Автор: Амирова Зухра Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: Нальчик
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности
ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны
осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его
личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды
наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости
повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько
правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным»,
поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать
новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в
сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте
открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково-
исследовательской активности детей.
Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к
познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся
импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое
важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых
впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. –
ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему
взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами
и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях
мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что
это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно
объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно
или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности
ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого
интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной
активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих
действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем
нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка,
инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель
навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о
его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться
желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он
приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У.
Эмерсон