сказок:
Сказки и рассказы с новым концом
Логопед просит ребенка закончить сказку так , чтобы Теремок не пострадал, и все герои могли бы
жить дружно: «… ты Медведь большой, тебе будет мало места в Теремке. А мы все дружно тебе
поможем построить новый Терем...»;
Сказки без середины
: «Однажды ….Вдруг мы увидели…. … Теперь мы лучшие друзья.»;
Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:
Я превращаюсь в Дюймовочку, буду жить в замках хозяйки, и я ….
В бабочку :Как хорошо летать над цветочками – все видно. Но вот однажды………;
Сказки о любимых игрушках
– о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих
игрушек – кукол, животных, роботов);
Сказки на новый лад,
где знакомые герои в новых обстоятельствах.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения
связного высказывания.
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого
текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что
он не может оформить их в связные речевые высказывания.
ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования
высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного
монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим
способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов
модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,
пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы
используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый
предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На
последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом
случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.
п.).
Народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития
дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального
окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной
активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного
речевого воспитания.
Мнемотехника – это «техника запоминания». Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо
давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:
лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом,
весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко
воспроизводит текстовую информацию.
Дидактические игры:
«Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
«Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
«Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки,
поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
«Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
«Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто
быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту.
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто
называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно
быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время
ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не
так и как на самом деле должно быть.