Автор: Дюдяева Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Шило -Голицынская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: С Ерышевка Ртищевского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Раздел: среднее образование
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
!
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных
прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного
написания сложных прилагательных.
Задачи.
1.
Образовательные:
помочь учащимся определить условия выбора слитного и дефисного
написания сложных прилагательных, научить применять правило в
практической деятельности.
создать условия для формирования умения определять условия выбора
слитного и дефисного написания сложных прилагательных и
правильно писать их.
2.
Развивающие:
создать условия для развития устной монологической речи, умения
сравнивать, делать выводы и обобщения.
создать условия для развития коммуникативной компетенции.
3.
Воспитательные:
воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т.
Баранов и др. – М.: Просвещение, 2010.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда за работу
Удачи желаю я вам.
Добрый день, ребята. Сегодня у вас урок проведу я,Д.О.А.
II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной
ситуации
.
Ученик шестого класса,
Краснощёкий, ясноглазый,
Изучая все предметы,
Раскрывает их секреты:
Древнерусскую культуру,
Твердо- мягкую структуру,
Ярко – красные узоры,
Юго- западные горы.
- О ком рассказывается в этом стихотворении? (Ученик 6 класса)
-Это стихотворение не случайно появилось на нашем уроке. С его помощью
я узнала о вас и ваших интересах.
- А какая часть речи так помогла мне в этом?(Прилагательное). Так какова
роль прилагательных в речи?
(Прилагательные делают нашу речь образной, яркой,
выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления,
помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую
легко себе представить.)
1. Выпишите в столбик все прилагательные. Все могут справиться с этим
заданием?(выписывают прилагательные)
Проверяем (слайд) оцените свою работу шкала
Краснощёкий,
Ясноглазый
Древнерусскую
Твёрдо – мягкую
Ярко – красные
Юго – западные
Учитель.- Скажите, что общего вы заметили?(Сложные)
Учитеь _ Какие слова называются сложными.?
Состоят из двух и более корней.)
–
Убедимся в этом. Разбор слов, оцените свою работу Слайд
– А чем отличаются эти сложные прилагательные? (Написанием: одно
пишется слитно, другое – через дефис.)
– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание
сложных прилагательных.)
– Запишите тему урока в тетрадь
.
III. Постановка и решение учебных задач.
-А мы можем объяснить, почему нет единообразия в написании? Нет.
-Какая проблема возникла? (Почему одни прилагательные пишутся слитно,
другие раздельно?)
7) (3мин)
( Слайд 9) Какова же цель урока, как вы думаете?
(Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных,
уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор
слитного или дефисного написания.) (Слайд10)
-Есть предположения
,
от чего зависит выбор слитного и дефисного
написания сложных прилагательных?
-Давайте проведем небольшое исследование
-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя
своим путем, провести исследование лексического материала и сделать
соответствующие выводы.
Исследование лексического материала:
1Сине-зелёные, бело-розовые
Что обозначают эти прилагательные? сделайте вывод.
2Горько-солёные, журнально -газетный
Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените
равноправными словами. Сделайте вывод.
3Юго-западный , северо - восточный
Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?
Сделайте вывод.
4Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый
Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).
Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?
5. Водопроводный, летописный
Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?
Сделайте вывод.
слитно
дефис
1Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебник
5.
Первичная проверка усвоения знаний
-Вернёмся к словам, можете ли вы объяснить, почему мы записали так
сложные слова?
IV. Первичное закрепление
.
– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего
зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?
(Да.)
– Хотите проверить? (Да.)
– Предлагаю выполнить следующие задания.
графический диктант. Выполняете его на листочках. Если слово
пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то - .
(слайд6 )
Серо?голубой
Сине?глазый
Десяти?этажный
Горь?сладкий
Паро?возный
Седо?бородый
Северо?западный
Древне?римский
Ярко ?розовый
Русско?немецкий
– Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения
работы друг друга.
(слайд 7)
– Оцените работу друг друга. (11)
Творческая работа
– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы
наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)
–
Посмотрите, пожалуйста, на записанный текст. Прочитайте его.
(слайд 8)
– Удалось ли вам представить зимнюю картину природы?
Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака,
синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.)
– Можно ли назвать этот текст выразительным,
эмоциональным? (Нет.)
– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)
– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше,
интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам
подходящие по смыслу прилагательные.) составьте сложные
прилагательные .
– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.)
– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)
– Облака как из белого снега? (Белоснежные.)
– Синички с черной головкой? (Черноголовые.)
– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)
– Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед
нами? (Да.)
– Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)
– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)
– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы?
Назовите. (Называют все прилагательные из текста
.)
V. Рефлексия.
– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять
условия слитного и дефисного написания сложных
прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)
– Какие решили? (Научились определять условия слитного и
дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать
сложные прилагательные.)
VI. Оценивание.
– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте
подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания»
сдадите вместе с листочками
Распечатки шкалы оценивания каждому ученику.
VII. Информация о домашнем задании.
– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания.
– Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы
считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для
себя каждый из вас.
VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).
– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть,
насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока.
кому сегодня все было понятно на уроке, возьмите золотую медаль.
кому была понятна большая часть урока-серебро.
а кому не все удалось- бронза.
– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько медалей» за сегодняшний урок.
Это ваши хорошие знания.