Автор: Богданова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР — д/с № 30"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Методическая рекомендации
Тема: Организация и проведение зарядки в ДОУ ранний возраст
Раздел: дошкольное образование
Организация и проведение зарядки в ДОУ
(ранний возраст)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 30»
Выполнила: воспитатель
Богданова Л.В.
Магнитогорск, 2022
В
процессе
физического
воспитания
дошкольников
используются
разнообразные
организационные
формы
физической культуры. Например утреннюю гимнастику
Утренняя гимнастика – это система физических
упражнений для развития организма и укрепления здоровья,
выполняемая с утра.
Утреннюю
гимнастику
можно
и
нужно
проводить
систематически
уже
с
двух
лет,
так
как
она
развивает
двигательные
навыки,
укрепляет
мышцы,
создает
правильную
осанку,
тренирует
и
усиливает
деятельность
всех органов и систем.
Утренняя
гимнастика
является
хорошим
средством
в
профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение
общеразвивающих
упражнений
укрепляет
мышцы
спины,
брюшного пресса.
Годовалый ребенок чаше всего умеет уже ходить и стоять
без
опоры,
затем
появляются
новые
движения
–
умение
приседать и сидеть на корточках. На протяжении второго
года жизни происходит дальнейшее развитие координации
движений
туловища,
рук,
пальцев.
Правильные
движения
ребенка
–
показатель
нормального
и
своевременного
его
развития.
Задачи
гимнастики
на
втором
и
третьем
году
жизни
следующие:
Первая
задача
-
научить
ребенка
правильно
ходить.
Для
воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить,
сближая ноги и ставя их параллельно, т.е. нужно учить детей по
ограниченной по бокам поверхности. Это ходьба по скамейке,
доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15- 10 см.
Вторая задача – воспитывать чувство равновесия. Для этого
надо
учить
детей
ходить
по
ограниченной
поверхности,
приподнятой на определенную высоту (от 1,5- 2 см в начале 2
года
до
15-20
см
–
в
конце).
Принцип
один:
чем
выше
поверхность, тем она должна быть шире.
Третья задача – профилактика плоскостопия, которую мы
решаем,
выпуская
ребенка
ходить
босиком
по
неровной
поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный
коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая
используется в ДОУ).
5
Четвертая
задача
–
упражнения
мышц
спины
для
формирования правильной осанки. Для этого ребенку со 2
года
предлагают
упражнения
в
подлезании
под
что-то
(скамья, палка, веревка, обруч), лишь бы поверхность была
высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова.
Пятая задача – воспитание координации движений.
Для
этого
предлагают
ребенку
упражнения
в
сложной
ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой,
перешагивании через предметы.
Утреннюю
гимнастику
следует
разнообразить
упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами,
скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно
выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.
Для 2—3-летнего малыша ее следует проводить в виде
игры,
в
которую
включают
вводную
ходьбу,
несколько
специальных
упражнений
и
заключительный
бег
с
переходом на ходьбу.
Длительность
утренней
гимнастики
в
группе
раннего
возраста составляет 4-5 минут.
6
Последовательность
упражнений
утренней
гимнастики:
Сначала делают упражнения для плечевого пояса типа
дыхательных,
например
поднимание
рук
в
стороны
и
опускание их вперед и в стороны или хлопки ладонями на
уровне груди и за спиной. Это способствует выпрямлению
туловища и формированию правильной осанки.
Затем
идут
упражнения
для
укрепления
мышц
спины
и
живота,
развития
гибкости
позвоночника, например наклоны
корпуса вперед или приседание с
легким уклоном головы вперед.
Потом
снова
упражнение,
способствующее
расширению
грудной
клетки,
например
поднимание
рук
в
стороны
до
уровня плеч и их опускание.
Упражнения
с
большой
нагрузкой (приседание, наклоны)
повторяются не более 2—3 раз, а
с
меньшей
нагрузкой
(для
плечевого пояса) — 5 — 6 раз.
Затем необходим кратковременный
(10—15 с) бег или подпрыгивания.
Заканчивать утреннюю гимнастику
надо
ходьбой
для
того,
чтобы
привести
организм
в
обычное
спокойное состояние.
При ходьбе следят, чтобы малыш
держался прямо, расправив плечи, но
опускал
голову,
свободно
двигал
руками,
дышал
через
нос.
Ходьбу
можно
сопровождать
музыкой
или
пением,
ударами
в
бубен
(барабан),
хлопками, словами «раз-два, раз-два».
Это вырабатывает четкий ритм шагов
во
время
ходьбы,
что
также
способствует формированию навыка в
этом движении.
Для
проведения
утренней
гимнастики
необходимы
соответствующие условия.
Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении,
летом — при открытых окнах или на улице.
Утреннюю
гимнастику
желательно
выполнять
под
музыкальное
сопровождение.
Музыка
способствует
более
четкому
и
выразительному
выполнению
упражнений,
обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое
настроение.
10