Напоминание

ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с родителями


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга" г.Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационно-коммуникационные технологии в

коррекционной работе учителя-логопеда с

родителями детей,

имеющими тяжелые нарушения речи

Подготовила:

Учитель-логопед

МБДОУ №18 «Радуга»

г.Тихорецка

Безякина Наталья Федоровна

2023г

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной

работе учителя-логопеда с родителями детей,

имеющими тяжелые нарушения речи

Слайд 1,2

По мнению многих авторов, семья - самый первый и наиболее долго

действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него

всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует

семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребенком впервые

открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом

зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным,

волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и

враждебным.

Каким же образом повысить компетентность родителей в вопросах

обучения коррекционным приемам?

Слайд 3

Практической значимостью исследования возможностей интернет -

технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то,

что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации

своей деятельности, а это, в свою очередь повышает результативность

работы учителя – логопеда, a также, это может быть использовано в практике

многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений.

Слайд 4

Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным

приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и

преподнести

его

так,

чтобы

самым

безразличным

и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.

Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка, мы

понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей,

поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

Кто-то скажет, что психолого-педагогическую, информацию по коррекции

нарушений родители могут

получать

из

разнообразных

источников.

Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и -

радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде

всего,

их

доступностью,

информативностью,

наглядностью.

Но

их

недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи,

ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Более

компетентными

в

этом

оказываются

специалисты

дошкольных

образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт

с родителями,

наблюдать

развитие

ребенка, получить "обратную

связь"

от родителей.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую

практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда

более продуктивной и эффективной.

Слайд 5

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

применять индивидуальный подход к ребенку;

сформировать

в

определенной

степени

сотрудничество

между

ребенком, учителем-логопедом и родителями;

повысить компетентность родителей в коррекционно-образовательном

процессе, что является необходимым условием успешного воздействия

на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

Слайд 6

В коррекционно-образовательном процессе мы используем различные формы

работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

использование

мультимедийных

презентаций

для

просмотра

родителями;

использование сайта дошкольного учреждения;

общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

оформление буклетов, стенгазет, памяток для родителей;

создание обучающих видеороликов.

Слайд 7

Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и

консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях

формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о

речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а

поэтому важно так построить сообщения, консультации, чтобы они

привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного

сотрудничества.

Проведение педагогических мероприятий (родительских

собраний,

консультаций,

практикумов

и

т.д.)

с

использованием

мультимедийной техники является современной формой информирования и

консультирования,

позволяющей

представить

материал

красочнее,

информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и

дает возможность их проиллюстрировать.

Слайд 8

Одной из форм работы с родителями стало информирование родителей

через

сайт.

На

сайте

ДОУ

родители

могут

узнать

о

проводимых

мероприятиях, получить консультации. На странице сайта посетители могут

сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему,

задать вопрос, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную

литературу. В начале учебного года мы раздаем родителям памятки, где

написаны номера мобильного телефона, электронной почты, адрес сайта.

Слайд 9

В

работе

учителя-логопеда

используется

следующая

форма

взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по

электронной почте. Общение с родителями с помощью современных сетевых

сервисов позволяет наладить более тесный контакт, обсудить вопросы,

которые не всегда можно озвучить при посторонних. Кроме того, логопед

может

отправлять

воспитанникам

задания

для

самостоятельной

домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы,

памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не

может

посещать

образовательную

деятельность

ДОУ.

Таким

образом, родители также

становятся

активными

участниками

процесса

воспитания и обучения детей. Для некоторых групп родителей такая форма

взаимодействия является наиболее удобной.

Собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на

сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также

созданных собственными силами.

Слайд 10,11

Современным родителям интереснее познакомиться с актуальными

вопросами речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия,

такие как «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет, 5-7 лет», «Домашний

логопед», «Игры для тигры» и т.д.

Игротека

игры

по разным

направлениям,

знакомит

родителей

с

упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и

внеречевых процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться

должны строго с родителями.

Слайд 12

Советы логопеда. (Содержит конкретные рекомендации, памятки, буклеты).

Артикуляционная гимнастика.

Предлагает рекомендации по развитию

артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений,

материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д

Домашние задания – упражнения на закрепление материала, упражнения

развивающего характера.

Составлен ряд интерактивных презентаций по

лексическим темам и на автоматизацию звуков.

Слайд 13,14

Также для родителей готовятся фото и видеоотчеты о занятиях детей в

детском саду. Родителям всегда интересно увидеть своих детей вне дома, чем

они занимаются в детском саду, как проходят занятия. Еще я делаю видео

для того, чтобы родители дома закрепляли навыки: артикуляционную,

дыхательную, пальчиковую гимнастику, автоматизировали поставленные

звуки. Чаще всего данные отчеты отправляются родителям по WhatsApp.

Слайд 15,16,17

Во

время

дистанционного

обучения

для

более

эффективного

усвоения родителями определенных логопедических знаний

и умений я

записывала

видео

консультации

по

различным

темам

и

эти

видео

размещались в Инстаграм детского сада.

Если от родителей был запрос о консультировании онлайн, я использовала

платформу Pruffme.

Слайд 18,19

4.Буклеты,

стенгазеты,

памятки,

выполненные

в

компьютерной

программе, служат раздаточным материалом, знакомят родителей с

теоретическими

вопросами,

посвященными

дифференциальной

диагностике

речевых

нарушений,

структуре

и

механизмам

этих

нарушений.

Слайд 20

Использование средств информационно-коммуникативных технологий в

логопедической работе позволяет:

обеспечить

доступность

и

качество

услуги

-

образовательной

деятельности

с

квалифицированной

коррекцией

для

детей

с

нарушениями речи;

систематизировать

и

повысить

эффективность

работы

учителя-

логопеда в направлении работы с родителями;

привлечь

к

активному

участию

родителей

в

коррекционно-

образовательном процессе;

организовать дистанционную поддержку родителей, имеющих ПК и

доступ в Интернет, в области логопедического просвещения;

Слайд 21

Таким

образом,

выстраивание

механизма

взаимодействия,

предусматривающего

общую

целевую

и

единую

стратегическую

направленность работы

учителя-логопеда

внутри

ДОУ,

активное

вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных

современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют

достижению

стабильных

положительных

результатов

коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного

и

детального

исследования

возможностей

технических

средств

коммуникации можно сделать заключение: применение интернет-технологий

- это эффективный и интересный для всех участников коррекционного

процесса способ их взаимодействия с целью решения актуальных проблем

коррекции речи детей с ОВЗ.

Литература:

1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.

Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,

1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.

3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи

ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении. 2007.

5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения речи. //Логопед. №1\2011.

6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное

воспитание. 1998г. № 11, с. 47-49.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

воспитанников. Логопед. 2009. №7.

9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.

Логопедия. 2004.№4



В раздел образования