Автор: Дронов Алексей Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ЦО №4
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: программа
Тема: Экскурсии и походы выходного дня по Туле
Раздел: дополнительное образование
Программа дополнительного образования
«Экскурсии и походы выходного дня по Туле»
Экскурсия,
как
один
из
важнейших
элементов
просветительской
деятельности, известной и популярной на протяжении многих веков даёт
возможность узнать историю своей малой Родины, становления её общества,
культуры,
науки,
искусства.
Эта
форма
получения
исторических,
общечеловеческих, научных знаний о том или ином регионе, и том, что его
прославляет:
музеях,
предприятиях,
объектах
культурно-исторического
наследия является наиболее доступной, увлекательной и понятной как для
местных
жителей,
так
и
посетивших
город
гостей.
Она
необходима
в
различных
сферах
деятельности,
позволяет
не
только
познакомиться
с
историческим наследием, но и представить современные достижения региона
в самом выгодном свете. Для развития экскурсионного дела необходимы
профессиональные,
целеустремлённые,
любознательные
и
отлично
подготовленные кадры, способные увлечь, заинтересовать своих слушателей.
Чем раньше человек поймёт своё предназначение, попробует прикоснуться к
труднейшей профессии, тем больше у него возможностей раскрыть свой
талант. Именно поэтому целесообразно начинать обучать экскурсионному
делу в школе, т.к. именно в период обучения в средних образовательных
учреждениях
у
учащихся
формируются
познавательные
интересы,
способствующие
дальнейшему
самоопределению
в
огромном
количестве
профессий. Программа «Экскурсии и походы выходного дня по Туле» курса
«Юные
туристы-краеведы»
ориентирована
на
активное
приобщение
школьников
к
познавательной,
научной
деятельности,
здоровому
образу
жизни,
носит
образовательно-развивающий
характер,
разработана
в
соответствии с основными нормативными и программными документами:
1. Конвенция о правах ребёнка;
2.
Федеральный
Закон
РФ
от
29.12.2012
г.
№273
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №
1726-р;
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей от 4 июля 2014г. № 41;
5. Устав МБОУ ЦО №4 г. Тулы.
6. Устав ШСК «Меридиан» МБОУ ЦО №4.
7. Устав ТК «Орлы» МБОУ ЦО №4.
Программа
имеет
туристско-краеведческую
направленность,
является
адаптированной, разработана в 2020 году на основе часов раздела «Основы
краеведения» программы «Юные туристы - краеведы» авторы: Смирнов Д.В.,
Константинов Ю.С., Маслов А.Г. (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.);
Программа составлена с учетом воспитательной программы деятельности
МБОУ ЦО №4 г. Тулы, включающей в себя график проведения городских
мероприятий. Новизна Программы заключается в том, что она адаптирована к
условиям
обучения
и
воспитания
в
городе-герое
Тула,
обучающимся
и
педагогу, материальной базе МБОУ ЦО №4, является начальной ступенью на
пути
к
освоению
более
сложных
программ
туристско-краеведческой
направленности.
Актуальность данной Программы связана с тем, что регулярные занятия
туристско-краеведческой деятельностью, участие в прогулках, экскурсиях и
походах формирует в подростке стойкий интерес и привязанность к родному
краю,
социальную
и
двигательную
активность.
Кроме
того,
интеграция
общего и дополнительного образования, происходящая в процессе реализации
курса, очень актуальна, так как расширяет знания учащегося по многим
предметам школьной программы, дает возможность своими глазами увидеть
то,
что
написано
в
учебниках.
В
туристских
прогулках
и
экскурсиях
становятся
понятными
многие
знания,
приобретенные
на
уроках
природоведения, рисования, музыки, географии, физкультуры, истории, ОБЖ.
Производственные экскурсии делают более понятными знания, полученные на
уроках физики, химии, технологии. А главная отличительная особенность
пеших походов в том, что они доступны и полезны любому здоровому
человеку независимо от возраста и физического развития, позволяют выбрать
маршрут в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными
потребностями участников путешествия. Большинство тем
курса связано
именно с пешеходными маршрутами по родному краю.
Педагогическая целесообразность данной Программы обусловлена тем, что
позволяет
каждому
воспитаннику
получить
ответы
на
многие
вопросы,
заданные
школьной
программой
в
увлекательной
форме,
применить
полученные знания, умения и навыки в выборе экскурсионного материала с
последующим
представлением
его
в
области
туризма,
применении
в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.
Программа призвана помочь любому заинтересованному педагогу расширить
свой кругозор в совместной работе с воспитанниками, направить знания детей
о родном крае в разные профессиональные направления, помочь ребёнку
ощутить свою связь с прошлым и настоящим своего родного города. Кроме
того, педагогическая целесообразность образовательной программы видится в
формировании
у
обучающегося
чувства
ответственности,
осознание
индивидуальной роли в коллективном процессе по выбору темы экскурсии,
отбору
материала
и
её
реализации,
учит
всесторонне
анализировать
проведённое мероприятие. Отличительной особенностью данной программы
является её практическая направленность.
Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками, не
имеющих медицинских противопоказаний к занятиям, в возрасте от 8 до 18
лет. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Сроки
реализации программы, режим занятий Программа рассчитана на 2 часа в
неделю.
Расписание
строится
из
1
занятия
в
2
недели.
Педагог
может
распределять последовательность изучения тем программы и устанавливать
продолжительность занятий исходя из времени года, погодноклиматических
условий, которые, однако, не превышают 4 часов на местности.
Программа
предусматривает
также
и
индивидуальную
работу
с
обучающимися
с
использованием,
в
том
числе,
дистанционных
методов
обучения.
Программу
могут
использовать
классные
руководители,
педагоги
дополнительного образования и все те, кто интересуется процессом познания
своего родного края.
Формы и методы работы по программе. Наиболее доступными формами
реализации
программы
являются
практические
занятия,
экскурсии
и
туристские прогулки, походы выходного дня, продолжительность которых
зависит
от
вида
мероприятия.
Тематика
занятий
предусматривает
ознакомление
учащихся
со
своим
городом,
родным
краем,
овладение
определенным кругом знаний и умений, необходимых в путешествиях.
Цель программы: сохранение и укрепление физического, нравственного,
психического
здоровья
школьников
в
процессе
туристско-краеведческой
деятельности, расширение и систематизация знаний о своей малой Родине.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать
любознательного,
ответственного,
целеустремлённого,
человека, воспринимающего себя непосредственным участником
событий
сегодняшнего дня, личностью, имеющей глубокие патриотические чувства
любви к родному краю, обладающей бережливым отношением к истории,
культуре, искусству, природе своего родного края.
Развивающие:
содействовать
развитию
аналитического,
рационального
мышления, зрительной памяти, внимания, двигательной активности, умению
преодолевать
физические
и
психологические
трудности
в
процессе
экскурсионной деятельности, способствовать социализации личности ребёнка
исходя из ценностей общественной мысли родного края.
Обучающие:
формировать
начальные
экскурсоводческие
и
туристские
знания
и
умения,
необходимые
для
совершения
походов
и
экскурсий,
приобщать к получению знаний об истории родного края.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты
1)
воспитание
высокоразвитой
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной;
2)
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации
к
туристско-краеведческой
деятельности,
формирование
уважительного отношения к труду, спорту;
3)
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
5)
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
2. Метапредметные результаты:
1. Регулятивные:
1.
Умение
самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить
и
формулировать новые задачи в познавательной деятельности.
2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
5. Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
2. Коммуникативные:
1.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками.
2. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
3. Формирование компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности.
3. Познавательные:
1. Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, аналогии, строить логическое рассуждение.
2. Умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
3. Предметные результаты:
В результате освоения программы «Экскурсии и походы выходного дня по
Туле»
воспитанники
могут
получить
комплекс
знаний
и
приобрести
определенные умения и навыки в области туризма и краеведения.
Способы определения результативности
Для определения эффективности образовательного процесса применяются
следующие формы педагогического контроля: опрос, собеседование, тест-
задания.
Общефизическая подготовка: тестирование.
Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.
Итоговый контроль проходит в форме защиты проекта
Перевод на следующий этап обучения осуществляется на основе результатов
итоговой аттестации.
Учебно-тематический план
нагрузка
теория
практика
всего
4
17
51
68
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Итого
Форма
контроля
Теория
Практика
1.
Тула Глеба Успенского
1
3
4
Тест
2.
Путешествие Толстовской
тропой. От Кондуков до
Ясной Поляны
1
3
4
Устный
опрос
3.
От Пятницкой до
музейного квартала
1
3
4
Тест
4.
Героическая оборона
Мясново
1
3
4
Тест
5.
Путешествие по трём
центральным площадям
Тулы
1
3
4
Тест
6.
Тула архитектора
Федосеева
1
3
4
Устный
опрос
7.
Школы, гимназии, лицеи
и институты
дореволюционной Тулы
1
3
4
Составле-
ние рецен-
зии
8.
Тульское барокко
1
3
4
Тест
9.
Тула самоварная
1
3
4
Тест
10.
Храмы центра города,
восстановленные и
потерянные
1
3
4
Тест
11.
Тула глазами Вересаева
1
3
4
Тест
12.
Тула оружейная. Великие
оружейники 20 века и
Тула. Музей оружия
1
3
4
Тест
13.
Толстой и Тула
1
3
4
Доклады
14.
Тульский Кремль и
Казанская набережная.
1
3
4
Устный
опрос
15.
Тула спортивная
1
3
4
Тест
16.
Приключения тульского
цирка
1
3
4
Устный
опрос
17.
Центральный парк
1
3
4
Создание и
защита
собствен-
ного
экскурси-
онного
продукта
Приложение
Примерный план анализа-рецензии на посещенную экскурсию
1. Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:
- наличие экскурсионной группы и экскурсовода;
- передвижение участников по заранее определенному маршруту;
- протяженность во времени;
- использование экскурсионного метода.
2. Соблюдены ли необходимые принципы экскурсии:
- принцип научности,
- принцип идейности,
- принцип связи теории с жизненными реалиями,
- принцип доходчивости,
- принцип убедительности.
3. Достигнута ли цель экскурсии, решены ли поставленные задачи.
4. Определить тип посещённой экскурсии:
- историко-археологическая,
- историко-литературная,
- естественноисторическая,
- художественно-графическая,
- экскурсия на фабрики и заводы,
- для отдыха и развлечений,
- другая.
5. Охарактеризовать экскурсию:
- по месту проведения: городская, загородная, производственная, музейная,
комплексная и др.;
- по способу передвижения: пешеходная, транспортная, смешанная;
- по составу участников: для взрослых, детей, смешанные экскурсии.
6. Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:
- умения подобрать экскурсионный материал;
- умения руководить группой;
- умение наладить общение с участниками экскурсии.
7.Дать оценку психологическим типам экскурсантов:
- любители спокойного отдыха;
- любители активного отдыха;
- любители познавать, изучать;
- любители приключений.
8.Оценка использования экскурсионного метода познания:
- приводились ли словесные аргументы во время рассказа;
- использовались ли зрительные, слуховые аргументы;
- умело ли изложен материал экскурсии;
- правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических
событий, характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;
- сформулированы ли выводы из экскурсии.
9.Оценка профессионального мастерства экскурсовода:
а) выполнил ли экскурсовод свои обязанности;
б) знания и навыки экскурсовода;
в) каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию;
г) особенности речи экскурсовода;
д) использование невербальных методов общения экскурсовода с
аудиторией.
10. Общая оценка посещения экскурсии:
- понравилась - не понравилась;
- хочется (не хочется) привести сюда родных и близких;
- приду – не приду сюда впредь.
Методическая разработка экскурсионного проекта
Этап 1. Выбор темы экскурсии (название даёт сам автор экскурсии).
Этап 2. Оформление экскурсионного проекта:
а) титульный лист,
б) оглавление,
в) индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть,
заключение, логические переходы);
г) схема маршрута;
д) перечень наглядных пособий, входящих в «портфель экскурсовода»;
е) технологическая карта экскурсии;
ж) список использованных источников.
Этап 3. Порядок выполнения экскурсионного проекта:
1. Определить тему, цель и задачи экскурсии.
2. Выбрать вид и название экскурсии.
3. Отобрать источники и кратко прорецензировать их.
4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты.
5. Разработать маршрут экскурсии.
6. Подготовить текст экскурсии.
7. Составить технологическую карту экскурсии по форме (разрабатывается в
альбомной ориентации формата А4):
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии____________________________________________________
Продолжительность (час.)___________________________________________
Протяженность (км) _______________________________________________
Автор-разработчик _________________________________________________
(коллектив авторов)
Содержание экскурсии _____________________________________________
Маршрут экскурсии_________________________________________________
в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)_____________________________
Участки (этапы) перемещения по маршруту
Места остановок
Объекты показа
Продолжительность
Основное содержание информации
Указания по организации
Методические указания
8. Укомплектовать набор наглядных пособий и документов для «портфеля
экскурсовода».
9. Презентация экскурсионного проекта перед группой