Автор: Алевтина Михайловна Боброва
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "Центр адаптированного обучения"
Населённый пункт: Г. Великий Новгород Новгородская область
Наименование материала: Работа
Тема: Коррекция нарушений мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Раздел: среднее профессиональное
Коррекция нарушений мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью.
Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с
выраженными нарушениями умственного развития.
Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических
познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики
пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе
двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство
ритма.
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения
письменной речью, на речевое и умственное развитие ребёнка.
В свое время, великий педагог – В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки
способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше
уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
От уровня сформированности мелкой моторики зависят познавательные
способности, развитие устной и грамматической речи, развитие движений
рук и, как следствие, успешное формирование графомоторного навыка у
обучающихся. Вместе с мелкой моторикой развивается речь, внимание,
мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная
память.
Развитие
графо-моторных
навыков
предполагает
коррекцию
элементарных моторных способностей, которыми дети с умственной
отсталостью самостоятельно овладеть не могут.
Правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта
невозможно без систематической коррекционной работы.
Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных
моторных
способностей,
которыми
дети
с
умственной
отсталостью
самостоятельно овладеть не могут.
Для своих занятий я использую различные игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика – это универсальное и дидактическое средство.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие
движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений:
- «Дождик»-барабанить пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются»-соединять кончики пальцев обеих рук по очереди;
- «Кулак-ребро-ладонь»-выполнение движений одной рукой, а потом вместе;
- «Распускается цветок»-поочередно выпрямлять пальцы из сжатого кулака;
- «Пальчики бегут»-ходьба и бег указательного и среднего пальцев и др.
Массаж - поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков.
Самомассаж
- ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным
карандашом.
Нанизывание бусин и шнуровка - дает возможность развитию левой и
правой
руки,
что
оказывает
благотворный
эффект
для
обеспечения
взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления
и речи.
Игры с прищепками – способствуют скоординировать движения пальцев,
развивают ловкость и точность.
Упражнения с массажными мячами - сжимание, перекатывание, броски и
ловля, перекладывание и перекидывание из одной руки в другую. Можно
стимулировать зоны не только на ладонях и руках, но и на спине, стопах,
ногах.
Песочная
терапия
–
метод,
который
практически
не
имеет
противопоказаний. способствует развитию мелкой моторики, формированию
образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка,
а также помогает снять психологическое напряжение. Игры с сухим,
влажным и кинетическим песком
Лепка из пластилина – мять, отрывать, катать, раскатывать пластилин.
Пластилинография-
размазывание
теплого
пластилина
приводит
к
усиленному кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.
Рисование и раскрашивание картинок - способствует развитию памяти,
усидчивости,
внимания.
Во
время
рисования
использую
различные
нетрадиционные техники – рисование пальцами и ладошкой, рисование
листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, рисование предметами
окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером и т. д.
Изготовление аппликаций - способствует развитию мелких и точных
движений кисти руки. Использую нетрадиционные материалы на занятиях:
крупы, соль, фасоль.
Упражнения с предметами:
- наматывание ниток на катушку;
- составление цепочки из скрепок с соблюдением очередности цветов;
- завинчивание и отвинчивание крышек;
- плетение косичек, завязывание шнурков и д. р.
Упражнения с наполнителями
– дают новые тактильные ощущения,
пальцы становятся более ловкими, умелыми:
- «сухой бассейн» из фасоли, гороха, круп;
- сенсорные подушечки с разными крупами;
- пересыпание крупы из одной емкости в другую;
- выкладывание цифр, букв;
- поиск спрятанного в крупе предмета и д. р.
Графическая работа - способствует развитию точных движений кисти
руки, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость:
- проведение карандашом различных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по трафарету;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам и д. р.
Системная, разнообразная работа по развитию мелкой моторики с учетом
индивидуальных особенностей способствует развитию мышления, речи,
памяти,
внимания,
наблюдательности,
развивает
графо-моторные
и
двигательные навыки детей с выраженными нарушениями умственного
развития.