Напоминание

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


Автор: Алевтина Михайловна Боброва
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "Центр адаптированного обучения"
Населённый пункт: Г. Великий Новгород Новгородская область
Наименование материала: Работа
Тема: Коррекция нарушений мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Коррекция нарушений мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с

выраженными нарушениями умственного развития.

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических

познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики

пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе

двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство

ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения

письменной речью, на речевое и умственное развитие ребёнка.

В свое время, великий педагог – В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки

способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше

уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

От уровня сформированности мелкой моторики зависят познавательные

способности, развитие устной и грамматической речи, развитие движений

рук и, как следствие, успешное формирование графомоторного навыка у

обучающихся. Вместе с мелкой моторикой развивается речь, внимание,

мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная

память.

Развитие

графо-моторных

навыков

предполагает

коррекцию

элементарных моторных способностей, которыми дети с умственной

отсталостью самостоятельно овладеть не могут.

Правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта

невозможно без систематической коррекционной работы.

Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных

моторных

способностей,

которыми

дети

с

умственной

отсталостью

самостоятельно овладеть не могут.

Для своих занятий я использую различные игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика – это универсальное и дидактическое средство.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие

движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений:

- «Дождик»-барабанить пальцами обеих рук по столу;

- «Пальчики здороваются»-соединять кончики пальцев обеих рук по очереди;

- «Кулак-ребро-ладонь»-выполнение движений одной рукой, а потом вместе;

- «Распускается цветок»-поочередно выпрямлять пальцы из сжатого кулака;

- «Пальчики бегут»-ходьба и бег указательного и среднего пальцев и др.

Массаж - поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков.

Самомассаж

- ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным

карандашом.

Нанизывание бусин и шнуровка - дает возможность развитию левой и

правой

руки,

что

оказывает

благотворный

эффект

для

обеспечения

взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления

и речи.

Игры с прищепками – способствуют скоординировать движения пальцев,

развивают ловкость и точность.

Упражнения с массажными мячами - сжимание, перекатывание, броски и

ловля, перекладывание и перекидывание из одной руки в другую. Можно

стимулировать зоны не только на ладонях и руках, но и на спине, стопах,

ногах.

Песочная

терапия

метод,

который

практически

не

имеет

противопоказаний. способствует развитию мелкой моторики, формированию

образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка,

а также помогает снять психологическое напряжение. Игры с сухим,

влажным и кинетическим песком

Лепка из пластилина – мять, отрывать, катать, раскатывать пластилин.

Пластилинография-

размазывание

теплого

пластилина

приводит

к

усиленному кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.

Рисование и раскрашивание картинок - способствует развитию памяти,

усидчивости,

внимания.

Во

время

рисования

использую

различные

нетрадиционные техники – рисование пальцами и ладошкой, рисование

листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, рисование предметами

окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером и т. д.

Изготовление аппликаций - способствует развитию мелких и точных

движений кисти руки. Использую нетрадиционные материалы на занятиях:

крупы, соль, фасоль.

Упражнения с предметами:

- наматывание ниток на катушку;

- составление цепочки из скрепок с соблюдением очередности цветов;

- завинчивание и отвинчивание крышек;

- плетение косичек, завязывание шнурков и д. р.

Упражнения с наполнителями

– дают новые тактильные ощущения,

пальцы становятся более ловкими, умелыми:

- «сухой бассейн» из фасоли, гороха, круп;

- сенсорные подушечки с разными крупами;

- пересыпание крупы из одной емкости в другую;

- выкладывание цифр, букв;

- поиск спрятанного в крупе предмета и д. р.

Графическая работа - способствует развитию точных движений кисти

руки, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость:

- проведение карандашом различных линий;

- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

- обводка рисунка по трафарету;

- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

- рисование по опорным точкам и д. р.

Системная, разнообразная работа по развитию мелкой моторики с учетом

индивидуальных особенностей способствует развитию мышления, речи,

памяти,

внимания,

наблюдательности,

развивает

графо-моторные

и

двигательные навыки детей с выраженными нарушениями умственного

развития.



В раздел образования