Автор: Звягина Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22"
Населённый пункт: Тульская область, Богородицкий район, поселок Товарковский
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: "ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Духовно – нравственное воспитание
детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Звягина О.В.
Тульская обл., Богородицкий р – он,
пос. Товарковский
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание- это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы.
Это наша вина перед другими людьми»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,
что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его
дальнейшей жизнью.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности
следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к
миру, окружающим людям.
Дошкольный возраст – является активным периодом в познания мира
человеческих отношений, формирования основ личности будущего ребёнка –
достойного гражданина своей Родины. В детском возрасте происходит
усвоение нравственных и социальных норм поведения в обществе. Так как
душа ребенка начинает познавать основы духовно-нравственных ценностей.
Основой духовно-нравственного воспитания как начало становления новой
личности, является ценностная культура семьи, где ребёнок получает первые
знания о жизни в обществе. Детский сад является только связующим звеном
– в котором происходит дельнейшее развитие и становление ребёнка как
самостоятельного полноценного гражданина. Ведь сама культура быта – это
система ценностей, которая охватывает все традиции и обычаи. Детям
необходимо
расширять
свой
кругозор
в
мировоззрении
для
поиска
наивысших ценностей и удовлетворения духовных потребностей общества в
целом.
Актуальной
задачей
нашего
времени
является
воспитание
у
дошкольников духовно - нравственных качеств. Ребенок не рождается злым
или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно -
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека,
который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного
познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!».
Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к
выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со
сверстниками. И я решила через игру, беседы, наблюдения, образовательную
деятельность формировать у детей духовно – нравственные качества, так как
– это мощное средство воспитания ребенка, в том числе нравственного и
духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их
помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.
Работая над духовно – нравственным воспитанием детей дошкольного
возраста, я определила цель своей работы:
Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к
духовно-нравственным ценностям, воспитывать готовность следовать им.
Задачи:
1. Знакомить детей с культурой и историей своего народа.
2.Расширить представления о быте, православных традициях, декоративно-
прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
3.Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
4. Воспитывать
духовно-нравственную
личность,
достойных
будущих
граждан России, патриотов своего Отечества, любовь к родному краю,
городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое.
5.Повысить
педагогическую
компетентность
родителей
в духовно-
нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты.
В результате целенаправленной воспитательной, систематической
работы будут сформированы у детей элементы патриотизма и гражданской
ответственности.
Всё первоначальное представление о взаимоотношениях взрослых
ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей
в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему
самому, к его поступкам. Всё это и становится для детей первоначальной
образовательной программой в манере его поведения. По данному образцу,
он и начинает, строить взаимоотношения с другими людьми. Развитие
многих чувств у ребёнка будет, зависит от средств и методов в его
воспитании, от социальных условий в которых он проживает.
Социальными условиями являются:
его положение в семье и в ДОУ;
многообразный круг его интересов и совместных дел, в которых он
участвует;
его познавательный интерес к окружающим людям.
Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается
успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом
проблем, таких как:
отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
деградация морально-нравственной среды;
уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
отсутствие
действенных
механизмов формирования здорового
образа жизни у молодого поколения;
отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в
своих материалах);
наличие огромного количества негативного контента в СМИ
(жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Всё эти вышеперечисленные проблемы не оказывают положительного
влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению
истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой
устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна
найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, родители и педагоги,
можем указать правильный путь ребёнку к истинному добру, созиданию,
свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее
подрастающих детей.
Именно в период дошкольного возраста и начинают формироваться
нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших
детских взаимоотношений. А задача развития духовно-нравственной сферы
на данном этапе решается успешнее, чем гуманнее становятся сами взрослые,
тем добрее и справедливее они начинают, и относится к детям. Тем самым и
служат наглядным примером – образцом для подражания, именно с кого и
следует брать пример.
Основываясь на всём вышесказанном, можно и определить основные
дальнейшие духовные ценности, которые необходимо формировать у
дошкольников, это:
1)
патриотизм;
2)
гражданственность;
3)
чувство собственного достоинства;
4)
милосердие;
5)
справедливость;
6)
доверие;
7)
стремление к миру во всём мире;
8)
стремление к знаниям;
9)
ценность семьи, творчества и труда.
Работая не один год над этой темой, я считают, что маленькие дети
легко смогут воспринимать информацию извне, потому что они верят в
истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в своём
поведении. Эти особенности положительно влияют на их успех в обучении и
воспитании. Ведь закладывать морально-нравственные основы лучше всего
именно в дошкольном возрасте.
Формы и методы духовно-нравственного воспитания
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств у
детей, я использовала самые разнообразные формы работы, такие:
игра – ведущий вид деятельности;
фото – выставки;
проекты;
конкурсы;
праздники, развлечения;
просветительская работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.
Работая в младшей группе, я решила через игру формировать у детей
духовно – нравственные качества, так как игра – это мощное средство
воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития
личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и
воспринимает окружающий мир.
Детей включаю в разнообразные виды
игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации,
сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным
материалом,
подвижные
игры,
дидактические
игры,
музыкальные.
Воспитание таких качеств личности как: забота, сочувствие, сопереживание
формирую у детей через простейшие игры с куклами.
При ознакомлении с трудом взрослых, детям не только показываю
действия, которые люди выполняют, но и объясняю значимость их труда для
окружающих. Обращаю внимание на личные качества человека-труженика.
Для формирования коллективистских чувств использую музыкальные
хороводные игры, в которых дети дружно выполняют действия с хлопками,
притопыванием, проговариванием. Наблюдая за игровой деятельностью
детей, я замечала, что каждый мог играть со своей игрушкой, для совместной
игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только
наблюдали. В такой ситуации я объединяю детей в совместную игру, для
того, чтобы выработать доброжелательное отношение друг к другу, научить
договариваться.
Хорошие первоначальные знания детям, приносит педагогический
эффект «моделирование ситуаций при помощи мнемосхем», когда детям
предлагаю включить логическое мышление, найти выход из предложенной
ситуации, предложить решение дальнейшей проблемы. При работе с
дошкольниками огромное значение имеет развитие их культуры общения
между собой: это учит их гуманному отношению друг к другу, к доверию
между собой, к обоюдному взаимопониманию.
При воспитании нравственности эффективно использовать системно -
деятельностный педагогический подход.
Его
можно
применять
при
совместном чтении художественной литературы (сказок, стихов, рассказов) и
их разбора с разных точек зрения.
Так как изучение литературы
способствует основным формам воспитания духовности. Где обязательным
элементом является размышление детей при помощи наводящих вопросов
педагога, обсуждение прочитанного.
Младшие дошкольники очень любят русские народные сказки, где есть
всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Это
их
любимые
сказки:
«Репка», «Колобок»», «Заюшкина
избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие
другие. Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная
идея, мораль, выразительный и понятный язык.
В эпоху старины, в литературных образах ключевыми словами являлись
такие понятия, как:
1)
«русские земли»;
2)
«родная сторона»;
3)
«мать-земля».
Любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной
идеей многих пословиц и поговорок:
1)
«С родной земли - умри, не сходи»,
2)
«Своя земля и в горести мила»,
3)
«Родная земля - мать, чужая - мачеха» и др.
Былины
об
Илье
Муромце,
Добрыне
Никитиче,
Алеше
Поповиче воспитывали гордость
за
родную
землю,
способствовали
формированию патриотического сознания у детей.
Не
зря
на
основе
этико-педагогической
концепции «Повести
временных лет» Нестора, лежит борьба добра и зла. Добро отождествляется с
патриотизмом и нравственностью, стремлением к процветанию родной
страны. Носителями добра выступали литературные герои, такие как:
Владимир Святославович,
Ярослав Мудрый,
Владимир Мономах,
Мстислав Великий.
А согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ «воина» являлся
воплощением
любви
к
Отечеству.
Всё
это
познавая,
у
старших
дошкольников
начинает
формироваться
духовно-нравственного
и
патриотического сознания, которое продолжит своё дальнейшее развитие в
начальной школе.
Всё больше становиться необходимостью «возвращать» национальную
память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам,
фольклору,
декоративно-прикладному
искусству,
художественным
промыслам своего народа. В которых они передали нам свой жизненный
и духовный опыт, быт и традиции. В современном мире давно забыты и не
употребляются в разговорной речи красивые изречения и старинные слова,
мы также забываем и свой национальный язык. Очень часто использую в
своей работе поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат
русский язык. Это очень мне помогает в работе, происходит соединение,
воспитание и обучение дошкольников через изучение традиций русской
культуры,
также
дети
знакомятся
с
культурным
наследием
своего
исторического народа. В рамках нашего детского сада провожу различные
мероприятия, такие как:
«Национальные праздники», где дети собираются,
и проводится
беседа – дискуссия, кто чем занимался в праздничные дни, где были, рады ли
снова видеть друг друга. Знакомство с историей своего праздника мы
начинаем с рассматривания архивных иллюстраций. В дошкольном мини –
музее дети знакомятся с жизнью людей деревни, видят старинные предметы,
которые использовали односельчане в прошлых веках на праздничных
мероприятиях.
«Организация мини – музея в групповом помещении», где дети
совместно с педагогом начинают оформлять выставку совместных работ,
посвященные культурному наследию своей Родины, малой Родины.
Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение
детей. Дежурства, совместный труд детей и взрослых, а также коллективные
работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения.
Например: к подбору нового материала в мини – музей, можно дать задание
одинаково раскрасить свои рисунки, посвящённые какому – либо событию,
имея при этом разные наборы карандашей на подгруппу детей. Дети должны
решить эту ситуацию без помощи педагога, договариваясь, уступая друг
другу. Таким способом и методом начинают формироваться дружеские
взаимоотношения.
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, провожу
народные праздники «Масленица», «Пасха». Дети с большим интересом
принимают участие в подготовке и проведении праздников, при этом
запоминая старинные пословицы, заклички, дразнилки и поговорки.
Продолжая данную тему, на занятиях по изобразительной деятельности
знакомлю детей с народными промыслами России, Тульской области.
Провожу цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой, с городецкой,
хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской
игрушками.
В
работе
по духовно-нравственному
воспитанию очень
люблю
вовлекать родителей в жизнь группы, детского сада, с ними провожу
педагогическое просвещение через:
консультации - «Право на жизнь детей и взрослых», «Как бороться
с детскими капризами и упрямством в младшем возрасте», «Воспитание
вежливости у детей».
беседы
- «Знаете
ли
Вы
своего
ребёнка?»,
«Как
провести
праздники с детьми?», «За что мы любим детей?».
родительские собрания «Я- семья- род – народ», «Нравственные
нормы воспитания в повседневной жизни дошкольников», «Роль семьи
в воспитании ребёнка дошкольника», «Как воспитать патриота?».
использование информационного стенда, папок – передвижек «Как
общаться с ребёнком», «Наши семейные традиции», «Вредные привычки у
детей».
Также вовлекаю родителей в дошкольные праздники – мероприятия:
Ко дню «Защитника Отечества» создать альбом «Наши папы. Мы
ими гордимся»;
К «8 марту» и «День матери», «День отца» организовываю в группе
фотовыставки
Приглашаю родителей в группу для проведения интересных встреч
за чашкой чая, где родители в неформальной обстановке рассказывают о
своих профессиях, об увлечениях;
Участие родителей в проведении досугов, праздников, конкурсах.
Таким образом, такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей
сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес
и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и ДОО.
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер,
пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области
образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на
специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие
таких занятий является непременным условием полноценного духовно-
нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе.
Результативность опыта работы по духовно – нравственному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
за
3
года
0%
20%
40%
60%
80%
21%
47%
50%
75%
48%
45%
4%
5%
5%
Высокий
Средний
Низкий
Вывод: самым главным показателем результативности моей работы, считаю
то, что ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру,
другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, чаще проявляет умение
слышать других, подчиняется разным правилам и социальным нормам,
п
онимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения,
этнической
принадлежности,
религиозных
и
других
верований, старается разрешать конфликты. Я надеюсь, что нежные чувства
взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными,
хорошими гражданами родной страны.