Напоминание

Воспитание и образование учащихся в оркестре народных инструментов


Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: с"Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами коллективного музицирования"татья
Тема: Воспитание и образование учащихся в оркестре народных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №28»

Г. Кострома

Обобщение педагогического опыта

«Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами

коллективного музицирования»

Выполнил: преподаватель по

классу народных инструментов,

высшей категории

Маянцев Андрей Евгеньевич

2023 год

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест

занимает народное музыкальное исполнительство.

Испокон веков русский народ стремился выразить свои мысли, чаяния, переживания. Они

нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах не только

песенного, но и инструментального искусства.

Русский народный оркестр (а это понятие обобщает все многочисленные

разновидности

коллективных

формирований,

состоящих

из

русских

народных

инструментов) как вид один из самых молодых среди остальных оркестров: ему чуть

более ста лет.

По сути своей русский оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С

одной стороны, он возник на национальной основе как совокупность распространённых в

народном быту инструментов. С другой стороны, сами инструменты были значительно

усовершенствованы

В.В.Андреевым

и

его

сподвижниками.

Усовершенствования

осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли стали максимально

доступны для начального массового освоения и одновременно были эстетически

убедительным, полноценным средством воплощения творений профессионального и

народного музыкального искусства.

Как же развивалось коллективное исполнительство на народных инструментах в

России? Дошедшие до нас исторические источники говорят о том, что уже в ранний

период у славянских племён, населявших нашу страну, музыка занимала значительное

место в их жизни. Так известно, что уже в VI веке наше эры у славян, населявших

побережье Балтийского моря, были распространены гусли, а византийские писатели X

века пишут о том, что при дворе византийских императоров служили славяне –

музыканты. Наконец, один из самых интересных сохранившихся памятников – фрески

Софийского собора в Киеве, относящиеся к XIвеку – даёт нам возможность и сегодня,

увидеть целый ансамбль музыкантов, играющих на различных инструментах, среди

которых мы узнаём знакомые струнные и духовые. И всё же, очевидно, более серьёзно

мы можем говорить об ансамблях и оркестрах далёкого прошлого, прослеживая

деятельность скоморохов на Руси, первые сведения о которых относятся к 1068 году.

Искусство скоморохов – этих народных самородков, мастеров на все руки –

получило особенно широкое развитие после свержения татаро-монгольского ига.

Музыканты, плясуны, певцы и фокусники, объединившиеся в так называемые «ватаги», в

которых иногда участвовало более ста человек, кочевали по стране и всегда были

желанными гостями.

Церковь жестоко преследовала народных музыкантов за их жизнеутверждающее

влияние. Неоднократные церковные указы призывали «бить батогами» скоморохов и

уничтожить

их

инструменты.

В

середине

XVIIвека

целые

возы

музыкальных

инструментов публично сжигались на берегу Москва – реки, а в 1648 году указом

«тишайшего» царя Алексея Михайловича скоморошье искусство было запрещено. На

долгие годы инструменты русского народа замолкают и практически прекращают своё

существование. Наступает двухвековая полоса забвения.

Возрождение русского народного оркестра имело общественно – исторические

причины, оно совпало с общим подъёмом и демократизацией русского национального

искусства и, было связано с общественным прогрессом в России, начавшимся с 60-х

годов девятнадцатого столетия. Вторая половина XIXвека – время бурного расцвета

русской музыкально-исполнительской культуры, время обращения к искусству народа, к

народной музыке. Именно в этот период народное творчество получает простор для

развития как самостоятельный вид в оркестровых построениях, объединённых общим

понятием «русский народный оркестр».

В.В.Андреев и его последователи воскресили забытые народные музыкальные

инструменты и вернули их в усовершенствованном виде народу. Этот процесс был

нелёгким и достаточно долгим. С тех пор продолжается эволюция исполнительства на

русских народных инструментах и усовершенствование оркестра русских народных

инструментов. Успеху этого названия способствует сама демократическая сущность

данного жанра: народные инструменты всегда были близки и понятны широким слоям. А

в последние десятилетия баян, домра, балалайка во весь голос заявили о себе как

полноценные музыкальные инструменты в лучших концертных залах страны и за

рубежом.

В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах

большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ, студий,

которые ставят целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к

музыкальной культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей

общественно-полезной деятельности.

А так же выявить наиболее одарённых в

музыкальном отношении детей и готовить их к дальнейшему музыкальному образованию.

Примером такой школы является костромская гимназия №28, в которой, помимо

хоровых

коллективов,

фольклорного

ансамбля

«Ложкари»,

ансамбля

скрипачей,

функционирует

оркестр

русских

народных

инструментов,

который

неоднократно

становился лауреатом городских, областных и Всероссийского конкурса.

В отличие от других коллективов, оркестр является самым демократичным

коллективом. Если хоровые коллективы подразделяются на младший, кандидатский и

старшие хоры и, поют в старшем хоре в основном девочки, а ансамбль «Ложкари» сугубо

мужской коллектив, то в оркестре играют и мальчики и девочки с 5 по 10классы.

Так, за одним пультом могут оказаться музыкант с большим опытом игры в

орк6естре(учащийся 9 -10 классов) и начинающий оркестрант. Такое прикрепление

начинающего оркестранта к более опытному практикуется в оркестре много лет. Эта

совместная деятельность детей разных возрастов воспитывает заботливое и внимательное

отношение друг к другу. Старший школьник не только помогает своему подопечному

сыграть трудную фразу, вариацию, расставить аппликатуру, но и следит за его

поведением, не позволяет ему отвлекаться.

Не однократно замечалось, что учащиеся, только что пришедшие в оркестр, сразу

делают

скачок

в

своей

исполнительской

деятельности.

Коллективные

формы

музыцирования помогают формировать художественную индивидуальность ученика,

способствуют выявлению его творческих наклонностей.

В

творческом

процессе

развиваются

мышление,

ассоциативные

связи,

воображение, формируются находчивость и сообразительность. Но нельзя забывать, что

развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно

без

освоения

конкретных

музыкально-технических

приёмов

(развитие

техники

исполнения штрихов, формирование правильных приемов звукоизвлечения, освоения

движений, обусловленных художественными и техническими задачами).

Поэтому

необходима

техническая

подготовка

будущих

оркестрантов.

В

костромской гимназии №28 разработаны и в течение нескольких лет применяются на

практике программы по общему курсу домры, балалайки, баяна, гитары. Многие из

выпускников продолжили своё обучение на инструменте в средних и высших

музыкальных заведениях.

Известно,

что

не

каждый

ребёнок

может

проявить

себя

как

солист

инструменталист. Это связано с музыкальными способностями

ребёнка, с его

техническими возможностями. Но чаще всего с особенностями нервной системы

учащегося.

Сильное волнение на сцене зачастую приводит к зажатию мышц, к скованности

движе6ний, неумению собраться, забыванию текста. Находясь в оркестре, учащийся

может в полной мере проявить себя, т.к. рядом чувствует плечо товарища, поддержку и

сопереживание всего оркестрового коллектива, а также руководителя – дирижёра.

Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть профессиональными

навыками, в дальнейшем с трудом могут ликвидировать этот недостаток. И лишь

совместные

занятия

являются

благотворной

почвой

для

исправления

общих

и

индивидуальных погрешностей в исполнении.

Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости

оркестра, является одним из важнейших факторов для успешной работы. Учитывая

наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель

должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям

для каждого участника коллектива.

Хорошее исполнение – результат правильно построенного процесса освоения

детьми репертуара, когда техническое и художественное начала тесно переплетены.

Чтобы

лучше

представить,

в

какой

мере

отбираемый

репертуар

будет

соответствовать решению этих задач, конкретизируем их, разделив на две группы.

Так, в первую группу включены задачи воспитания участников оркестра в процессе

репетиций.

Решение

этих

задач

в

повышении

интереса

детей

к

русскому

инструментальному искусству и к музыке вообще, расширение музыкального кругозора,

совершенствование музыкального вкуса, воспитание человеческих качеств – воли,

настойчивости, трудолюбия

в процессе освоения музыкального материала, а также

чувству коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и других.

Ко второй группе задач относятся чисто специальные:

1.

Умение применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки

игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;

2.

Умение слышать и понимать музыкальное произведение: его основную

тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и

отдельными оркестровыми группами;

3.

Умение исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке

дирижёра;

4.

Умение понимать дирижёрские жесты;

5.

Умение читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней;

6.

Уме6ние аккомпанировать хору, солистам – инструменталистам.

Музыкальный репертуар является важнейшим средством музыкально- эстетического

развития учащихся, несёт в себе идейно-нравственные задачи, обладает познавательной

функцией. Репертуар оркестра должен соответствовать специфике подросткового возраста

оркестрантов. Счастливая пора детства должна дать человеку надёжные крылья:

образованный ум и воспитанное чувство.

На формирование разума направлены все школьные предметы. На воспитание – лишь

отдельные моменты из школьной жизни. Отсюда вдвое повышенные требования к

произведениям искусства, которые станут друзьями детства. Строгость отбора диктуется

также трудностями при разучивании пьес. Школьные оркестранты – не профессионалы.

Дорого даётся каждая фраза, пьеса. Исполнительской радости предшествует длительный

труд всего коллектива, и усилия ребят не должны разбиться о непреодолимые препятствия

при разучивании.

Много шедевров в мировой музыке, но таких, которые прильнули бы к народным струнам

и были бы доступны для исполнения школьному оркестру, мало. Нередко руководителям

оркестра приходится прибегать к своим инструментовкам, приемлемым для состава

школьного оркестра и уровня его технической подготовки.

Репертуар оркестра должен предусматривать знакомство с произведениями различными

по жанрам, стилю, педагогической направленности, включать в себя произведения

народного творчества, русской классики, советской и зарубежной музыки.

Оркестр – это действенный фактор, наряду с умственным и физическим развитием детей

обеспечивающий воспитание художественного вкуса.

Формирование

музыкального

вкуса,

эстетической

потребности,

гуманистических

отношений в коллективе и других качеств человека происходит в течение всей

деятельности оркестрового коллектива и особенно непосредственно на занятиях, когда

специализированно и целенаправленно развивается мышление, внимание, память детей,

их эмоциональная отзывчивость. В работе над произведением рождается единство и

духовная сплочённость всех участников творческого процесса. Школьный оркестр

народных инструментов – это прежде всего школа внимания, школа коллективного

творческого труда, ответственности и дисциплины.



В раздел образования