Автор: Хабибуллина Наиля Фаритовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: пгт Балтаси, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Танцы народов Поволжья
Раздел: дополнительное образование
Танцы народов Поволжья
Танцевальная
культура
народов
Поволжья
очень
разнообразна.
Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический
рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при
наличии
самобытных,
сугубо
национальных
характеристик
в
танцах
поволжских народов много общего, интернационального. В следствии
длительного общения, народы обогатили друг друга в различных областях
творчества. Русский танец наиболее распространен в Поволжье. Здесь можно
увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски,
лихие переплясы, парные танцы и т.д. Что касается Самарской области, то
здесь славятся кадрили. В «Смышляевской кадрили» каждая фигура
начинается с хлопков, кадриль «Самарская» построена на фольклорном
материале.
Самой популярной у башкир является пляска - «Карми бейеу» (лицом к
лицу) – импровизированное соревнование – перепляс исполнителей.
Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным
образом, на круговых мизансценах, продолжительным аккомпанементом
служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик»,
«Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.
Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Они часто
сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец –
плавный
и
лиричный,
мужской
же
танец
–
динамичен.
Наиболее
распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын
Акпарса».
Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов
Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским
танцем.
Чувашский
танец
или
пляска
почти
всегда
сопровождается
хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу
варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша.
В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и
это
объясняется,
прежде
всего,
этническим
использованием
рисунка
старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой
танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они
напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосым
женским хором.
У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой
сюжеты или производственные сферы или импровизация на тему песен и
показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют
распространение парные танцы, которые сопровождаются динамизмом. В
целом мордовский танец оптимистичен, исполняется легко и радостно.
Татарский танец «Кызлар-йолдызлар»
Башкирский танец «Ак кошлар»