Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга" г.Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с родителями
Раздел: дошкольное образование
Информационно-коммуникационные технологии в
коррекционной работе учителя-логопеда с
родителями детей,
имеющими тяжелые нарушения речи
Подготовила:
Учитель-логопед
МБДОУ №18 «Радуга»
г.Тихорецка
Безякина Наталья Федоровна
2023г
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной
работе учителя-логопеда с родителями детей,
имеющими тяжелые нарушения речи
Слайд 1,2
По мнению многих авторов, семья - самый первый и наиболее долго
действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него
всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует
семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребенком впервые
открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом
зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным,
волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и
враждебным.
Каким же образом повысить компетентность родителей в вопросах
обучения коррекционным приемам?
Слайд 3
Практической значимостью исследования возможностей интернет -
технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то,
что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации
своей деятельности, а это, в свою очередь повышает результативность
работы учителя – логопеда, a также, это может быть использовано в практике
многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений.
Слайд 4
Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным
приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и
преподнести
его
так,
чтобы
самым
безразличным
и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.
Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка, мы
понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей,
поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.
Кто-то скажет, что психолого-педагогическую, информацию по коррекции
нарушений родители могут
получать
из
разнообразных
источников.
Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и -
радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде
всего,
их
доступностью,
информативностью,
наглядностью.
Но
их
недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи,
ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Более
компетентными
в
этом
оказываются
специалисты
дошкольных
образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт
с родителями,
наблюдать
развитие
ребенка, получить "обратную
связь"
от родителей.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую
практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда
более продуктивной и эффективной.
Слайд 5
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
применять индивидуальный подход к ребенку;
сформировать
в
определенной
степени
сотрудничество
между
ребенком, учителем-логопедом и родителями;
повысить компетентность родителей в коррекционно-образовательном
процессе, что является необходимым условием успешного воздействия
на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
Слайд 6
В коррекционно-образовательном процессе мы используем различные формы
работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:
использование
мультимедийных
презентаций
для
просмотра
родителями;
использование сайта дошкольного учреждения;
общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
оформление буклетов, стенгазет, памяток для родителей;
создание обучающих видеороликов.
Слайд 7
Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и
консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях
формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о
речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а
поэтому важно так построить сообщения, консультации, чтобы они
привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного
сотрудничества.
Проведение педагогических мероприятий (родительских
собраний,
консультаций,
практикумов
и
т.д.)
с
использованием
мультимедийной техники является современной формой информирования и
консультирования,
позволяющей
представить
материал
красочнее,
информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и
дает возможность их проиллюстрировать.
Слайд 8
Одной из форм работы с родителями стало информирование родителей
через
сайт.
На
сайте
ДОУ
родители
могут
узнать
о
проводимых
мероприятиях, получить консультации. На странице сайта посетители могут
сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему,
задать вопрос, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную
литературу. В начале учебного года мы раздаем родителям памятки, где
написаны номера мобильного телефона, электронной почты, адрес сайта.
Слайд 9
В
работе
учителя-логопеда
используется
следующая
форма
взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по
электронной почте. Общение с родителями с помощью современных сетевых
сервисов позволяет наладить более тесный контакт, обсудить вопросы,
которые не всегда можно озвучить при посторонних. Кроме того, логопед
может
отправлять
воспитанникам
задания
для
самостоятельной
домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы,
памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не
может
посещать
образовательную
деятельность
ДОУ.
Таким
образом, родители также
становятся
активными
участниками
процесса
воспитания и обучения детей. Для некоторых групп родителей такая форма
взаимодействия является наиболее удобной.
Собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на
сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также
созданных собственными силами.
Слайд 10,11
Современным родителям интереснее познакомиться с актуальными
вопросами речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия,
такие как «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет, 5-7 лет», «Домашний
логопед», «Игры для тигры» и т.д.
Игротека
–
игры
по разным
направлениям,
знакомит
родителей
с
упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и
внеречевых процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться
должны строго с родителями.
Слайд 12
Советы логопеда. (Содержит конкретные рекомендации, памятки, буклеты).
Артикуляционная гимнастика.
Предлагает рекомендации по развитию
артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений,
материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д
Домашние задания – упражнения на закрепление материала, упражнения
развивающего характера.
Составлен ряд интерактивных презентаций по
лексическим темам и на автоматизацию звуков.
Слайд 13,14
Также для родителей готовятся фото и видеоотчеты о занятиях детей в
детском саду. Родителям всегда интересно увидеть своих детей вне дома, чем
они занимаются в детском саду, как проходят занятия. Еще я делаю видео
для того, чтобы родители дома закрепляли навыки: артикуляционную,
дыхательную, пальчиковую гимнастику, автоматизировали поставленные
звуки. Чаще всего данные отчеты отправляются родителям по WhatsApp.
Слайд 15,16,17
Во
время
дистанционного
обучения
для
более
эффективного
усвоения родителями определенных логопедических знаний
и умений я
записывала
видео
консультации
по
различным
темам
и
эти
видео
размещались в Инстаграм детского сада.
Если от родителей был запрос о консультировании онлайн, я использовала
платформу Pruffme.
Слайд 18,19
4.Буклеты,
стенгазеты,
памятки,
выполненные
в
компьютерной
программе, служат раздаточным материалом, знакомят родителей с
теоретическими
вопросами,
посвященными
дифференциальной
диагностике
речевых
нарушений,
структуре
и
механизмам
этих
нарушений.
Слайд 20
Использование средств информационно-коммуникативных технологий в
логопедической работе позволяет:
обеспечить
доступность
и
качество
услуги
-
образовательной
деятельности
с
квалифицированной
коррекцией
для
детей
с
нарушениями речи;
систематизировать
и
повысить
эффективность
работы
учителя-
логопеда в направлении работы с родителями;
привлечь
к
активному
участию
родителей
в
коррекционно-
образовательном процессе;
организовать дистанционную поддержку родителей, имеющих ПК и
доступ в Интернет, в области логопедического просвещения;
Слайд 21
Таким
образом,
выстраивание
механизма
взаимодействия,
предусматривающего
общую
целевую
и
единую
стратегическую
направленность работы
учителя-логопеда
внутри
ДОУ,
активное
вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных
современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют
достижению
стабильных
положительных
результатов
коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного
и
детального
исследования
возможностей
технических
средств
коммуникации можно сделать заключение: применение интернет-технологий
- это эффективный и интересный для всех участников коррекционного
процесса способ их взаимодействия с целью решения актуальных проблем
коррекции речи детей с ОВЗ.
Литература:
1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,
1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи
ребёнка с недостатками речи. М., 2009.
4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении. 2007.
5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,
имеющих нарушения речи. //Логопед. №1\2011.
6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное
воспитание. 1998г. № 11, с. 47-49.
7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
воспитанников. Логопед. 2009. №7.
9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.
Логопедия. 2004.№4