Автор: Стреляева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210 "
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Формирование культуры межнациональных отношений старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование культуры межнациональных отношений старших
дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ»
Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель
МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не
передаются по наследству, в каждом поколении
их надо
воспитывать вновь и вновь
и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую устойчивость они
приобретут»
Э.К. Суслова
Накопление ребенком личного позитивного опыта межличностного общения
с
представителями
разных
национальностей,
формирование
этики
межнационального
общения
–
помогут
в
будущем
нашим
малышам
противостоять расистским, националистическим настроениям, способствует
созданию имиджа будущих граждан России.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),
дошкольники,
этнокультура,
толерантность,
ценностно-ориентированная
деятельность,
развитие ребенка.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(ФОП ДО) представляет собой документ, определяющий единые для России
базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые в
дошкольных организациях и планируемые результаты освоения программы.
Ее целью является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период
дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов
РФ, исторических и национально-культурных традиций.
1
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие
ребёнка
в
период
дошкольного
детства
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К
традиционным
российским
духовно-нравственным
ценностям
относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Предполагается, что в области формирования основ гражданственности
и патриотизма у детей 6-7 лет педагогический работник обязан воспитывать
патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине,
к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Также
он
должен
расширять
представления
детей
о
праздновании
государственных праздников и поддерживать интерес детей к событиям,
происходящим в стране, развивать у них чувство гордости за достижения
страны в сфере спорта, науки и искусства, чувство служения и верности
интересам страны.
Каким должно быть у детей формирующее отношение к людям разных
национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном
на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым. Когда речь идет о
формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть
учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы
создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы
возбуждению у дошкольников этих внутренних противоречий и побудили бы их
к развитию у себя указанных качеств, поэтому образовательная деятельность
осуществляется:
в процессе организации различных видов детской деятельности;
в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей;
в процессе взаимодействия с семьями детей.
Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на
друга и говорили только на одном языке. Для развития ярких, образных
представлений о каком - либо народе важна последовательность работы.
Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая
определенных знаний о них. Социализация тесно связана с соблюдением прав
2
ребенка и предполагает организацию детско - взрослых сообществ, в которых
ребенок является уважаемым и равноправным партнером и может высказать
свое мнение и быть услышанным.
Учитывая,
во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка
среды,
а во-вторых,
наибольшую способность восприятия культур других
народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные
формы
эмоционально-оценочного
отношения
к
представителям
других
национальностей, нами разработана модель поликультурного воспитания
старших дошкольников через элементы культуры народа:
Материальная культура
основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
одежда (национальный костюм),украшения
национальные кушанья;
орудия труда;
труд с учетом его специфики.
Духовная культура
народные обычаи, обряды, праздники;
язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские
игры, музыка);
искусство (песни, танцы, произведения художественного и
декоративно-прикладного творчества, литература);
Нормативная культура
общечеловеческие нравственные качества;
правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.),
воспитатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной
культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются
этнокультурным
содержанием
дидактического,
и
развлекательного
характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает
народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и
другие игры со сверстниками и взрослыми.
Например,
дидактические
игры:
«Чудесный мешочек», «Отбери
нужное»
«Найди ошибку» - направлены на информированность детей о народной
культуре ;
Игры – упражнения - круги «Общения» - подводят детей к пониманию:
мы похожи друг на друга по многим признакам.
Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет
слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду
3
времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят
или отбрасывают мяч).
Разрезные
картинки -
так, детям можно предложить задание на
группировку
и
классификацию
что
можно
отнести
к
культуре
определенного народа (вещи, предметы быта и искусства , кулинарные
блюда, сказочные герои и другие символы) мира
Игры-экскурсии «Лавка сувениров»
- информированность детей о
культуре народов .
Знакомство с методом моделирования и конструирования, сочетающий
словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию.
(различные макеты городов и ландшафтов, характерных для определенных
географических широт и др.)
Одним из действенных приемов, позволяющих поддерживать интерес и
обобщать знания детей, выступает заполнение карты, которая представляет
собой силуэт карты мира со схематически нанесенными контурами стран на
разных материках. Желательно чтобы эта карта была больших размеров,
например: во всю стену коридора или групповой комнаты. Располагается она
наравне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров по мере изучения
той или иной страны, народа.
Значимым методом в ознакомление дошкольников с миром
этнической культуры является метод проектов, предполагающий в нашем
случае организацию совместной исследовательской деятельности детей и их
родителей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию
материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни,
предметов быта, искусства разных народов.
Не менее важной является возможность сопровождение познавательной
деятельности этнокультурного содержания эвристической беседой, в основе
которой лежат как метод сравнения, так и метод вопросов. В ходе такой
беседы воспитатель ставит вопросы, побуждает детей – на основе
побуждений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний –
сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим
культурам, а затем путем рассуждений желать выводы, выделяя что-то
общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать
дидактические игры с перфокартами:
Тема. «Особенности быта народов России».
Материал:
Перфокарты с изображением
жилищ русского, одного из
кавказских и северных народов (изба, сакля, иглу и чум), традиционных
изделий
народных
мастеров
(матрешка,
морской
котик
из
кости,
4
кубачинский
кувшин), традиционных средств передвижения (тройка,
запряженная в сани; нарты; всадник на коне).
Задание 1.
Скажи, что нарисовано на картинках, и каким народам
принадлежат эти предметы.
Задание 2. Объедини в одну группу жилища синим карандашом, средства
передвижения – красным, изделия народных мастеров – зеленым.
Задание 3. Соедини оранжевым цветом предметы, принадлежащие русскому
народу, желтым – предметы, используемые на Кавказе, фиолетовым –
предметы народов Севера.
В
практике
своей
профессиональной
деятельности
для
повышения
активности и эмоциональности детей использую
сюрпризные моменты,
которые очень нравятся воспитанникам : (например, пришла бандероль с
альбомом фотографий какой-то страны), выполнение различных игровых
действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание
ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе
представителя другой национальности) и др.
Свои впечатления дети
фиксируют в рисунках. Эти рисунки оформляются в папки или книжки,
которые наши дети с удовольствие демонстрируют гостям группы.
Большие возможности в плане интернационального воспитания заложены в
показе дружбы народов в годы Великой Отечественной войны и СВО. Детям
необходимо рассказывать о том, как люди разных национальностей вместе
защищали
страну
от
врагов.
Наглядным
примером
выполнения
интернационального долга, дружбы и взаимопомощи может служить участие
советских людей в ликвидации последствий землетрясения в Армении и Тад-
жикистане.
Все
перечисленное
используется
педагогом
в
разных
организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и
качество работы по данному направлению.
Одним
из
важных
педагогических
условий
формирования
этики
межнациональных
отношений
у
дошкольников
является
активное
включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи
осуществляется путем:
привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с
обычаями народов, представителями которых являются они сами, или
обучение и их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурой спецификой:
вышиванию, плетение из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном
музыкальном инструменте);
участие родителей в выставках семейного творчества;
5
демонстрация
презентаций национальных раритетов, семейных
традиций;
предоставление
родителями
фотографий,
альбомов,
брошюр,
видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или
привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках
в детском саду;
проведение
родителями
прогулок
и
экскурсий
по
маршрутам,
предложенным воспитателем;
совместное
участие
в
фольклорном
концерте,
спектакле
или
развлечении с этнокультурной тематикой;
выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью
знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями
которого они являются;
ведение вместе с детьми исследовательской деятельности (методом
проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном
процессе.
Таким образом, родители наших воспитанников
становятся
полноправными участниками педагогического процесса, ведь это так важно ,
чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую
ценность гуманных межнациональных отношений, в которых утверждается
чувство собственного достоинства.
Список литературы
1.
Жуковская, Р.И, Родной край/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А.
Козлова.-М: Просвещение, 1985, -238с.
2.
Кондрыкинской, Л.А, С чего начинается Родина/ Л. А. Кондрыкинской.-
М: Творческий центр, 2004.-192с.
3.
Антонов, Ю.Е, Как научить детей любить Родину/ Ю.Е.Антонов,
Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова.-М: АРКТИ, 2003.-168с.
4.
Суслова, Э.К, Воспитание у детей этики межнационального общения/
Суслова, Э.К.-М: А.П.О., 1994.-80с.
5.
Данилина, Г.Н, Дошкольнику- об истории и культуре России/ Г.Н.
Данилина.-М: АРКТИ, 2003, -184с.
6
6.
Поштарева,
Т.
Формы
и
методы
формирования
этнокультурной
осведомленности
детей
/
Т.Поштарева,
С.
Мажаренко//
Дошкольное
воспитание.-2007.-№12.-С28-36.
7