Напоминание

Экскурсии и походы выходного дня по Туле


Автор: Дронов Алексей Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ЦО №4
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: программа
Тема: Экскурсии и походы выходного дня по Туле
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа дополнительного образования

«Экскурсии и походы выходного дня по Туле»

Экскурсия,

как

один

из

важнейших

элементов

просветительской

деятельности, известной и популярной на протяжении многих веков даёт

возможность узнать историю своей малой Родины, становления её общества,

культуры,

науки,

искусства.

Эта

форма

получения

исторических,

общечеловеческих, научных знаний о том или ином регионе, и том, что его

прославляет:

музеях,

предприятиях,

объектах

культурно-исторического

наследия является наиболее доступной, увлекательной и понятной как для

местных

жителей,

так

и

посетивших

город

гостей.

Она

необходима

в

различных

сферах

деятельности,

позволяет

не

только

познакомиться

с

историческим наследием, но и представить современные достижения региона

в самом выгодном свете. Для развития экскурсионного дела необходимы

профессиональные,

целеустремлённые,

любознательные

и

отлично

подготовленные кадры, способные увлечь, заинтересовать своих слушателей.

Чем раньше человек поймёт своё предназначение, попробует прикоснуться к

труднейшей профессии, тем больше у него возможностей раскрыть свой

талант. Именно поэтому целесообразно начинать обучать экскурсионному

делу в школе, т.к. именно в период обучения в средних образовательных

учреждениях

у

учащихся

формируются

познавательные

интересы,

способствующие

дальнейшему

самоопределению

в

огромном

количестве

профессий. Программа «Экскурсии и походы выходного дня по Туле» курса

«Юные

туристы-краеведы»

ориентирована

на

активное

приобщение

школьников

к

познавательной,

научной

деятельности,

здоровому

образу

жизни,

носит

образовательно-развивающий

характер,

разработана

в

соответствии с основными нормативными и программными документами:

1. Конвенция о правах ребёнка;

2.

Федеральный

Закон

РФ

от

29.12.2012

г.

№273

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №

1726-р;

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей от 4 июля 2014г. № 41;

5. Устав МБОУ ЦО №4 г. Тулы.

6. Устав ШСК «Меридиан» МБОУ ЦО №4.

7. Устав ТК «Орлы» МБОУ ЦО №4.

Программа

имеет

туристско-краеведческую

направленность,

является

адаптированной, разработана в 2020 году на основе часов раздела «Основы

краеведения» программы «Юные туристы - краеведы» авторы: Смирнов Д.В.,

Константинов Ю.С., Маслов А.Г. (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.);

Программа составлена с учетом воспитательной программы деятельности

МБОУ ЦО №4 г. Тулы, включающей в себя график проведения городских

мероприятий. Новизна Программы заключается в том, что она адаптирована к

условиям

обучения

и

воспитания

в

городе-герое

Тула,

обучающимся

и

педагогу, материальной базе МБОУ ЦО №4, является начальной ступенью на

пути

к

освоению

более

сложных

программ

туристско-краеведческой

направленности.

Актуальность данной Программы связана с тем, что регулярные занятия

туристско-краеведческой деятельностью, участие в прогулках, экскурсиях и

походах формирует в подростке стойкий интерес и привязанность к родному

краю,

социальную

и

двигательную

активность.

Кроме

того,

интеграция

общего и дополнительного образования, происходящая в процессе реализации

курса, очень актуальна, так как расширяет знания учащегося по многим

предметам школьной программы, дает возможность своими глазами увидеть

то,

что

написано

в

учебниках.

В

туристских

прогулках

и

экскурсиях

становятся

понятными

многие

знания,

приобретенные

на

уроках

природоведения, рисования, музыки, географии, физкультуры, истории, ОБЖ.

Производственные экскурсии делают более понятными знания, полученные на

уроках физики, химии, технологии. А главная отличительная особенность

пеших походов в том, что они доступны и полезны любому здоровому

человеку независимо от возраста и физического развития, позволяют выбрать

маршрут в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными

потребностями участников путешествия. Большинство тем

курса связано

именно с пешеходными маршрутами по родному краю.

Педагогическая целесообразность данной Программы обусловлена тем, что

позволяет

каждому

воспитаннику

получить

ответы

на

многие

вопросы,

заданные

школьной

программой

в

увлекательной

форме,

применить

полученные знания, умения и навыки в выборе экскурсионного материала с

последующим

представлением

его

в

области

туризма,

применении

в

повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.

Программа призвана помочь любому заинтересованному педагогу расширить

свой кругозор в совместной работе с воспитанниками, направить знания детей

о родном крае в разные профессиональные направления, помочь ребёнку

ощутить свою связь с прошлым и настоящим своего родного города. Кроме

того, педагогическая целесообразность образовательной программы видится в

формировании

у

обучающегося

чувства

ответственности,

осознание

индивидуальной роли в коллективном процессе по выбору темы экскурсии,

отбору

материала

и

её

реализации,

учит

всесторонне

анализировать

проведённое мероприятие. Отличительной особенностью данной программы

является её практическая направленность.

Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками, не

имеющих медицинских противопоказаний к занятиям, в возрасте от 8 до 18

лет. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Сроки

реализации программы, режим занятий Программа рассчитана на 2 часа в

неделю.

Расписание

строится

из

1

занятия

в

2

недели.

Педагог

может

распределять последовательность изучения тем программы и устанавливать

продолжительность занятий исходя из времени года, погодноклиматических

условий, которые, однако, не превышают 4 часов на местности.

Программа

предусматривает

также

и

индивидуальную

работу

с

обучающимися

с

использованием,

в

том

числе,

дистанционных

методов

обучения.

Программу

могут

использовать

классные

руководители,

педагоги

дополнительного образования и все те, кто интересуется процессом познания

своего родного края.

Формы и методы работы по программе. Наиболее доступными формами

реализации

программы

являются

практические

занятия,

экскурсии

и

туристские прогулки, походы выходного дня, продолжительность которых

зависит

от

вида

мероприятия.

Тематика

занятий

предусматривает

ознакомление

учащихся

со

своим

городом,

родным

краем,

овладение

определенным кругом знаний и умений, необходимых в путешествиях.

Цель программы: сохранение и укрепление физического, нравственного,

психического

здоровья

школьников

в

процессе

туристско-краеведческой

деятельности, расширение и систематизация знаний о своей малой Родине.

Задачи программы:

Воспитательные:

Воспитывать

любознательного,

ответственного,

целеустремлённого,

человека, воспринимающего себя непосредственным участником

событий

сегодняшнего дня, личностью, имеющей глубокие патриотические чувства

любви к родному краю, обладающей бережливым отношением к истории,

культуре, искусству, природе своего родного края.

Развивающие:

содействовать

развитию

аналитического,

рационального

мышления, зрительной памяти, внимания, двигательной активности, умению

преодолевать

физические

и

психологические

трудности

в

процессе

экскурсионной деятельности, способствовать социализации личности ребёнка

исходя из ценностей общественной мысли родного края.

Обучающие:

формировать

начальные

экскурсоводческие

и

туристские

знания

и

умения,

необходимые

для

совершения

походов

и

экскурсий,

приобщать к получению знаний об истории родного края.

Планируемые результаты

1. Личностные результаты

1)

воспитание

высокоразвитой

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству,

усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной;

2)

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации

к

туристско-краеведческой

деятельности,

формирование

уважительного отношения к труду, спорту;

3)

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими

людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;

5)

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов

деятельности;

2. Метапредметные результаты:

1. Регулятивные:

1.

Умение

самостоятельно

определять

цели

обучения,

ставить

и

формулировать новые задачи в познавательной деятельности.

2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5. Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией.

2. Коммуникативные:

1.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с педагогом и сверстниками.

2. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

3. Формирование компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий.

4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности.

3. Познавательные:

1. Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать

причинно-следственные связи, аналогии, строить логическое рассуждение.

2. Умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных

и познавательных задач.

3. Смысловое чтение.

3. Предметные результаты:

В результате освоения программы «Экскурсии и походы выходного дня по

Туле»

воспитанники

могут

получить

комплекс

знаний

и

приобрести

определенные умения и навыки в области туризма и краеведения.

Способы определения результативности

Для определения эффективности образовательного процесса применяются

следующие формы педагогического контроля: опрос, собеседование, тест-

задания.

Общефизическая подготовка: тестирование.

Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.

Итоговый контроль проходит в форме защиты проекта

Перевод на следующий этап обучения осуществляется на основе результатов

итоговой аттестации.

Учебно-тематический план

нагрузка

теория

практика

всего

4

17

51

68

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Итого

Форма

контроля

Теория

Практика

1.

Тула Глеба Успенского

1

3

4

Тест

2.

Путешествие Толстовской

тропой. От Кондуков до

Ясной Поляны

1

3

4

Устный

опрос

3.

От Пятницкой до

музейного квартала

1

3

4

Тест

4.

Героическая оборона

Мясново

1

3

4

Тест

5.

Путешествие по трём

центральным площадям

Тулы

1

3

4

Тест

6.

Тула архитектора

Федосеева

1

3

4

Устный

опрос

7.

Школы, гимназии, лицеи

и институты

дореволюционной Тулы

1

3

4

Составле-

ние рецен-

зии

8.

Тульское барокко

1

3

4

Тест

9.

Тула самоварная

1

3

4

Тест

10.

Храмы центра города,

восстановленные и

потерянные

1

3

4

Тест

11.

Тула глазами Вересаева

1

3

4

Тест

12.

Тула оружейная. Великие

оружейники 20 века и

Тула. Музей оружия

1

3

4

Тест

13.

Толстой и Тула

1

3

4

Доклады

14.

Тульский Кремль и

Казанская набережная.

1

3

4

Устный

опрос

15.

Тула спортивная

1

3

4

Тест

16.

Приключения тульского

цирка

1

3

4

Устный

опрос

17.

Центральный парк

1

3

4

Создание и

защита

собствен-

ного

экскурси-

онного

продукта

Приложение

Примерный план анализа-рецензии на посещенную экскурсию

1. Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:

- наличие экскурсионной группы и экскурсовода;

- передвижение участников по заранее определенному маршруту;

- протяженность во времени;

- использование экскурсионного метода.

2. Соблюдены ли необходимые принципы экскурсии:

- принцип научности,

- принцип идейности,

- принцип связи теории с жизненными реалиями,

- принцип доходчивости,

- принцип убедительности.

3. Достигнута ли цель экскурсии, решены ли поставленные задачи.

4. Определить тип посещённой экскурсии:

- историко-археологическая,

- историко-литературная,

- естественноисторическая,

- художественно-графическая,

- экскурсия на фабрики и заводы,

- для отдыха и развлечений,

- другая.

5. Охарактеризовать экскурсию:

- по месту проведения: городская, загородная, производственная, музейная,

комплексная и др.;

- по способу передвижения: пешеходная, транспортная, смешанная;

- по составу участников: для взрослых, детей, смешанные экскурсии.

6. Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:

- умения подобрать экскурсионный материал;

- умения руководить группой;

- умение наладить общение с участниками экскурсии.

7.Дать оценку психологическим типам экскурсантов:

- любители спокойного отдыха;

- любители активного отдыха;

- любители познавать, изучать;

- любители приключений.

8.Оценка использования экскурсионного метода познания:

- приводились ли словесные аргументы во время рассказа;

- использовались ли зрительные, слуховые аргументы;

- умело ли изложен материал экскурсии;

- правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических

событий, характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;

- сформулированы ли выводы из экскурсии.

9.Оценка профессионального мастерства экскурсовода:

а) выполнил ли экскурсовод свои обязанности;

б) знания и навыки экскурсовода;

в) каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию;

г) особенности речи экскурсовода;

д) использование невербальных методов общения экскурсовода с

аудиторией.

10. Общая оценка посещения экскурсии:

- понравилась - не понравилась;

- хочется (не хочется) привести сюда родных и близких;

- приду – не приду сюда впредь.

Методическая разработка экскурсионного проекта

Этап 1. Выбор темы экскурсии (название даёт сам автор экскурсии).

Этап 2. Оформление экскурсионного проекта:

а) титульный лист,

б) оглавление,

в) индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть,

заключение, логические переходы);

г) схема маршрута;

д) перечень наглядных пособий, входящих в «портфель экскурсовода»;

е) технологическая карта экскурсии;

ж) список использованных источников.

Этап 3. Порядок выполнения экскурсионного проекта:

1. Определить тему, цель и задачи экскурсии.

2. Выбрать вид и название экскурсии.

3. Отобрать источники и кратко прорецензировать их.

4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты.

5. Разработать маршрут экскурсии.

6. Подготовить текст экскурсии.

7. Составить технологическую карту экскурсии по форме (разрабатывается в

альбомной ориентации формата А4):

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии____________________________________________________

Продолжительность (час.)___________________________________________

Протяженность (км) _______________________________________________

Автор-разработчик _________________________________________________

(коллектив авторов)

Содержание экскурсии _____________________________________________

Маршрут экскурсии_________________________________________________

в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)_____________________________

Участки (этапы) перемещения по маршруту

Места остановок

Объекты показа

Продолжительность

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

8. Укомплектовать набор наглядных пособий и документов для «портфеля

экскурсовода».

9. Презентация экскурсионного проекта перед группой



В раздел образования