Автор: Рудая Галина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ 5 им. Д. Д. Шостаковича
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Некоторые проблемы в культуре звука юного виолончелиста и методы их устранение"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5
им. Д.Д. Шостаковича» города Курска
План открытого занятия на тему:
«Некоторые проблемы в культуре звука юного виолончелиста
и методы их устранение»
преподавателя
высшей категории
Рудой Галины Алексеевны
с обучающимся
Березуцким Дмитрием
г. Курск, 2019 г.
План открытого занятия
Цель
занятия:
Воспитание
культуры
звука
в
классе
виолончели,
способствующее
раскрытию
художественного
образа
при
исполнении
кантилены.
Задачи занятия:
Образовательная – формирование навыка качественного звукоизвлечения.
Воспитание аналитического мышления, способствующего корректировать
качество звукоизвлечения;
Развивающая – развитие способности к выбору тембральных ощущений и их
правильных применений в исполняемом музыкальном материале;
Воспитательная – воспитание музыкального вкуса, чувства. стиля.
Форма занятия:
Индивидуальная.
Тип занятия:
Комбинированный (изучение, закрепление).
Вид занятия:
Практическое.
Технологии:
Проблемного обучения
Личностно-ориентированного обучения
Здоровьесберегающие.
Методы:
Словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Художественный материал:
Г. Гольтерман «Ноктюрн»
Оснащение занятия:
Инструменты – две виолончели, фортепиано, ноты, пульт.
Ход занятия:
I. Введение
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение целей и задач открытого занятия.
3.
Актуальность темы: решение некоторых проблем в культуре звука
юного виолончелиста и методы их устранения – залог успешного
развития
музыканта.
Владение
различными
исполнительскими
средствами
выразительности
позволяет
раскрыть
содержание
изучаемого
произведения,
верно
и
выразительно
передать
его
слушателям.
4 .Характеристика базы знаний, умений и навыков обучающегося:
обучающийся владеет практическими умениями и навыками (штрихами
легато, деташе , комбинированными; переходами в II, III, IV, V,
VI позиции, широким расположением).
Основой
всякого
подлинно
художественного
музыкального
произведения является мелодия. Следовательно, певучее и выразительное
воспроизведение мелодии является важнейшим условием музыкального
исполнения. Для этого требуется, прежде всего, высокое качество звучания ,
умелое распределение динамических оттенков и различных красок, в
соответствии с содержанием и стилем произведения. Уже много лет
«Ноктюрн» звучит на различных концертах; его широко используют в
учебном репертуаре; в старших классах музыкальных школ, и в училищах, и
в консерваториях. Необычайно лиричная, задушевная мелодия «Ноктюрна»
при хорошем исполнении вызывает эмоциональный отклик у слушателей
разных возрастов и различного уровня культуры. Неслучайно эта пьеса
включается
в
программу
международных
конкурсов
виолончелистов.
Мечтательные, нежные интонации сочетаются в этой пьесе с широкой,
напевной кантиленой. Основная тема Ноктюрна проникнута мягкой лирикой.
Это
настроение
исполнитель
должен
суметь
передать
средствами
выразительности. свойственными виолончели.
II. Работа над культурой звука Г.Гольтермана «Ноктюрн».
1.Общий исполнительский план и средства выразительности, необходимые
для его осуществления:
а) форма произведения, тональный план, размер, темп;
б) добиться мягкого звучания при ведении смычка;
в) следить за плавностью певучих переходов из позиции в позицию;
г) обратить внимание на нежную, не крупную вибрацию.
2. Практическая работа:
а) изучение кульминации в фразировках первой части;
б) задачи правой руки, при исполнении f и p. Отработать динамику
штриха в построении фразы, при использовании отрезка смычка при
«крещендо» и «диминундо»;
в) задачи левой руки при исполнении вибраций;
3.Особенности II части.
Определить
характер
выразительных
средств
и
приемов
игры,
для
исполнения второй части:
а) тональный план и форма;
б) звучание необходимо применить более яркое, взволнованное,
динамически разнообразное и гибкое, но относительно ровное по тембру;
в) придать исполнению демаклационый
характер, при этом
целесообразно применить более активную вибрацию.
4.
Особенности III части.
а) тональный план и форма;
б) отработать динамику штриха в построении фразы;
в) следить за переходами со струны на струну и в позиции, добиваясь
их плавности и мягкости, соблюдая точность пальцевых движений.
5.Исполнение произведения с последующим обсуждением.
III. Заключение.
1. Анализ занятия:
а) положительные результаты;
б) недочеты и их причины, пути устранения;
в) задачи на ближайшие перспективы;
г) домашнее задание