Напоминание

Танцы народов Поволжья


Автор: Хабибуллина Наиля Фаритовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: пгт Балтаси, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Танцы народов Поволжья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Танцы народов Поволжья

Танцевальная

культура

народов

Поволжья

очень

разнообразна.

Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический

рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при

наличии

самобытных,

сугубо

национальных

характеристик

в

танцах

поволжских народов много общего, интернационального. В следствии

длительного общения, народы обогатили друг друга в различных областях

творчества. Русский танец наиболее распространен в Поволжье. Здесь можно

увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски,

лихие переплясы, парные танцы и т.д. Что касается Самарской области, то

здесь славятся кадрили. В «Смышляевской кадрили» каждая фигура

начинается с хлопков, кадриль «Самарская» построена на фольклорном

материале.

Самой популярной у башкир является пляска - «Карми бейеу» (лицом к

лицу) – импровизированное соревнование – перепляс исполнителей.

Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным

образом, на круговых мизансценах, продолжительным аккомпанементом

служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик»,

«Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Они часто

сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец –

плавный

и

лиричный,

мужской

же

танец

динамичен.

Наиболее

распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын

Акпарса».

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов

Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским

танцем.

Чувашский

танец

или

пляска

почти

всегда

сопровождается

хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу

варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша.

В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и

это

объясняется,

прежде

всего,

этническим

использованием

рисунка

старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой

танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они

напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосым

женским хором.

У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой

сюжеты или производственные сферы или импровизация на тему песен и

показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют

распространение парные танцы, которые сопровождаются динамизмом. В

целом мордовский танец оптимистичен, исполняется легко и радостно.

Татарский танец «Кызлар-йолдызлар»

Башкирский танец «Ак кошлар»



В раздел образования