Напоминание

"Некоторые проблемы в культуре звука юного виолончелиста и методы их устранение"


Автор: Рудая Галина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ 5 им. Д. Д. Шостаковича
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Некоторые проблемы в культуре звука юного виолончелиста и методы их устранение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5

им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

План открытого занятия на тему:

«Некоторые проблемы в культуре звука юного виолончелиста

и методы их устранение»

преподавателя

высшей категории

Рудой Галины Алексеевны

с обучающимся

Березуцким Дмитрием

г. Курск, 2019 г.

План открытого занятия

Цель

занятия:

Воспитание

культуры

звука

в

классе

виолончели,

способствующее

раскрытию

художественного

образа

при

исполнении

кантилены.

Задачи занятия:

Образовательная – формирование навыка качественного звукоизвлечения.

Воспитание аналитического мышления, способствующего корректировать

качество звукоизвлечения;

Развивающая – развитие способности к выбору тембральных ощущений и их

правильных применений в исполняемом музыкальном материале;

Воспитательная – воспитание музыкального вкуса, чувства. стиля.

Форма занятия:

Индивидуальная.

Тип занятия:

Комбинированный (изучение, закрепление).

Вид занятия:

Практическое.

Технологии:

Проблемного обучения

Личностно-ориентированного обучения

Здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Художественный материал:

Г. Гольтерман «Ноктюрн»

Оснащение занятия:

Инструменты – две виолончели, фортепиано, ноты, пульт.

Ход занятия:

I. Введение

1.

Организационный момент.

2.

Сообщение целей и задач открытого занятия.

3.

Актуальность темы: решение некоторых проблем в культуре звука

юного виолончелиста и методы их устранения – залог успешного

развития

музыканта.

Владение

различными

исполнительскими

средствами

выразительности

позволяет

раскрыть

содержание

изучаемого

произведения,

верно

и

выразительно

передать

его

слушателям.

4 .Характеристика базы знаний, умений и навыков обучающегося:

обучающийся владеет практическими умениями и навыками (штрихами

легато, деташе , комбинированными; переходами в II, III, IV, V,

VI позиции, широким расположением).

Основой

всякого

подлинно

художественного

музыкального

произведения является мелодия. Следовательно, певучее и выразительное

воспроизведение мелодии является важнейшим условием музыкального

исполнения. Для этого требуется, прежде всего, высокое качество звучания ,

умелое распределение динамических оттенков и различных красок, в

соответствии с содержанием и стилем произведения. Уже много лет

«Ноктюрн» звучит на различных концертах; его широко используют в

учебном репертуаре; в старших классах музыкальных школ, и в училищах, и

в консерваториях. Необычайно лиричная, задушевная мелодия «Ноктюрна»

при хорошем исполнении вызывает эмоциональный отклик у слушателей

разных возрастов и различного уровня культуры. Неслучайно эта пьеса

включается

в

программу

международных

конкурсов

виолончелистов.

Мечтательные, нежные интонации сочетаются в этой пьесе с широкой,

напевной кантиленой. Основная тема Ноктюрна проникнута мягкой лирикой.

Это

настроение

исполнитель

должен

суметь

передать

средствами

выразительности. свойственными виолончели.

II. Работа над культурой звука Г.Гольтермана «Ноктюрн».

1.Общий исполнительский план и средства выразительности, необходимые

для его осуществления:

а) форма произведения, тональный план, размер, темп;

б) добиться мягкого звучания при ведении смычка;

в) следить за плавностью певучих переходов из позиции в позицию;

г) обратить внимание на нежную, не крупную вибрацию.

2. Практическая работа:

а) изучение кульминации в фразировках первой части;

б) задачи правой руки, при исполнении f и p. Отработать динамику

штриха в построении фразы, при использовании отрезка смычка при

«крещендо» и «диминундо»;

в) задачи левой руки при исполнении вибраций;

3.Особенности II части.

Определить

характер

выразительных

средств

и

приемов

игры,

для

исполнения второй части:

а) тональный план и форма;

б) звучание необходимо применить более яркое, взволнованное,

динамически разнообразное и гибкое, но относительно ровное по тембру;

в) придать исполнению демаклационый

характер, при этом

целесообразно применить более активную вибрацию.

4.

Особенности III части.

а) тональный план и форма;

б) отработать динамику штриха в построении фразы;

в) следить за переходами со струны на струну и в позиции, добиваясь

их плавности и мягкости, соблюдая точность пальцевых движений.

5.Исполнение произведения с последующим обсуждением.

III. Заключение.

1. Анализ занятия:

а) положительные результаты;

б) недочеты и их причины, пути устранения;

в) задачи на ближайшие перспективы;

г) домашнее задание



В раздел образования