Напоминание

"Кружева" для детей подготовительной к школе группы


Автор: Коленко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 60 "Ягодка"
Населённый пункт: с.Кулешовка, Азовского района, Ростовской области
Наименование материала: Интегрированное мероприятие
Тема: "Кружева" для детей подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад первой

категории №60 «Ягодка»

ОГРН 1026100508510;ИНН/КПП 610101001

346779 Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, пер. Матросова,3. (886342)98-3-06

anzhelika.ermakova.72@mail

Интегрированное мероприятие

«

»

Кружева

для детей подготовительной к школе группы

Сценарий составила

воспитатель высшей категории

Коленко Ирина Александровна

Задачи приоритетной образовательной области.

Художественно – эстетическое развитие.

Учить детей рисовать узоры в стилистике кружевоплетения.

Расширить и разнообразить образный ряд – создать проблемную ситуацию

для

свободного,

самостоятельного,

творческого

применения

разных

декоративных элементов (точка, круг, завиток, лист, лепесток, волнистая

линия, прямая с узелком, сетка, цветок, петля и пр.).

Совершенствовать технику рисования концом кисти.

Развивать чувство формы и композиции.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.

Познавательное развитие.

Продолжать знакомить с народным промыслом - кружевоплетением.

Закреплять знания о вологодском кружеве; умение рассматривать кружева,

рассказывать о них.

Социально-коммуникативное развитие.

Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными

промыслами и обычаями.

Формировать атмосферу доброжелательности, готовности к совместной

деятельности, позитивные установки к различным видам творчества.

Речевое развитие.

Обогащать активный словарь.

Развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах

деятельности.

Физическое развитие

Использовать

приемы

здоровьесберегающих

технологий:

самомассаж,

речедвигательная и пальчиковая гимнастика.

Итоговый образовательный результат.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения в изобразительной деятельности.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в

продуктивных видах творческой деятельности.

Активизируется словарь ребёнка, обеспечивается его творческая активность.

Ребёнок осознает себя как участник познавательного творческого процесса.

Учится оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Ребёнок проявляет любознательность, интерес, может делать свой выбор и

самовыражаться в творческой деятельности.

Проектирование творческой деятельности.

Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве кружевоплетения на

примере вологодских мастериц с просмотром презентации «Вологодские

кружева».

Рассматривание репродукции художника В. Тропинина "Кружевница".

Рассматривание кружевных изделий на выставке «Моя мама мастерица»

(салфетки, воротнички, платки, детали костюма и др.)

Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например,

природными объектами (морозные узоры на окне, паутинка, узор на листьях

растений, узор на крыльях бабочек, стрекоз).

Экспериментальное творчество: ниткопись по бархатной бумаге «Узоры на

салфетках», рисование узоров на виниловых пластинках.

Чтение:

"На окне серебряном от инея" И. Бунин, "Зима" В. Набоков,

"Морозные узоры" Т. Дворникова, "Вологда завьюжена белыми снегами»,

"Окружают меня кружева" Л. Яхнин, "Однажды зимним вечерком" Т. Демина.

Разучивание:

хоровод "Удивительный художник" , "Танец с платками"

русская народная мелодия, "Кружевница" музыка и слова Н. Куликовой.

Слушание: П.И.Чайковский "Зимние грезы",

Создание

специальной

образовательной

развивающей

предметно-

пространственной среды.

Зал оформлен снежинками, сугробами, зеркала расписаны морозными узорами в

стиле вологодских кружев, старинный сундук с кружевными предметами, лавки,

стенды для экспонатов выставки, столы для выполнения детских работ.

Оборудование для самостоятельного творчества детей: заготовки из цветного

картона в форме круга, квадрата, треугольника, арки разного цвета (фиолетового,

темно-синего, вишневого, бордового, черного, темно-коричневого, темно-зеленого

цвета),

гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки

бумажные и матерчатые.

Ход.

Воспитатель. Вы когда-нибудь любовались морозными узорами?

Дети. Да.

(дети идут вдоль зеркал, расписанных под «морозные узоры» под музыку П. И.

Чайковского).

Воспитатель. За окном очень холодно, морозно, оконные стекла покрыты

красивыми зимними узорами. А какой же художник создал такую красоту?

(Воспитатель читает стихотворение).

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это клен, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник – рад стараться,

Даже кисти не нужны.

- Интересно, кто же этот художник?

Дети. Мороз.

Воспитатель. Конечно, Мороз! А вы его не боитесь?

Речевая игра «Ты, мороз!»

Ты, мороз, мороз, мороз, (идут в круг, грозят пальцем)

Не показывай свой нос! (показывают двумя руками «нос»)

Уходи скорей домой, (ладошками «отталкивают»)

Стужу уноси с собой. (кружатся на месте, притопывая)

А мы саночки возьмем (бегут по кругу, потирая ладошки)

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки - самокаточки!

С горки (останавливаются, поднимают руки вверх)

Упали! (резко приседают, опуская руки)

От мороза убежали! (разбегаются, водящий ловит детей)

Воспитатель. Но мороз не только морозит нос, щеки, руки, но еще, как мы

выяснили, рисует красивые узоры своей сказочной кисточкой и волшебными

красками.

Хоровод «Удивительный художник».

Воспитатель. Как красивы зимние узоры, но они недолговечны. Пригреет теплое

солнышко, подует теплый ветерок – и их нет. Но существует такая сказочная

красота, которая никогда не исчезает, не растает, потому, что ее создали руки

искусных мастериц, а не мороз и снежные вьюги.

Воспитатель демонстрирует 1-й слайд презентации «Вологодские кружева».

Воспитатель. Что же это за сказочная красота?

Дети. Это кружева, они очень похожи на фантастические морозные узоры.

Воспитатель. Где плетут такие кружева?

Дети. Во многих городах России – в Рязани, Вятке, Ельце. Но особенно славится

своими кружевами Вологда (показ второго слайда).

Воспитатель. Да, вы правы. Вологду называют кружевной столицей России. А

какой материал используют для плетения кружев? (Показ следующего слайда).

Дети. Выращивают лен, из него делают нити. Льняные нити – прекрасный материал

для плетения кружев.

Воспитатель. Как называли мастериц, которые плетут кружева?

Дети. Мастерицы - кружевницы. (Показ следующего слайда).

Воспитатель. А что необходимо кружевницам для работы?

Дети. Подставка, на нее кладут набитый соломой или гречневой шелухой валик. На

валике закрепляется рисунок будущего кружева – сколок, с отмеченными точками –

местами для вкалывания булавок. А еще кружевницы используют коклюшки. Это

деревянные палочки, один конец которых утолщен, другой тонкий – «шейка» с

деревянной пуговицей на конце, на тонкий конец наматывают нитку.

Воспитатель. Мастерица-кружевница быстро и ловко перебрасывает коклюшки из

одной руки в другую и получается прекрасный кружевной узор. (Показ следующего

слайда).

Воспитатель. А что же украшают вологодскими кружевами?

Дети. Одежду, салфетки, косынки, скатерти, полотенца. А еще плели воротнички,

пелерины, накидки, жилеты, перчатки.

Воспитатель подводит детей к старинному сундуку.

Воспитатель. Сегодня я принесла вам сундук моей бабушки. Он очень старый –

старше меня и моей бабушки. Очень я любила в детстве сидеть на этом сундуке, но

еще больше нравилось вместе с бабушкой перебирать в нем вещи. Чего там только

не было!

Воспитатель открывает сундук и показывает детям изделия, размещая их на

стенде, дети называют изделия (платки, салфетки, ленты, воротники, косынки).

Воспитатель. Но особенно мне нравился кружевной платок (воспитатель раздает

девочкам платки и говорит). Они легкие, как облако, красивые как утренняя заря,

воздушные, прозрачные, узорчатые. Только и остается ахнуть при виде такого

мастерства, умения кружевниц и потанцевать с кружевными платками.

Танец с кружевными платками.

Воспитатель. Научиться плести кружево достаточно сложно. Кружевницы –

мастерицы начинали заниматься плетением с ранних лет. И обязательно к работе

должны были приложить не только свои руки, но и сердце. Как вы думаете, а сейчас

плетут кружева?

Дети. Да, конечно, плетут и вяжут.

Воспитатель предлагает детям подойти к стенду и обращает внимание на стенд

с работами мам.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые работы у наших мам. Как можно сказать

о кружеве красиво, какое оно?

Дети. Узорное, ажурное, белое, легкое, воздушное, красивое, изящное, снежное.

Воспитатель. Такое снежное, что стало холодно, предлагаю поиграть и согреться.

Самомассаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, (хлопки в ладоши)

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке)

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щекам)

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам – шлеп, шлеп! (хлопки по коленям)

По плечам теперь похлопай! (шлепки по плечам)

По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной! (шлепки по спине)

Хлопаем перед собой! (шлепки по груди)

Справа – можем! Слева – можем! (поколачивание по груди справа, слева)

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя, (поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! спине, ногам)

Воспитатель. Вот мы и согрелись. Ребята, обратите внимание, один стенд пустой,

на нем ничего нет (воспитатель подводит детей к третьему стенду).

Дети. Наверное, он для наших работ? Как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и

крючком вы вязать, пока не научились.

Воспитатель. А какие работы мы с вами уже создавали?

Дети дают ответы (ниткопись, рисование манной крупой)

Правильно, используя нитки, клей, манную крупу мы экспериментировали и

создавали кружева. А как еще можно сделать кружева?

Дети. Мы можем нарисовать кружева.

Воспитатель. А какие узоры изображали мастерицы на своих - кружевах?

Дети. Они подсматривали свои узоры в лесу, в поле, на реке. Названия кружевам

давали: елочка, рыбка, паутинка, снежинка, вороний глаз, репей, подсолнух,

звездочка, сказочная птица. А иногда они придумывали и фантастические узоры.

Ребенок.

Окружают меня кружева –

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крылах

И летящих сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава –

Кружева, кружева, кружева. Т. Демина

Воспитатель. Посмотрите, для каждого приготовлено рабочее место со всем

необходимым, проходите к своим местам.

Сейчас мы разогреем руки, пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному).

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средними пальчиками).

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами).

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки).

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

Воспитатель. Теперь присаживайтесь. Выбирайте себе любую форму,

придумывайте свой узор и приступайте к "кружевоплетению"

(дети

рассаживаются за столами).

Воспитатель. Составляя узор для салфетки разной формы (квадрат, круг, розетка),

сначала выделяем середину и кайму широкими линиями, кругами и соединяем их

тонкими линиями по-разному - волнистыми линиями, точками, кругами, сеткой,

паутинкой (дети рисуют, воспитатель комментирует).

Воспитатель предлагает детям разместить свои работы на свободном стенде.

Воспитатель. Какую вы работу проделали, ребята. Кружева получились

аккуратные, красивые, разнообразные. Здесь и точки есть и волнистые линии,

зигзаги и кружочки, и решетка, и паутинка.

Воспитатель обращает внимание детей на звуки мелодии и предлагает исполнить

песню.

Ребята, а вы слышите мелодию, знакома ли вам она?

Дети. Это песня «Кружевница».

Воспитатель. Давайте подарим песню нашим гостям.

Исполнение песни "Кружевница" музыка и слова Н. Куликовой.

Воспитатель. Вот и закончилось наше мероприятие, вы нам показали, как много вы

знаете и умеете. А гостям, наверное, было интересно еще раз вспомнить о таком

народно-прикладном искусстве, как кружевоплетение.

Дети уходят



В раздел образования