Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: с"Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами коллективного музицирования"татья
Тема: Воспитание и образование учащихся в оркестре народных инструментов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №28»
Г. Кострома
Обобщение педагогического опыта
«Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами
коллективного музицирования»
Выполнил: преподаватель по
классу народных инструментов,
высшей категории
Маянцев Андрей Евгеньевич
2023 год
В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест
занимает народное музыкальное исполнительство.
Испокон веков русский народ стремился выразить свои мысли, чаяния, переживания. Они
нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах не только
песенного, но и инструментального искусства.
Русский народный оркестр (а это понятие обобщает все многочисленные
разновидности
коллективных
формирований,
состоящих
из
русских
народных
инструментов) как вид один из самых молодых среди остальных оркестров: ему чуть
более ста лет.
По сути своей русский оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С
одной стороны, он возник на национальной основе как совокупность распространённых в
народном быту инструментов. С другой стороны, сами инструменты были значительно
усовершенствованы
В.В.Андреевым
и
его
сподвижниками.
Усовершенствования
осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли стали максимально
доступны для начального массового освоения и одновременно были эстетически
убедительным, полноценным средством воплощения творений профессионального и
народного музыкального искусства.
Как же развивалось коллективное исполнительство на народных инструментах в
России? Дошедшие до нас исторические источники говорят о том, что уже в ранний
период у славянских племён, населявших нашу страну, музыка занимала значительное
место в их жизни. Так известно, что уже в VI веке наше эры у славян, населявших
побережье Балтийского моря, были распространены гусли, а византийские писатели X
века пишут о том, что при дворе византийских императоров служили славяне –
музыканты. Наконец, один из самых интересных сохранившихся памятников – фрески
Софийского собора в Киеве, относящиеся к XIвеку – даёт нам возможность и сегодня,
увидеть целый ансамбль музыкантов, играющих на различных инструментах, среди
которых мы узнаём знакомые струнные и духовые. И всё же, очевидно, более серьёзно
мы можем говорить об ансамблях и оркестрах далёкого прошлого, прослеживая
деятельность скоморохов на Руси, первые сведения о которых относятся к 1068 году.
Искусство скоморохов – этих народных самородков, мастеров на все руки –
получило особенно широкое развитие после свержения татаро-монгольского ига.
Музыканты, плясуны, певцы и фокусники, объединившиеся в так называемые «ватаги», в
которых иногда участвовало более ста человек, кочевали по стране и всегда были
желанными гостями.
Церковь жестоко преследовала народных музыкантов за их жизнеутверждающее
влияние. Неоднократные церковные указы призывали «бить батогами» скоморохов и
уничтожить
их
инструменты.
В
середине
XVIIвека
целые
возы
музыкальных
инструментов публично сжигались на берегу Москва – реки, а в 1648 году указом
«тишайшего» царя Алексея Михайловича скоморошье искусство было запрещено. На
долгие годы инструменты русского народа замолкают и практически прекращают своё
существование. Наступает двухвековая полоса забвения.
Возрождение русского народного оркестра имело общественно – исторические
причины, оно совпало с общим подъёмом и демократизацией русского национального
искусства и, было связано с общественным прогрессом в России, начавшимся с 60-х
годов девятнадцатого столетия. Вторая половина XIXвека – время бурного расцвета
русской музыкально-исполнительской культуры, время обращения к искусству народа, к
народной музыке. Именно в этот период народное творчество получает простор для
развития как самостоятельный вид в оркестровых построениях, объединённых общим
понятием «русский народный оркестр».
В.В.Андреев и его последователи воскресили забытые народные музыкальные
инструменты и вернули их в усовершенствованном виде народу. Этот процесс был
нелёгким и достаточно долгим. С тех пор продолжается эволюция исполнительства на
русских народных инструментах и усовершенствование оркестра русских народных
инструментов. Успеху этого названия способствует сама демократическая сущность
данного жанра: народные инструменты всегда были близки и понятны широким слоям. А
в последние десятилетия баян, домра, балалайка во весь голос заявили о себе как
полноценные музыкальные инструменты в лучших концертных залах страны и за
рубежом.
В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах
большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ, студий,
которые ставят целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к
музыкальной культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей
общественно-полезной деятельности.
А так же выявить наиболее одарённых в
музыкальном отношении детей и готовить их к дальнейшему музыкальному образованию.
Примером такой школы является костромская гимназия №28, в которой, помимо
хоровых
коллективов,
фольклорного
ансамбля
«Ложкари»,
ансамбля
скрипачей,
функционирует
оркестр
русских
народных
инструментов,
который
неоднократно
становился лауреатом городских, областных и Всероссийского конкурса.
В отличие от других коллективов, оркестр является самым демократичным
коллективом. Если хоровые коллективы подразделяются на младший, кандидатский и
старшие хоры и, поют в старшем хоре в основном девочки, а ансамбль «Ложкари» сугубо
мужской коллектив, то в оркестре играют и мальчики и девочки с 5 по 10классы.
Так, за одним пультом могут оказаться музыкант с большим опытом игры в
орк6естре(учащийся 9 -10 классов) и начинающий оркестрант. Такое прикрепление
начинающего оркестранта к более опытному практикуется в оркестре много лет. Эта
совместная деятельность детей разных возрастов воспитывает заботливое и внимательное
отношение друг к другу. Старший школьник не только помогает своему подопечному
сыграть трудную фразу, вариацию, расставить аппликатуру, но и следит за его
поведением, не позволяет ему отвлекаться.
Не однократно замечалось, что учащиеся, только что пришедшие в оркестр, сразу
делают
скачок
в
своей
исполнительской
деятельности.
Коллективные
формы
музыцирования помогают формировать художественную индивидуальность ученика,
способствуют выявлению его творческих наклонностей.
В
творческом
процессе
развиваются
мышление,
ассоциативные
связи,
воображение, формируются находчивость и сообразительность. Но нельзя забывать, что
развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно
без
освоения
конкретных
музыкально-технических
приёмов
(развитие
техники
исполнения штрихов, формирование правильных приемов звукоизвлечения, освоения
движений, обусловленных художественными и техническими задачами).
Поэтому
необходима
техническая
подготовка
будущих
оркестрантов.
В
костромской гимназии №28 разработаны и в течение нескольких лет применяются на
практике программы по общему курсу домры, балалайки, баяна, гитары. Многие из
выпускников продолжили своё обучение на инструменте в средних и высших
музыкальных заведениях.
Известно,
что
не
каждый
ребёнок
может
проявить
себя
как
солист
–
инструменталист. Это связано с музыкальными способностями
ребёнка, с его
техническими возможностями. Но чаще всего с особенностями нервной системы
учащегося.
Сильное волнение на сцене зачастую приводит к зажатию мышц, к скованности
движе6ний, неумению собраться, забыванию текста. Находясь в оркестре, учащийся
может в полной мере проявить себя, т.к. рядом чувствует плечо товарища, поддержку и
сопереживание всего оркестрового коллектива, а также руководителя – дирижёра.
Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть профессиональными
навыками, в дальнейшем с трудом могут ликвидировать этот недостаток. И лишь
совместные
занятия
являются
благотворной
почвой
для
исправления
общих
и
индивидуальных погрешностей в исполнении.
Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости
оркестра, является одним из важнейших факторов для успешной работы. Учитывая
наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель
должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям
для каждого участника коллектива.
Хорошее исполнение – результат правильно построенного процесса освоения
детьми репертуара, когда техническое и художественное начала тесно переплетены.
Чтобы
лучше
представить,
в
какой
мере
отбираемый
репертуар
будет
соответствовать решению этих задач, конкретизируем их, разделив на две группы.
Так, в первую группу включены задачи воспитания участников оркестра в процессе
репетиций.
Решение
этих
задач
–
в
повышении
интереса
детей
к
русскому
инструментальному искусству и к музыке вообще, расширение музыкального кругозора,
совершенствование музыкального вкуса, воспитание человеческих качеств – воли,
настойчивости, трудолюбия
в процессе освоения музыкального материала, а также
чувству коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и других.
Ко второй группе задач относятся чисто специальные:
1.
Умение применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки
игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;
2.
Умение слышать и понимать музыкальное произведение: его основную
тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и
отдельными оркестровыми группами;
3.
Умение исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке
дирижёра;
4.
Умение понимать дирижёрские жесты;
5.
Умение читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней;
6.
Уме6ние аккомпанировать хору, солистам – инструменталистам.
Музыкальный репертуар является важнейшим средством музыкально- эстетического
развития учащихся, несёт в себе идейно-нравственные задачи, обладает познавательной
функцией. Репертуар оркестра должен соответствовать специфике подросткового возраста
оркестрантов. Счастливая пора детства должна дать человеку надёжные крылья:
образованный ум и воспитанное чувство.
На формирование разума направлены все школьные предметы. На воспитание – лишь
отдельные моменты из школьной жизни. Отсюда вдвое повышенные требования к
произведениям искусства, которые станут друзьями детства. Строгость отбора диктуется
также трудностями при разучивании пьес. Школьные оркестранты – не профессионалы.
Дорого даётся каждая фраза, пьеса. Исполнительской радости предшествует длительный
труд всего коллектива, и усилия ребят не должны разбиться о непреодолимые препятствия
при разучивании.
Много шедевров в мировой музыке, но таких, которые прильнули бы к народным струнам
и были бы доступны для исполнения школьному оркестру, мало. Нередко руководителям
оркестра приходится прибегать к своим инструментовкам, приемлемым для состава
школьного оркестра и уровня его технической подготовки.
Репертуар оркестра должен предусматривать знакомство с произведениями различными
по жанрам, стилю, педагогической направленности, включать в себя произведения
народного творчества, русской классики, советской и зарубежной музыки.
Оркестр – это действенный фактор, наряду с умственным и физическим развитием детей
обеспечивающий воспитание художественного вкуса.
Формирование
музыкального
вкуса,
эстетической
потребности,
гуманистических
отношений в коллективе и других качеств человека происходит в течение всей
деятельности оркестрового коллектива и особенно непосредственно на занятиях, когда
специализированно и целенаправленно развивается мышление, внимание, память детей,
их эмоциональная отзывчивость. В работе над произведением рождается единство и
духовная сплочённость всех участников творческого процесса. Школьный оркестр
народных инструментов – это прежде всего школа внимания, школа коллективного
творческого труда, ответственности и дисциплины.