Автор: Москаленко Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №155 имени Героя Советского Союза Ковшовой Н.В.""
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ
МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Москаленко Наталья Валерьевна,
МАОУ «Лицей №155 им.Героя Советского
Союза Н.В.Ковшовой» ГО город Уфа, Республика Башкортостан, учитель начальных
классов
В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению
качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и
развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Школьнику
должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому
важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес у обучающихся к
учебной деятельности.
Исследования мотивации учения показывают, что основным
мотивом учебной деятельности у большинства школьников является страх перед
родителями
и
учителями,
опасение
получить
плохие
отметки,
оказаться
несостоятельными в глазах более успешных одноклассников. Собственно, познавательные
мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания и
определяющие эффективность учебного процесса и развития личности в целом, занимают
очень
небольшое
место.
Тем
не
менее,
психолого-педагогический
мониторинг
современной школы вынуждает констатировать увеличение количества учащихся,
которые не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный
материал за отведенное время. Это объясняется в первую очередь тем, что ежегодно
растет объем информации, которую должны освоить школьники.
Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения. В
обучении младших школьников, необходимо использовать такие задания, которые будут
стимулировать развитие психических процессов, вооружат способами самостоятельного
приобретения знаний, научат творчески и с интересом решать возникающие проблемы.
В
соответствии
с
модернизацией
отечественного
образования
активно
обсуждаются
вопросы
содержания
школьного
образования,
переоценки
учебного
процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ
уровню ФГОС, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного
посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.
В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной
значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение
имеет
использование
межпредметных
связей,
которые
ярко
проявляются
на
интегрированных уроках.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую
популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу
новых стандартов.
В рамках реализации ФГОС отмечена важность требований к метапредметному
образовательному результату обучения.
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.
Метапредмет
– это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,
находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не
может быть оторвана от предметности.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать
мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей: литературы,
музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и
формированию
его
творческого
мышления.
Методика
интегрированного
урока
обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в
результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития
участников образовательного процесса. Учитель начальных классов может и должен
включать в образовательный процесс интегрированные уроки, что будет способствовать
увеличению познавательной мотивации на уроках в начальной школе.
Смысл учения, его значимость лежат в основании мотивационной сферы
школьника, наполняет содержанием мотивы.
Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной
деятельности, а познавательная мотивация – это путь к успеху, к достижению предметных
и метапредметных результатов.
Именно они являются смыслообразующим
началом
деятельности ученика.
Базируются мотивы на внутренних побуждениях, которые являются результатом связей и
отношений школьника с предметной средой, возникающих в учебной деятельности.
Многочисленные исследования в области учебной мотивации доказывают, что в
основе учения школьника лежит не один, а несколько мотивов. В структуре мотивации
один из них играет доминирующую роль, а другой – второстепенную, подкрепляющую.
Таким образом, значимые мотивы определяют значимость учения для самого ученика,
определяют уровень его познания в конкретной области знаний.
Принято считать, что мотивы делятся на внутренние и внешние. Если для личности
деятельность имеет значимость сама по себе (например, удовлетворяется познавательная
потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость
имеет другие потребности (социального престижа и т. д.), то говорят о внешних мотивах.
Из данных по детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в
школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Однако складывающаяся
у ребенка к концу дошкольного периода психологическая готовность к школе не снимает
полностью для него тревожности, напряжения переходного периода.
Школьная ситуация развития выступает для него как качественно новая, она
требует значительной внутренней перестройки, требует от ребенка особой деятельности –
учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и
она должна быть сформирована. Именно это, по мнению большинства исследователей, и
является специфической задачей младшего школьного возраста. Главное затруднение,
которое встречается на этом пути, - то, что мотив, с которым ребенок поступает в школу,
не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Как
отмечают многие исследователи, ребенок желает выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.
Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во
многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной
деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию
познавательных интересов. Эти интересы, по мнению многих авторов, выражаются в
стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную
активность.
Развитие
мотивов
этой
группы
зависит
от
уровня
познавательной
потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания
и организации учебного процесса - с другой. Необходимо отметить, что в большинстве
исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее, прежде
всего, на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребёнка.
В педагогической терминологии, понятие интеграция – это объединение в целое
каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает
создание у школьника целостного представления об окружающем мире
Всякая интеграция в учебном процессе предполагает межпредметные связи.
Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В
«Педагогической энциклопедии» оно определяется как взаимная согласованность
учебных программ по различным предметам
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в
содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и
целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они
выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению,
слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или
иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление
отдельных системы в единое целое. Частным случаем проблемы интеграции выступают
интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных
учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе
обобщения.
Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между
разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их
комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов
искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов
и направлений в данной области:
интеграция через поиск межпредметных связей;
тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в
разных учебных дисциплинах;
разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных
предметов.
Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции
Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе
обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия «система» и
«интеграция» близки. Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение
школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем.
Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности
содержания образования
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей
сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения
становятся
обобщенными,
комплексными,
усиливается
мировоззренческая
направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их
убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и
вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения
качества
знаний,
практических
умений,
уровня
воспитанности,
познавательной
потребности.