Напоминание

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Москаленко Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №155 имени Героя Советского Союза Ковшовой Н.В.""
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ

МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Москаленко Наталья Валерьевна,

МАОУ «Лицей №155 им.Героя Советского

Союза Н.В.Ковшовой» ГО город Уфа, Республика Башкортостан, учитель начальных

классов

В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению

качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и

развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Школьнику

должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому

важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес у обучающихся к

учебной деятельности.

Исследования мотивации учения показывают, что основным

мотивом учебной деятельности у большинства школьников является страх перед

родителями

и

учителями,

опасение

получить

плохие

отметки,

оказаться

несостоятельными в глазах более успешных одноклассников. Собственно, познавательные

мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания и

определяющие эффективность учебного процесса и развития личности в целом, занимают

очень

небольшое

место.

Тем

не

менее,

психолого-педагогический

мониторинг

современной школы вынуждает констатировать увеличение количества учащихся,

которые не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный

материал за отведенное время. Это объясняется в первую очередь тем, что ежегодно

растет объем информации, которую должны освоить школьники.

Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения. В

обучении младших школьников, необходимо использовать такие задания, которые будут

стимулировать развитие психических процессов, вооружат способами самостоятельного

приобретения знаний, научат творчески и с интересом решать возникающие проблемы.

В

соответствии

с

модернизацией

отечественного

образования

активно

обсуждаются

вопросы

содержания

школьного

образования,

переоценки

учебного

процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ

уровню ФГОС, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного

посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной

значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение

имеет

использование

межпредметных

связей,

которые

ярко

проявляются

на

интегрированных уроках.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую

популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу

новых стандартов.

В рамках реализации ФГОС отмечена важность требований к метапредметному

образовательному результату обучения.

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.

Метапредмет

– это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,

находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не

может быть оторвана от предметности.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать

мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей: литературы,

музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и

формированию

его

творческого

мышления.

Методика

интегрированного

урока

обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в

результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития

участников образовательного процесса. Учитель начальных классов может и должен

включать в образовательный процесс интегрированные уроки, что будет способствовать

увеличению познавательной мотивации на уроках в начальной школе.

Смысл учения, его значимость лежат в основании мотивационной сферы

школьника, наполняет содержанием мотивы.

Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной

деятельности, а познавательная мотивация – это путь к успеху, к достижению предметных

и метапредметных результатов.

Именно они являются смыслообразующим

началом

деятельности ученика.

Базируются мотивы на внутренних побуждениях, которые являются результатом связей и

отношений школьника с предметной средой, возникающих в учебной деятельности.

Многочисленные исследования в области учебной мотивации доказывают, что в

основе учения школьника лежит не один, а несколько мотивов. В структуре мотивации

один из них играет доминирующую роль, а другой – второстепенную, подкрепляющую.

Таким образом, значимые мотивы определяют значимость учения для самого ученика,

определяют уровень его познания в конкретной области знаний.

Принято считать, что мотивы делятся на внутренние и внешние. Если для личности

деятельность имеет значимость сама по себе (например, удовлетворяется познавательная

потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость

имеет другие потребности (социального престижа и т. д.), то говорят о внешних мотивах.

Из данных по детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в

школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Однако складывающаяся

у ребенка к концу дошкольного периода психологическая готовность к школе не снимает

полностью для него тревожности, напряжения переходного периода.

Школьная ситуация развития выступает для него как качественно новая, она

требует значительной внутренней перестройки, требует от ребенка особой деятельности –

учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и

она должна быть сформирована. Именно это, по мнению большинства исследователей, и

является специфической задачей младшего школьного возраста. Главное затруднение,

которое встречается на этом пути, - то, что мотив, с которым ребенок поступает в школу,

не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Как

отмечают многие исследователи, ребенок желает выполнять социально значимую и

социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во

многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной

деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию

познавательных интересов. Эти интересы, по мнению многих авторов, выражаются в

стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную

активность.

Развитие

мотивов

этой

группы

зависит

от

уровня

познавательной

потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания

и организации учебного процесса - с другой. Необходимо отметить, что в большинстве

исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее, прежде

всего, на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребёнка.

В педагогической терминологии, понятие интеграция – это объединение в целое

каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает

создание у школьника целостного представления об окружающем мире

Всякая интеграция в учебном процессе предполагает межпредметные связи.

Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В

«Педагогической энциклопедии» оно определяется как взаимная согласованность

учебных программ по различным предметам

Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в

содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и

целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они

выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению,

слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или

иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление

отдельных системы в единое целое. Частным случаем проблемы интеграции выступают

интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных

учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе

обобщения.

Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между

разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их

комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.

Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов

искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов

и направлений в данной области:

интеграция через поиск межпредметных связей;

тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в

разных учебных дисциплинах;

разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных

предметов.

Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции

Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе

обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия «система» и

«интеграция» близки. Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение

школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем.

Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности

содержания образования

Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей

сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения

становятся

обобщенными,

комплексными,

усиливается

мировоззренческая

направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их

убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и

вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения

качества

знаний,

практических

умений,

уровня

воспитанности,

познавательной

потребности.



В раздел образования