Напоминание

"Формирование культуры межнациональных отношений старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Стреляева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210 "
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Формирование культуры межнациональных отношений старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование культуры межнациональных отношений старших

дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ»

Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель

МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не

передаются по наследству, в каждом поколении

их надо

воспитывать вновь и вновь

и чем раньше начинается

формирование этих качеств, тем большую устойчивость они

приобретут»

Э.К. Суслова

Накопление ребенком личного позитивного опыта межличностного общения

с

представителями

разных

национальностей,

формирование

этики

межнационального

общения

помогут

в

будущем

нашим

малышам

противостоять расистским, националистическим настроениям, способствует

созданию имиджа будущих граждан России.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),

дошкольники,

этнокультура,

толерантность,

ценностно-ориентированная

деятельность,

развитие ребенка.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

(ФОП ДО) представляет собой документ, определяющий единые для России

базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые в

дошкольных организациях и планируемые результаты освоения программы.

Ее целью является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период

дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов

РФ, исторических и национально-культурных традиций.

1

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие

ребёнка

в

период

дошкольного

детства

с

учётом

возрастных

и

индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей

российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К

традиционным

российским

духовно-нравственным

ценностям

относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,

патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за

его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный

труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,

справедливость,

коллективизм,

взаимопомощь

и

взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений, единство народов

России.

Предполагается, что в области формирования основ гражданственности

и патриотизма у детей 6-7 лет педагогический работник обязан воспитывать

патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине,

к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Также

он

должен

расширять

представления

детей

о

праздновании

государственных праздников и поддерживать интерес детей к событиям,

происходящим в стране, развивать у них чувство гордости за достижения

страны в сфере спорта, науки и искусства, чувство служения и верности

интересам страны.

Каким должно быть у детей формирующее отношение к людям разных

национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном

на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым. Когда речь идет о

формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть

учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы

создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы

возбуждению у дошкольников этих внутренних противоречий и побудили бы их

к развитию у себя указанных качеств, поэтому образовательная деятельность

осуществляется:

в процессе организации различных видов детской деятельности;

в ходе режимных моментов;

в самостоятельной деятельности детей;

в процессе взаимодействия с семьями детей.

Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на

друга и говорили только на одном языке. Для развития ярких, образных

представлений о каком - либо народе важна последовательность работы.

Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая

определенных знаний о них. Социализация тесно связана с соблюдением прав

2

ребенка и предполагает организацию детско - взрослых сообществ, в которых

ребенок является уважаемым и равноправным партнером и может высказать

свое мнение и быть услышанным.

Учитывая,

во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка

среды,

а во-вторых,

наибольшую способность восприятия культур других

народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные

формы

эмоционально-оценочного

отношения

к

представителям

других

национальностей, нами разработана модель поликультурного воспитания

старших дошкольников через элементы культуры народа:

Материальная культура

основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

одежда (национальный костюм),украшения

национальные кушанья;

орудия труда;

труд с учетом его специфики.

Духовная культура

народные обычаи, обряды, праздники;

язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские

игры, музыка);

искусство (песни, танцы, произведения художественного и

декоративно-прикладного творчества, литература);

Нормативная культура

общечеловеческие нравственные качества;

правила общения между людьми внутри этноса и вне его;

Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.),

воспитатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной

культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются

этнокультурным

содержанием

дидактического,

и

развлекательного

характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает

народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и

другие игры со сверстниками и взрослыми.

Например,

дидактические

игры:

«Чудесный мешочек», «Отбери

нужное»

«Найди ошибку» - направлены на информированность детей о народной

культуре ;

Игры – упражнения - круги «Общения» - подводят детей к пониманию:

мы похожи друг на друга по многим признакам.

Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет

слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду

3

времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят

или отбрасывают мяч).

Разрезные

картинки -

так, детям можно предложить задание на

группировку

и

классификацию

что

можно

отнести

к

культуре

определенного народа (вещи, предметы быта и искусства , кулинарные

блюда, сказочные герои и другие символы) мира

Игры-экскурсии «Лавка сувениров»

- информированность детей о

культуре народов .

Знакомство с методом моделирования и конструирования, сочетающий

словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию.

(различные макеты городов и ландшафтов, характерных для определенных

географических широт и др.)

Одним из действенных приемов, позволяющих поддерживать интерес и

обобщать знания детей, выступает заполнение карты, которая представляет

собой силуэт карты мира со схематически нанесенными контурами стран на

разных материках. Желательно чтобы эта карта была больших размеров,

например: во всю стену коридора или групповой комнаты. Располагается она

наравне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров по мере изучения

той или иной страны, народа.

Значимым методом в ознакомление дошкольников с миром

этнической культуры является метод проектов, предполагающий в нашем

случае организацию совместной исследовательской деятельности детей и их

родителей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию

материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни,

предметов быта, искусства разных народов.

Не менее важной является возможность сопровождение познавательной

деятельности этнокультурного содержания эвристической беседой, в основе

которой лежат как метод сравнения, так и метод вопросов. В ходе такой

беседы воспитатель ставит вопросы, побуждает детей – на основе

побуждений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний –

сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим

культурам, а затем путем рассуждений желать выводы, выделяя что-то

общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать

дидактические игры с перфокартами:

Тема. «Особенности быта народов России».

Материал:

Перфокарты с изображением

жилищ русского, одного из

кавказских и северных народов (изба, сакля, иглу и чум), традиционных

изделий

народных

мастеров

(матрешка,

морской

котик

из

кости,

4

кубачинский

кувшин), традиционных средств передвижения (тройка,

запряженная в сани; нарты; всадник на коне).

Задание 1.

Скажи, что нарисовано на картинках, и каким народам

принадлежат эти предметы.

Задание 2. Объедини в одну группу жилища синим карандашом, средства

передвижения – красным, изделия народных мастеров – зеленым.

Задание 3. Соедини оранжевым цветом предметы, принадлежащие русскому

народу, желтым – предметы, используемые на Кавказе, фиолетовым –

предметы народов Севера.

В

практике

своей

профессиональной

деятельности

для

повышения

активности и эмоциональности детей использую

сюрпризные моменты,

которые очень нравятся воспитанникам : (например, пришла бандероль с

альбомом фотографий какой-то страны), выполнение различных игровых

действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание

ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе

представителя другой национальности) и др.

Свои впечатления дети

фиксируют в рисунках. Эти рисунки оформляются в папки или книжки,

которые наши дети с удовольствие демонстрируют гостям группы.

Большие возможности в плане интернационального воспитания заложены в

показе дружбы народов в годы Великой Отечественной войны и СВО. Детям

необходимо рассказывать о том, как люди разных национальностей вместе

защищали

страну

от

врагов.

Наглядным

примером

выполнения

интернационального долга, дружбы и взаимопомощи может служить участие

советских людей в ликвидации последствий землетрясения в Армении и Тад-

жикистане.

Все

перечисленное

используется

педагогом

в

разных

организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и

качество работы по данному направлению.

Одним

из

важных

педагогических

условий

формирования

этики

межнациональных

отношений

у

дошкольников

является

активное

включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи

осуществляется путем:

привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с

обычаями народов, представителями которых являются они сами, или

обучение и их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурой спецификой:

вышиванию, плетение из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном

музыкальном инструменте);

участие родителей в выставках семейного творчества;

5

демонстрация

презентаций национальных раритетов, семейных

традиций;

предоставление

родителями

фотографий,

альбомов,

брошюр,

видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или

привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках

в детском саду;

проведение

родителями

прогулок

и

экскурсий

по

маршрутам,

предложенным воспитателем;

совместное

участие

в

фольклорном

концерте,

спектакле

или

развлечении с этнокультурной тематикой;

выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью

знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями

которого они являются;

ведение вместе с детьми исследовательской деятельности (методом

проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном

процессе.

Таким образом, родители наших воспитанников

становятся

полноправными участниками педагогического процесса, ведь это так важно ,

чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую

ценность гуманных межнациональных отношений, в которых утверждается

чувство собственного достоинства.

Список литературы

1.

Жуковская, Р.И, Родной край/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А.

Козлова.-М: Просвещение, 1985, -238с.

2.

Кондрыкинской, Л.А, С чего начинается Родина/ Л. А. Кондрыкинской.-

М: Творческий центр, 2004.-192с.

3.

Антонов, Ю.Е, Как научить детей любить Родину/ Ю.Е.Антонов,

Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова.-М: АРКТИ, 2003.-168с.

4.

Суслова, Э.К, Воспитание у детей этики межнационального общения/

Суслова, Э.К.-М: А.П.О., 1994.-80с.

5.

Данилина, Г.Н, Дошкольнику- об истории и культуре России/ Г.Н.

Данилина.-М: АРКТИ, 2003, -184с.

6

6.

Поштарева,

Т.

Формы

и

методы

формирования

этнокультурной

осведомленности

детей

/

Т.Поштарева,

С.

Мажаренко//

Дошкольное

воспитание.-2007.-№12.-С28-36.

7



В раздел образования