Автор: Ольга Анатольевна Пантюкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"поселка Караваево"
Населённый пункт: Костромского муниципального района Костромской области
Наименование материала: Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с воспитанниками подготовительной к школе группы
Тема: "Как древние люди общались друг с другом"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Детский сад «Сказка» посёлка Караваево»
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с
воспитанниками подготовительной к школе группы
общеразвивающей направленности
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Как древние люди общались друг с другом»
Автор-составитель: Пантюкова Ольга Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
по должности воспитатель.
Караваево, 2022 г.
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности
Дата проведения: 28 апреля 2022г.
ФИО педагога: Пантюкова Ольга Анатольевна.
Возрастная группа: подготовительная к школе
направленность группы:
общеразвивающая
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности:
« Как древние люди общались друг с другом»
Цель:
Знакомство детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:
познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речью (звуки) и другими средствами невербального общения (жесты),
искусством древнекаменного века (наскальная живопись);
уточнять первоначальные представления о возникновении языка и речи как главного средства общения людей;
показать значение общения между людьми. Раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма.
Развивающие:
формировать социально – коммуникативные качества детей: умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и слышать собеседника,
отвечать на вопросы;
развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
развивать творческое мышление, внимание, путем использования активных форм обучения, групповых дискуссий;
формировать у детей умение анализировать, делать выводы;
содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря;
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к истории, уважения к предкам у детей старшего дошкольного возраста;
воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться;
воспитывать чувство восхищения достижениями человечества.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:
коммуникативная, игровая.
Форма организации детей: фронтальная, по подгруппам.
Форма организации обучения: непосредственно организованная образовательная деятельность.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): ноутбук, проектор,
презентация «Как общались древние люди», презентация с
изображением пещер,
музыка «Машины времени» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», домик-палатка с картинками
«наскальная живопись»,
мягкие модули,
массажная дорожка, барабан там-там, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи,
листы бумаги (имитация береста), угольные (восковые) мелки.
Планируемый результат:
ребенок проявляет любознательность, интерес к деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;
умеет слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
умеет пользоваться при помощи взрослых источниками информации;
умеет по примеру анализировать, делать вывод, умозаключение;
умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
Предварительная деятельность с воспитанниками:
Беседа: «Наш далекий предок», «Жизнь первобытных людей»,
«
Как выглядел первобытный человек», «Наскальная живопись первобытных
людей». Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис
«Первобытные люди», Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла». Изготовление макета «Жилище первобытного человека, « Изготовление орудий
труда». Подвижная игра «Охота на мамонтов», «Рыбалка». Игра на бубнах, дудках, маракасах. Дидактическая игра «Угадай, чьи следы»,
«Современное и первобытное питание», словесная игра «Угадай животное по повадкам».
Части НООД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Способы
поддержки
детской
инициативы
1 часть
Создание
образовательной
ситуации
Мотивация детей на
предстоящую
деятельность
Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель:
Дело было на рассвете…
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Степа пел,
Илья молчал,
А Артем ногой качал.
И тут сказал ребятам
Костя просто так: «А у меня в кармане камень».
Воспитатель: Ой, ребята, скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом, далёком месте.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в
далёкое путешествие?
А что нам поможет вернуться в далекое прошлое?
Здорово! Тогда идём к ней…
Воспитатель: Ребята, странно, что-то двери машины времени не
Дети с педагогом заходят в
зал, в центре которого стоит
детский
домик-палатка,
и
садятся
возле
него
полукругом.
Рассматривает
камень
,
показывает камень детям и
отдаёт его педагогу.
Предполагаемые
ответы
детей.
Дети идут к конструкции из
мягких модулей
Дети
высказывают
свои
предположения.
Художественное
слово
Домик-палатка
Камень
«Машина
времени»
открываются. Что же делать? Как быть?
Воспитатель: Замечательная идея. Действительно, может, камень,
который отдал мне Костя, и есть ключ от волшебного транспорта –
машины времени. Ребята, какие вы молодцы, ключ подошел.
Предлагаю всем занять свои места.
Воспитатель: Ребята, стартовать и перемещаться на машине времени
нужно с закрытыми глазами, иначе пульт управления сломается.
Закрывайте глаза, я начинаю обратный отсчёт, считайте вместе со
мной: 10,9,8,7…0 Старт!
Звучит музыка «машины времени» из кинофильма «Иван Васильевич
меняет профессию»
Воспитатель: Вот и прошлое пришло,
В древний мир нас принесло!
Воспитатель включает презентацию с изображением пещер
Педагог «открывает» камнем
воображаемый
вход
в
«машину времени».
Дети
садятся
на
стулья,
поставленные в 3 ряда друг за
другом, спиной к домику.
Дети закрывают глаза.
Дети считают, говорят слово
«Старт».
Музыка
Презентация
2 часть основная
(теоретическая и
практическая)
Формулирование
цели предстоящей
деятельности и
принятие ее детьми
Цель: Развитие мыслительных операций; умение слушать друг друга;
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза. Вы догадалась, куда мы
попали?
Воспитатель:
Совершенно верно. Это далекое прошлое, которое
называется «Каменный век». Кто жил в то время?
Конечно, Древние люди.
Оглядитесь по сторонам, что вы видите?
Воспитатель: Как вы думаете, чьи это следы? Давайте пойдём по
следам древнего человека, интересно, куда они нас приведут?
Воспитатель: Ребята, а это что?
Верно, жилище древнего человека. Предлагаю вам его обследовать.
Ребята, как общались первобытные люди?
Воспитатель: Совершенно верно, говорить древний человек ещё не
мог, он издавал лишь отрывистые звуки или общался жестами. Ребята,
а что такое жесты?
Воспитатель:
Молодцы, правильно. Современные люди умеют
Дети
выходят
из
машины
времени.
Предполагаемые
ответы
детей.
Ответы детей.
Предполагаемые
ответы
детей.
Дети проходят босиком по
массажной
дорожке
до
«пещеры» - домик-палатка
с
картинками
«наскальная
живопись».
Предполагаемые ответы детей
Следы
древнего
человека
«Пещера»
Похвала
Уточнение знаний
детей в процессе
деятельности,
осуществляемой в
тесном контакте со
взрослым
Физкультминутка
говорить? Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен?
Конечно, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам
помогает, делает наше общение более выразительным.
Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.
Ребята, я буду называть действие, а вы показываете его жестом:
- как принято приветствовать друг друга;
- этого делать нельзя;
- как одним знаком установить тишину;
- покажите, что всё хорошо;
Воспитатель: Замечательно! Какие же, вы молодцы. Ребята, а как
передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек
находится очень далеко? Как вы думаете, что могли использовать
древние люди, чтобы передать сообщение?
Воспитатель: Ребята, древние люди использовали разные сигналы:
вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден
очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям.
Воспитатель показывает слайд с индейцами у костра
Воспитатель:
Чем они отличаются? Да, если дым от костра не
поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем.
Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко - враг
близко, тревога)
Воспитатель: Ребята, в Африке одно племя передавало сообщение
другому с помощью большого барабана – там-тама
Воспитатель демонстрирует слайд с изображением там-тама.
2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога.
Ребята, слышали, сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
Зовёт на помощь барабан
Идём врагов прогнать
Прогоним тут
Прогоним там
И будет враг бежать.
Тихо все сели.
Воспитатель: Молодцы, помогли соседнему племени.
Дети
размышляют
и
высказывают
свои
предположения.
Дети действуют по словесной
инструкции педагога.
Предполагаемые
ответы
детей.
Индивидуальные
ответы
детей.
Дети рассматривают картинки
на слайде и высказывают свои
предположения.
Дети выполняют движения по
показу
воспитателя
в
соответствии
с
текстом
(шагают по кругу, выполняют
выпады
вправо-влево,
имитируют
удары
копьем,
бегают на месте)
Игра жестов
Похвала
Барабан там-там
Физкультминутка
Похвала
Ребята, посмотрите что это?
Воспитатель обращает внимание детей на ленточки с узелками.
Воспитатель: Как вы думаете, так можно общаться?
Воспитатель показывает слайд с древними людьми с «узелковыми
сообщениями»
Воспитатель: Многие племена завязывали узелки разных цветов, так
передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других
событиях.
Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?
Воспитатель обращает внимание детей на рисунки «наскальную
живопись»
Воспитатель: Прошло время, появлялись новые способы общения
древних людей. Ребята, как вы думаете, как еще древние люди
передавали различную информацию друг другу?
Воспитатель:
Правильно, они рисовали различные рисунки на
камнях, на скалах, которые их окружали. А чем рисовали рисунки?
Воспитатель:
Совершенно
верно,
первобытные
люди
еще
не
научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали древесным
углем, который оставался после потухшего костра (показ слайда), а
также сочными корешками и стеблями растений (показ слайда).
Ребята, как называют рисунки, которые рисовали на скалах?
Какие вы, молодцы!
Воспитатель:
Но угольком рисовать было не очень удобно: он
крошится, стирается и пачкает руки.
«Наскальная живопись»-самые первые шаги письма. Но, рисунки,
которые люди делали на камнях, получались маленькими. Их могли
видеть только те, кто подходил к ним близко.
Воспитатель: Ребята, как еще можно общаться друг с другом, когда
находишься, друг от друга далеко-далеко? (подвести к ответу:
пишем письма)
Совершенно верно, пишем письма. И вот у меня в руках одно из
первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не
ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге.
Дети рассматривают ленточки.
Дети
высказывают
свои
предположения
и
делают
выводы.
Индивидуальные ответы детей
Предполагаемые
ответы
детей.
Индивидуальные
ответы
детей.
Дети
высказывают
свои
предположения.
Ленточки
с
узелками
Рисунки
наскальной
живописи
Похвала
Этап
осуществления
самостоятельной
деятельности детей
Что это такое?
Воспитатель раздает детям письмо девочки Таффи (каждому на
бересте)
Береста – это верхний слой коры берёзы, раньше её использовали для
написания записок.
Вернемся к записке: Ребята, что на ней изображено? Почему столько
разных мнений у нас появилось?
Воспитатель:
О девочке Таффи рассказал
писатель Киплинг.
Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи
сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а
малышка нарисовала записку и передала через незнакомца маме. Все
«прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было
дело, было очень смешно.
Почему вождь племени сказал, что Таффи сделала великое открытие?
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем написать друг другу
небольшое сообщение таким же способом, каким пользовались
первобытные люди — с помощью рисунков. Разделитесь на пары,
«напишите» друг другу рисуночные «письма» и обменяйтесь ими.
Получив «древнее письмо», надо постараться расшифровать его, а
затем выслушать автора письма, чтобы сравнить: правильно ли было
понято послание.
Во время этой работы воспитатель переходит от одной группы к
другой,
помогая
затрудняющимся
детям
составить
или
расшифровать послание. После того как дети поработают парами,
воспитатель может предложить рассказать, как им удалось понять
сообщения друг друга
Воспитатель:
Давайте попробуем прочитать получившиеся у вас
письма. Правильно мы поняли?
Почему неудобно рисуночное письмо, почему писать письма удобнее
словами, состоящими из букв?
Воспитатель. Верно, рисунок можно понять по-разному, а слово,
составленное из букв, точно передает информацию.
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Рассуждения детей.
Дети беседуют с воспитателем
и отвечают на вопросы.
Дети
размышляют,
высказывают
свои
предположения.
Дети работают в парах и
выполняют задание: рисуют
друг
другу
«письма»
и
обмениваются
расшифровками,
совместно
проверяют
правильность
выполнения задания (5 минут)
Дети высказывают своё
мнение, обосновывают его.
Дети беседуют с воспитателем
и отвечают на вопросы.
Письмо
девочки
Таффи
Листы
бумаги
(имитация
береста),
угольные
или
восковые мелки
Дети
садятся
в
«Машину
времени»
«Машина
времени»
3 часть
заключительная
Цель: выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой
деятельности.
(Развитие
связной
речи,
умение
делать
умозаключения. Развитие коммуникативных качеств.)
Воспитатель:
Ребята, вы все сегодня были большие молодцы! Каждый по-своему
внимателен, рассудителен. Ребята, что особенно понравилось вам из
нашего путешествовая? Что для вас было наиболее интересно?
Артем? А тебе Костя? С кем вы поделитесь впечатлениями о том, что
вы узнали в путешествии? Миша? А ты Алиса?
Дети
осмысливают
свои
действия,
фиксируют
достижение цели.
Дети рассказывают, что они
сегодня
делали,
делятся
своими впечатлениями.
Похвала
Подведение итогов
деятельности.
Предполагаемая
оценка результатов
деятельности
детей.
Плавный вывод
детей из НООД в
самостоятельную
деятельность
Закрывайте глаза, я начинаю обратный отсчёт, считайте вместе со
мной: 10,9,8,7…0 Пуск! (Звучит музыка «машины времени» из
кинофильма « Иван Васильевич меняет профессию»)
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза
Воспитатель произносит слова
Солнце клонится к закату,
Прибыли в свой детский сад ребята.
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру она так и
называется «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!»».
Дети делятся на 2 команды. Сначала 1 команда имитирует действия
(разжигают костер, охотятся на мамонта и т.д), а 2 команда
отгадывает. Затем, наоборот.
Дети закрывают глаза.
Дети считают, говорят слово
«Пуск!».
Дети играют в игру.
Музыка
Художественное
слово