Автор: Шабанова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "С лукошком за грибами", окружающий мир 1 класс
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира по теме:
«С лукошком за грибами», 1 класс.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Познакомить учащихся со строением гриба.
2.Учить выделять группы съедобных грибов.
3.Приводить примеры съедобных грибов.
4.Определить роль и место грибов в природе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
2.Учиться
высказывать
свое
предположение
на
основе
работы
с
иллюстрацией учебника;
3.Формировать умение логически рассуждать, находить решение для
проблемных ситуаций;
Познавательные УДД:
1.Проводить несложные наблюдения;
2. Делать выводы на основании полученных результатов;
3.Выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Коммуникативные УУД:
1.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
2.Слушать и понимать речь других;
3.Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
проблемные, словесные, практические, стимулирование интереса к учению
(познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, картинки
грибов, памятки по сбору грибов, карточки для чтения (загадки).
Используемые технологии обучения:
1.Игровые технологии;
2.Здоровьесберегающие технологии;
3.Технология проблемного обучения;
4.Личностно – ориентированного обучения;
5.Объяснительно – иллюстративного обучения;
ХОД УРОКА:
I.
Организационный момент
II. Сообщение темы урока, постановка цели.
-Сегодня отправимся в удивительное царство природы, а как зовут
жителей, догадайтесь сами:
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы!
- Сегодня разговор пойдет о грибах.
- Какую цель поставим на уроке?
- Давайте составим план, необходимый для достижения этой цели.
III. Актуализация знаний.
- Грибы – это особое царство природы. Долгое время ученые спорили, куда
их отнести – к царству растений или к царству животных.
- А как вы думаете?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим строение гриба.
IV. Изучение нового материала
1.
Изучение строения грибов. Работа по учебнику С. 58.
Грибы не просто растут на земле. Под ними в рыхлой почве тянутся
тоненькие ниточки белого цвета, образующие паутину. Это грибница.
На ней вырастают новые грибы. Эту часть гриба ученые называют
плодовым телом. В плодовом теле выделяют шляпку и ножку. В
шляпке созревают споры. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они
созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают,
образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы.
- Из каких частей состоит гриб? (шляпки, ножки, грибницы)
- Что важнее грибница или плодовое тело?
- Похожи по своему строению грибы на растения?
- Можем мы отнести грибы к животным? Почему?
Вывод: Грибы – особое царство живой природы.
2.Беседа о грибах.
Грибы издавна известны в России. В старину их называли «губы» за выпуклые
губчатые шляпки.
Жареные, вареные, солёные грибы не сходили со стола в будни и праздники,
зимой и летом.
Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде,
в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть
и гиганты. Например, в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Когда
великана взвесили, удивились ещё больше – он потянул на 168 кг.
- Что вы знаете о пользе грибов?
(Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны, кормят
человека, кормят животных, кормят деревья):
Нити грибницы переплетаются тесно с корнями деревьев. Грибница
всасывает из почвы воду с питательными веществами и посылает дереву. А
дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых
листьях.
Подпитывая деревья, грибы, тем самым, помогают им расти.
Участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушенные пни,
упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса.
Радуют нас внешним видом.
3.Практическая работа «Собери грибы в корзинку»
- Какие грибы взяли в корзинку? Почему?
- Какие не взяли? Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 58-59.
Вывод: грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Какие правила сбора грибов знаете?
4. Давайте составим правила сбора грибов. Работа в парах по учебнику. С
59.
Вывод:
1)Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
2)Не бери грибы, которых не знаешь.
3)Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог.
4)Старые грибы не собирают, но и не сбивают ногами. Ведь ими будут
питаться насекомые и другие животные. В шляпках старых грибов
созревают споры, а значит, появляется много грибов.
- Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного
царства.
(Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
5.Работа с хрестоматией. Работа в группах (каждая группа читает свой
рассказ, затем рассказывает одноклассникам, что нового узнали)
V.Закрепление изученного материала
1. Загадки из леса «Лучший грибник».
Вопросы:
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем. (подосиновик)
2. Лета первая примета: под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. (подберезовик)
3. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опенок)
4. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это... (сыроежки)
5. Стоял на крепкой белой ножке, теперь лежит в лукошке.
(белый гриб)
6. Ходят рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)
7. Возле леса на опушке, украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый …..(мухомор)
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли цели?
- Что нового узнали?
- Кому было трудно на уроке?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Что ещё хотите узнать о грибах?