Автор: Арикайнен Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ"Агалатовский ЦО"
Населённый пункт: Агалатово
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению, 2 класс
Тема: Н.Н. Носов "На горке" 2 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Агалатовский центр образования»
Всеволожского района Ленинградской области
Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Н.Н. Носов «На горке»
2 класс
Подготовила:
Арикайнен Татьяна Анатольевна
д. Агалатово, 2023г.
Тема урока: Н.Н. Носов «На горке»
Цель урока: знакомство детей с рассказом Н. Носова «На горке».
Задачи:
Образовательные:
развивать
умение
бегло
и
выразительно
читать;
формировать
умение
устанавливать
последовательность
событий,
происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты,
заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать
своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.
Развивающие:
продолжить
формирование
навыков
самостоятельной
работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление,
память, речь, внимание, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы
и
доброты, трудолюбия, уважения к чужому труду, умение простить
ошибку друга.
УУД:
Познавательные УУД: умение самостоятельно и произвольно строить
речевое
высказывание
в
устной
форме,
смысловое
чтение,
извлечение
необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных
и
личностных
ценностей,
осознание
через
чтение
художественного
произведения
основные
ценности
взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
-
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые результаты: знание Н. Носова; умение определять тему и
находить
главных
героев;
уметь:
прогнозировать
содержание
текста
по
заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного
произведения; определять тему и главную мысль произведения
Дидактические
средства:
экран,
учебник,
портрет
и
выставка
книг
Н. Носова; плакат - рисунок снежной горки.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка к первичному восприятию.
1) Вступительная беседа.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю
вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
- А начнем мы свой урок с загадки.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень,
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
= Незнайка.
- Ребята, кто написал произведение о Незнайке? ( Н.Н. Носов)
- Какие еще произведения Н. Носова вы читали?
- Посмотрите, на выставку книг Н. Носова из школьной библиотеки, я
рекомендую вам их прочитать. («Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая
шляпа», «Заплатка», «Огурцы»)
- А сейчас мы познакомимся еще с одним произведением Н.Н. Носова « На
горке».
- Как вы, понимаете значение слова горка? ( Горка - возвышенность,
поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь).
2) Словарная работа.
- Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению
трудных слов, которые встретятся в тексте. (Учащиеся читают слово и дают
обозначение лексического значения.)
На доске:
Сгребали
Взобрался
Дворницкая
Четвереньки
Напортил
II. Первичное восприятие.
1) Чтение текста учителем.
III. Выявление первичного восприятия.
- Понравился ли рассказ?
- Какой это рассказ - веселый, юмористический, или серьезный? Над кем
вы смеялись? А над чем вы смеялись? Какой эпизод вам показался самым
смешным и почему?
IV. Постановка учебной задачи.
- Какие книги вы любите читать с картинками или без них?
- Художник нарисовал иллюстрации к этому рассказу, но они помещены
на одной странице. Давайте попробуем, пользуясь иллюстрациями, составить
детскую книжку. Для этого нужно распределить текст рассказа по страницам
книжки, если будет нужно, можно добавить или изменить иллюстрации.
- И так начнем читать.
V. Вторичное восприятие текста.
1). Работа с иллюстрациями. Восстановление последовательности.
- Рассмотрите, нарисованные художником иллюстрации к этому рассказу.
Соответствует ли порядок картинок, событиям рассказа?
= Нет.
VI. Чтение и анализ текста.
(При составлении картинного плана на доске появляется иллюстрация-
картинка и заголовок к иллюстрации.)
1). Чтение текста учащимися по цепочке, по частям.
а) Чтение до слов «О, - говорит»…
- Какая картинка соответствует этой части?
- Озаглавим эту картинку.
1. Ребята строят горку.
- Каких картинок не хватает?
= Котька смотрит в окно.
- Как озаглавим эту картинку?
2. Хитрый Котька смотрит в окно.
- Может ли художник показать иллюстрацией , что ребята целый день
строили горку? (Иллюстрация отражает один момент действия, в ней нет и не
может быть развития действия, движения.)
- Что вы узнали из этой части о герое? Каким был Котька?
- Прочитайте, как говорит об этом автор.
- В чем заключалась , хитрость Котьки?
=Не стал работать. Притворился, что ему нельзя на улицу выйти.
Автор пишет: «Будто - нельзя ему, значит, можно, но не хотел.»
б) Чтение до слов «Вот теперь,- говорит…»
- Какая картинка соответствует этой части? Какой момент она
изображает?
- Достаточно ли одной картинки, чтобы передать содержание этого
отрывка, что бы вы добавили?
- Опишите свою картинку.
= Надо нарисовать горку покрытую льдом. На середине горки на
четвереньках стоит Котька. Лицо удивленное, обиженное. Он цепляется за
лед руками и ногами.
- Какое название можно дать этой картинке?
3. Хитрец на скользкой горке. Или Котька испортил горку.
- Что нового вы узнали о характере героя?
- Докажите свое мнение словами текста.
= Котька настойчивый: раз десять падал, но лез; находчивый. Он
придумал, как залезть на горку.
в) Чтение до слов «Тут прибежали…»
- Какой момент изобразил художник? Что нового узнали о Котьке?
- Как назвать человека, который не может предусмотреть, что получится в
результате его действий?
- Как можно озаглавить эту картинку?
4.Ребята ругают Котьку.
- Правильно ли поступили ребята? Что нового узнали о герое? (Котька
сознался, что это он испортил горку и не стал обманывать, хотя догадаться,
как исправить горку, сам не смог – за лопату взялся. Значит, умеет отвечать
за свои поступки.)
- Какую картину вы бы нарисовали к этой части. Как бы вы ее озаглавили?
5. Котька помогает ребятам.
д) Чтение рассказа до конца.
- Какая картинка подойдет к этой части? Почему Котька решил еще и
ступеньки сделать?
= Ему понравилось работать, захотелось позаботиться о других.
-Как мы озаглавим эту часть?
7. Котька делает ступеньки.
VII. Обобщение.
- Когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось?
=Картинный план и картинки к детской книге.
- А когда озаглавили каждую картинку? Получили какой план?
= Словесный или письменный.
План.
1.
Ребята строят горку.
2.
Хитрый Котька смотрит в окно.
3.
Котька испортил горку песком.
4.
Ребята ругают Котьку.
5.
Котька помогает ребятам.
6.
Котька делает ступеньки.
- У нас получилась детская книга с картинками.
- О ком она рассказывает? Нравится ли вам ее герой? Кто помог ему
исправиться? А автору нравится его герой? Докажите.
- В чем убедил вас рассказ? Когда Котька испытал самую большую
радость?
= Автору нравится герой? (Он добродушно посмеивается над Котькой,
заставляет его и читателей понять, что самую большую радость человек
получает, когда делает доброе, полезное для людей дело.)
VIII. Побуждение к самостоятельной деятельности.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа и докажи.
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Семь раз отмерь, а один отрежь»
«Умел ошибиться, умей и поправиться».
IX. Подведение итогов урока.
- Чему учит этот рассказ?
* трудолюбию
* умению исправлять ошибки
* быть настоящим товарищем
* уважать чужой труд
X. Домашнее задание. (На выбор)
Выразительно прочитать рассказ.
Выразительно прочитать рассказ по ролям.
Прочитать самостоятельно тот рассказ, который был представлен
сегодня на выставке, но оказался незнакомым вам.