Напоминание

урок "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"


Автор: Дюдяева Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Шило -Голицынская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: С Ерышевка Ртищевского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Раздел: среднее образование





Назад




Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

!

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных

прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного

написания сложных прилагательных.

Задачи.

1.

Образовательные:

помочь учащимся определить условия выбора слитного и дефисного

написания сложных прилагательных, научить применять правило в

практической деятельности.

создать условия для формирования умения определять условия выбора

слитного и дефисного написания сложных прилагательных и

правильно писать их.

2.

Развивающие:

создать условия для развития устной монологической речи, умения

сравнивать, делать выводы и обобщения.

создать условия для развития коммуникативной компетенции.

3.

Воспитательные:

воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т.

Баранов и др. – М.: Просвещение, 2010.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда за работу

Удачи желаю я вам.

Добрый день, ребята. Сегодня у вас урок проведу я,Д.О.А.

II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной

ситуации

.

Ученик шестого класса,

Краснощёкий, ясноглазый,

Изучая все предметы,

Раскрывает их секреты:

Древнерусскую культуру,

Твердо- мягкую структуру,

Ярко – красные узоры,

Юго- западные горы.

- О ком рассказывается в этом стихотворении? (Ученик 6 класса)

-Это стихотворение не случайно появилось на нашем уроке. С его помощью

я узнала о вас и ваших интересах.

- А какая часть речи так помогла мне в этом?(Прилагательное). Так какова

роль прилагательных в речи?

(Прилагательные делают нашу речь образной, яркой,

выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления,

помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую

легко себе представить.)

1. Выпишите в столбик все прилагательные. Все могут справиться с этим

заданием?(выписывают прилагательные)

Проверяем (слайд) оцените свою работу шкала

Краснощёкий,

Ясноглазый

Древнерусскую

Твёрдо – мягкую

Ярко – красные

Юго – западные

Учитель.- Скажите, что общего вы заметили?(Сложные)

Учитеь _ Какие слова называются сложными.?

Состоят из двух и более корней.)

Убедимся в этом. Разбор слов, оцените свою работу Слайд

– А чем отличаются эти сложные прилагательные? (Написанием: одно

пишется слитно, другое – через дефис.)

– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание

сложных прилагательных.)

– Запишите тему урока в тетрадь

.

III. Постановка и решение учебных задач.

-А мы можем объяснить, почему нет единообразия в написании? Нет.

-Какая проблема возникла? (Почему одни прилагательные пишутся слитно,

другие раздельно?)

7) (3мин)

( Слайд 9) Какова же цель урока, как вы думаете?

(Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных,

уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор

слитного или дефисного написания.) (Слайд10)

-Есть предположения

,

от чего зависит выбор слитного и дефисного

написания сложных прилагательных?

-Давайте проведем небольшое исследование

-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя

своим путем, провести исследование лексического материала и сделать

соответствующие выводы.

Исследование лексического материала:

1Сине-зелёные, бело-розовые

Что обозначают эти прилагательные? сделайте вывод.

2Горько-солёные, журнально -газетный

Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените

равноправными словами. Сделайте вывод.

3Юго-западный , северо - восточный

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?

Сделайте вывод.

4Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?

5. Водопроводный, летописный

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?

Сделайте вывод.

слитно

дефис

1Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебник

5.

Первичная проверка усвоения знаний

-Вернёмся к словам, можете ли вы объяснить, почему мы записали так

сложные слова?

IV. Первичное закрепление

.

– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего

зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

(Да.)

– Хотите проверить? (Да.)

– Предлагаю выполнить следующие задания.

графический диктант. Выполняете его на листочках. Если слово

пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то - .

(слайд6 )

Серо?голубой

Сине?глазый

Десяти?этажный

Горь?сладкий

Паро?возный

Седо?бородый

Северо?западный

Древне?римский

Ярко ?розовый

Русско?немецкий

– Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения

работы друг друга.

(слайд 7)

– Оцените работу друг друга. (11)

Творческая работа

– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы

наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)

Посмотрите, пожалуйста, на записанный текст. Прочитайте его.

(слайд 8)

– Удалось ли вам представить зимнюю картину природы?

Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака,

синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.)

– Можно ли назвать этот текст выразительным,

эмоциональным? (Нет.)

– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)

– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше,

интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам

подходящие по смыслу прилагательные.) составьте сложные

прилагательные .

– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.)

– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)

– Облака как из белого снега? (Белоснежные.)

– Синички с черной головкой? (Черноголовые.)

– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)

– Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед

нами? (Да.)

– Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)

– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)

– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы?

Назовите. (Называют все прилагательные из текста

.)

V. Рефлексия.

– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять

условия слитного и дефисного написания сложных

прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

– Какие решили? (Научились определять условия слитного и

дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать

сложные прилагательные.)

VI. Оценивание.

– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте

подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания»

сдадите вместе с листочками

Распечатки шкалы оценивания каждому ученику.

VII. Информация о домашнем задании.

– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания.

– Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы

считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для

себя каждый из вас.

VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).

– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть,

насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока.

кому сегодня все было понятно на уроке, возьмите золотую медаль.

кому была понятна большая часть урока-серебро.

а кому не все удалось- бронза.

– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько медалей» за сегодняшний урок.

Это ваши хорошие знания.



В раздел образования