Автор: Калашникова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: г.Заринск Алтайский край
Наименование материала: сценарий занятия
Тема: "Не стесняйтесь своей доброты"
Раздел: начальное образование
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»
Коррекционно-воспитательное занятие по нравственному воспитанию
4 класс
«Не стесняйтесь своей доброты».
Выполнила: Калашникова
Наталья Ивановна,
воспитатель
высшей квалификационной категории,
2022-2023 учебный год
Заринск
2023
Тема занятия: Не стесняйтесь доброты своей.
Цель: Способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: доброты,
милосердия, сострадания, их значимости в системе общечеловеческих отношений.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о вежливом общении и добрых делах, формировать привычку
употреблять вежливые слова;
- способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков;
- рассмотреть разные ситуации, сделать выводы, где добро или зло, где добрые и
недобрые дела.
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- способствовать развитию кругозора детей, умение мыслить и рассуждать;
- коррекция речи через высказывание детей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений,
отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу;
- сформировать потребность в совершении добрых дел.
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся:
установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение
героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить
группы вежливых слов).
Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога,
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное
восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД:
1.
Способствовать и умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
2.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
1.
воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, сочувствия.
2.
Формирование нравственного сознания младшего школьника.
3.
Способствовать формированию и закреплению начальных нравственных
представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый
поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать
в этой ситуации?».
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, «сердца», конверты с
заданиями, собака.
Структура занятия:
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы и цели занятия.
3.
Раскрытие темы занятия. Слайд-презентация.
4.
Путешествие: Станция «Вежливость».
Станция «Добрых людей и слов».
Станция «Трудных задач».
Станция «Добрые дела».
5.
Подведение итогов.
Ход занятия:
1.
Организационный момент. (Слайд 2. Звучит песня «Улыбка»).
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Посмотрите на соседа, обернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (Слайд 3).
- Улыбнулись? Ребята, обратите внимание, что улыбка имеет эффект зеркала. Если ты
улыбнулся, то и тебе улыбнулись. Как приятно смотреть на человека, который улыбается
приветливой улыбкой. Приглашаю всех вас на наше занятие.
Воспитатель раздаёт пригласительные билеты на занятие, дети рассаживаются по группам
«Доброта», «Уважение», «Радость».
2.
Сообщение темы и цели занятия.
- А какую тему, и какие понятия будем изучать сегодня на занятии, мы выясним методом
исследования. Обратите внимание на экран (слайд 4), где записаны пословицы, но в них
пропущены слова:
Слушайся ……..людей, на путь наведут.
Кто …….творит, тому зло не вредит.
……….слово и кошке приятно.
Мир не без ………людей.
(Слайд 5). Слово: доброта, добро.
- Кто уже догадался, о чём речь пойдёт на нашем занятии? (О добре и доброте).
- Молодцы ребята, правильно.
- Ребята, а легко ли совершать добрые поступки? Например: набраться смелости и
уступить место в автобусе, или поднять упавшие деньги в магазине и вернуть их хозяину.
-А почему? (Неудобно, стесняемся).
- ( Слайд 6.1). Тема нашего занятия: «Не стесняйтесь своей доброты».
- А девиз для этого занятия зашифрован, помогите его расшифровать. (Приложение 1).
- Отлично, вы правильно выполнили задание. (Слайд 6.2). Девиз: «Спеши делать добро».
Сегодня мы отправимся в путешествие, где будем учиться дарить людям радость, быть
вежливыми, внимательными, будем учиться общаться, и не стеснятся своих добрых дел.
3. Раскрытие темы занятия.
- Но в начале мы ответим на вопрос: «Что же это такое – добро, доброта?»
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова мы нашли (слайд 7):
«Добро – всё положительное, хорошее, полезное».
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим». Ключевые слова сегодня: добро, доброта.
Работа в группах:
- Каждое слово несёт в себе определённую информацию. Подберите слова на каждую
буква «Доброта», которые характеризуют человека с добрыми поступками. (Слайд 8).
Д – добродушный, добрый, душевный, домовитый, доброжелательный, деликатный.
О- открытый, отзывчивый, отважный, опытный.
Б – благотворящий, благородный, бескорыстный, безотказный, бережливый.
Р – решительный, радостный, разумный, разносторонний, рассудительный, романтичный.
О – ответственный, обязательный, образованный, обаятельный.
Т – терпеливый, трогательный, тактичный, трудолюбивый, талантливый, творческий.
А – активный, аккуратный, артистичный.
Игра «Моя доброта». Вспомните, пожалуйста, какие добрые поступки вы совершили
не так давно. Возьмите сердечко со стола, которое символизирует ваш поступок, и
прикрепите его на доске и скажите о своём добром поступке.
- Ребята, я рада за вас. Ну вот, теперь вы все готовы отправиться в путешествие по стране
«Добра и доброты». (Слайд 8).
Но перед этим проведём физминутку.
Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
А на шесть – тихонько сесть.
6.
Путешествие.
- Молодцы! А теперь мы совершим путешествие, по маршруту добрых чувств, поступков,
дел и отношений. Сделаем остановки на станциях (на доске нарисован маршрут):
Станция «Вежливость».
Станция «Добрых людей и слов».
Станция «Трудных задач».
Станция «Добрые дела».
Первая остановка станция «Вежливость».
- Что такое вежливость?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Какие правила вежливости вы знаете?
- У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы составляете правила
вежливости. У каждой группы по 1 правилу.
1. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
2. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
3. В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай.
Игра «Вежливо – невежливо». На заданные вопросы вы все вместе отвечаете:
вежливо – хлопок и кивок, невежливо – качаете головой из стороны в сторону.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Говорить: «Спасибо» за подарок.
Обозвать обидным словом соседа.
Бегать по коридорам, сбивать всех с ног.
Помогать родителям.
Помочь подняться по лестнице.
Не вставать на обращение учителя.
Уступить место старшим.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Попрощаться уходя.
Обижать младших.
Пожилых уважать.
Уважать желание других.
- Какого человека можно назвать вежливым? Вежливый человек – человек, который знает
и употребляет, вежливые, добрые слова.
Вторая остановка станция «Добрых людей и слов».
- В русском языке много добрых слов!
Назовите первые слова, которыми мы начинаем утро.
- Это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, хорошего
здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, весёлым,
добрым. (Стихотворение читает ученик).
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим …
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно.
Придумано мудро:
- Доброе утро!
- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» - и
сразу станет теплее, радостнее. Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы
говорим при встрече. Это всем нам знакомое слово «здравствуйте».
- Зачем мы его произносим? Это слово появилось давно. Связано оно со словом
«здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья, быть
сильным, крепким. (Стихотворение читает ученик).
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить пора.
- Ребята, какие ещё вежливые слова вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, благодарю).
- Все вежливые слова хороши, когда человек произносит их искренне, от души.
- Послушайте рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Глоток молока».
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвертывалась. Позвали
меня. - Лада, - сказал я, - надо есть.
Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её
глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и
залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько
глотков молока спасли её жизнь.
- Поделитесь впечатлениями, о чём вы думали, когда слушали этот короткий рассказ?
Что помогло Ладе выздороветь? (Доброе, ласковое слово.)
Думаю, что вы все вспомнили пословицы «Доброе слово и кошке приятно».
Игра «Не ошибись, пожалуйста». Прошу вас исполнить задание, но выполнять их
надо только тогда, когда услышите «волшебное слово».
- Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Благодарю вас, присаживайтесь.
- Подумайте и скажите, какого человека называют добрым?
Добрый человек – это тот, кто готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит
природу и бережёт её, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
Третья остановка станция «Трудных задач».
- Ребята, мы с вами много говорим о доброте, но, к сожалению, существует и зло.
- Что такое зло? Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
- А коль существует добро и зло, значит, люди могут совершать добрые и недобрые (злые)
поступки.
- Подумайте и приведите пример недобрых поступков.
- Наша третья остановка называется «Станция трудных задач». Это будут не
математические задачи, а жизненные. Но я уверенна, что вы с ними справитесь без труда.
- Каждая команда анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё
решение.
1. Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на
ней клочьями, кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», - сказала Лена. «Так и
хочется в неё чем-нибудь запустить», - сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку
песком. Как оценить поступок детей?
2. Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В кабинете никого не было. На
учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берём и смываемся», - сказал
Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке
учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал,
что яблоко взял Петя. «У-у, предатель», - подумал Петя, - «я ещё с тобой
рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?
3. Витя и Лёша – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме.
Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Лёша – не очень. Витя по-доброму
относится к Лёше, регулярно даёт ему списывать домашние задание. Наверное, это
настоящая дружба. Как вы думаете, ребята?
Четвёртая остановка станция «Добрые дела».
- Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта и ваши добрые
дела. Сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело.
Получилось ли у него это, мы увидим.
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем, же тут спешить?
Автор. Пока ещё он подвига себе не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока ещё он подвига себе не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревёт сестра…
Сестрёнка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
- Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А сколько добрых дел он
уже бы смог совершить?
- Ребята, нужно ли ждать удобного случая, что бы сделать доброе дела?
Игра «Подари сердечко». На доске наши заготовки сердечек (дети их сделали заранее).
- Сейчас каждому из вас выпал шанс сделать доброе дело. Подарите сердечки с добрыми
пожеланиями друг другу, при этом не забывайте проговаривать своё пожелание.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, приятно дарить подарок? А получать? Какие чувства
вы испытали? Поделитесь с нами своими ощущения.
Давайте, все вместе исполним песню “Добрым быть совсем не просто”. (Приложение 2).
7.
Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
- И в завершение, хотелась бы сказать, чтобы в нашем классе всегда царила доброта,
уважение, взаимопонимание, и не было бы ссор и раздоров.
Рефлексия.
- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось?
А теперь вы будете стесняться делать добро?
- Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга аплодисментами, и скажем все вместе
– Спасибо!
Благодарю всех вас за работу!
Список использованной литературы:
1.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.
Н.Ф.Виноградовой. -М.: Вертана-Граф, 2011.
2.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и
эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
3.
Козлова М.А.Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы.-М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
4.
Михалков С.В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. Библиотека мировой
литературы для детей. Т.22, кн. 3. –М.: Издательство «Детская литература», 1981.
5.