Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Диспут по повести Галины Щербаковой "Отчаянная осень"
Раздел: полное образование
0
Диспут
по книге Галины Щербаковой «Отчаянная осень»
(Внеклассное мероприятие в 10 классе)
Цели:
- развивать у учащихся умения
нравственного анализа и нравственной
оценки качеств личности, поступков,
поведения людей;
развивать умений видеть достоинства и
недостатки в характере человека;
-воспитывать самостоятельность суждений;
-учить решать сложные этические проблемы;
-развивать любовь к чтению.
Уважать мнение своих оппонентов.
Оборудование: автоматизированное рабочее
место учителя.
Учитель Щепёткина В.В.
МАОУ «Гимназия №26»
г. Миасс.
1
На доске
(Слайд №1)
Хорошая книга, точно
смычок великого артиста,
касается моего сердца, и оно
поёт, стонет от гнева и
скорби, радуется, если этого
хочет писатель.
М. Горький.
Хорошая
Хорошая
книга
книга
,
,
точно
точно
смычок
смычок
великого
великого
артиста
артиста
,
,
касается
касается
моего
моего
сердца
сердца
,
,
и
и
оно
оно
поёт
поёт
,
,
стонет
стонет
от
от
гнева
гнева
и
и
скорби
скорби
,
,
радуется
радуется
,
,
если
если
этого
этого
хочет
хочет
писатель
писатель
.
.
М
М
.
.
Горький
Горький
.
.
Слово учителя. Сегодня у нас своеобразный праздник, не каждый день мы
проводим диспуты. Причём праздник радостный и грустный одновременно.
Радостный, потому что мы наконец сможем поговорить о книге, которая
вас, судя по анкетам, очень заинтересовала, может быть, поспорить. А
почему грустный? Вернёмся к эпиграфу:
Хорошая книга, точно смычок великого артиста, касается моего
сердца, и оно поёт, стонет от гнева и скорби, радуется, если этого хочет
писатель.
М. Горький.
Итак, почему же праздник грустный?
Раньше считалось, что книга – учитель и друг, теперь многие так не
думают. А как вы относитесь к утверждению «Книга – учитель и друг»?
(
Слайд №2)
Книга – это учитель и друг.
Наши идеалы складываются
и под влиянием книги. Она
же предостерегает нас от
ошибок, помогает выбрать
дорогу в жизни.
Д.С. Лихачёв.
2
А сейчас каждому из вас предоставляется возможность блеснуть своими
знаниями содержания текста повести Галины Щербаковой «Отчаянная
осень». (За правильный ответ выдаётся жетон)
1. Имя плакатной девочки. (Ирочка)
2. Героиня повести, устраивающая первого сентября в школе чаепитие с
яблочными пирогами. (Директор школы Анна Семёновна-баушка)
3. Как звали пионервожатую? (Лена Шубникова)
4. Что ужасно не любила Оксана Михайловна? (Цирк, низкий каблук обуви)
5. Кому принадлежат слова «Красота и любовь несовместимы»? (Марте,
бабушке Саши Величко)
6. Кто спас Мишку от преступления? (Мама Марина)
7. Кто постоянно жевал кончик воротничка? (Шурка)
8. Кто из героев превратился из задохлика в красивого мальчика? (Мишка)
9. Для кого мир – его глаза и сердце? (Для Саши Величко)
10. Кто из героев повести учил притягивать добро добром? (Саша Величко)
Подведём итоги. У кого больше всех жетонов?
Я просила вас подобрать дома стихотворные строчки, которые могли бы
стать эпиграфом повести. ( Из предложенных выбираем лучший,
например:
Не позволяй себе гореть мечтой ненастоящей.
Чтобы душою не стареть, смотри на звёзды чаще.
В основе любого произведения лежит конфликт. Назовите
конфликтующие группы.
«Баушка» – Оксана Михайловна
Оксана Михайловна – Шурка
Ирочка – Шурка
Мишка – Саша
В чём суть конфликта?
А что такое интрига? (От латинского intricate), что означает
«сложная, запутанная цепь событий. В чём заключается интрига
повести?
Обсуждение повести.
1.
Правильную ли жизнь прожила Марина? Может быть, можно было бы
иначе? (Выступления учащихся)
Вспомните текст. Какую деталь использует Щербакова, описывая
приход Марины в дом её бывшего мужа? Что постоянно трогала вторая
жена Марининого мужа? И какую деталь использовала автор, говоря о
бегущей Марине в финале повести? Куда бежала Марина? (К балкону)
Для чего нужна была автору эта деталь?
2.
Кто виноват в трагедии Мишки? (Выступления учащихся)
3.
Образ Шурки Одинцовой вызвал у вас особый интерес. Почему
автор постоянно называет её Шуркой? (Показ рисунков с
3
изображением Шурки, выполненных учащимися. )
Чтение
отрывка
из повести (стр. 40
).
Некоторые из вас написали, что у Шурки богатый внутренний мир.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Говоря об образе Шурки, невольно вспоминаешь стихотворение Николая
Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». (Чтение стихотворения).
Как живётся Шурке? Трудно? А Может быть, легко? Что вам в ней
нравится, а что нет?
4.
Хороший ли человек Оксана Михайловна, завуч
школы
? Какую
деталь использует автор при описании образа Оксаны Михайловны?
(Каблук).
5.
Прав ли «баушка», говоря об Ирочке: «Наконец-то эта девочка сошла с
плаката».(
Чтение фрагмента повести на странице 50
).
6.
Как отнеслись мальчики к поступку Мишки? (Обесчестил девочку).
7.
Как девочки отнеслись к поведению Ирочки? (Отдалась нелюбимому).
Почему Ирочка выбрала Сашу? (Князь ты мой серебряный).
8.
Образ Саши Величко никого не оставил равнодушным, особенно
девушек. Какие жизненные уроки даёт Саша читателям? (Выступления
учащихся). Чтение отрывка на странице 43, звучит музыка Свиридова.
9.
А кого из героев вам жалко больше всех? Почему?
10.Вернёмся к эпиграфу. (
Слайд №1)
В том, что книга коснулась
ваших сердец, я убедилась, проанализировав ваши анкеты. Вопросы
были разные, но ко всем без исключения вы подошли серьёзно.
(Слайд №2)
Вопрос №1. Что больше всего я ценю в человеке? На первом месте у вас
порядочность, потом доброта, честность, справедливость, искренность,
скромность, умение общаться, внешность.
Что больше всего я
ценю в человеке?
•
Порядочность
•
доброту
•
честность
•
справедливость
•
искренность
•
скромность
•
умение общаться
•
внешность
Вопрос №2. Что я больше всего не люблю в людях? Когда они развязно
ведут себя, нецензурно выражаются, делают гадости, лицемерят, когда
они слишком высокого мнения о себе, когда они придуриваются, когда
предают друзей, когда врут, когда они дружат с тобой не из-за того, что
хотят дружить, а из-за того, что им что-то надо.
4
Что я больше всего не люблю в
людях?
•
Когда они развязно ведут себя
•
нецензурно выражаются
•
делают гадости
•
лицемерят
•
когда они слишком высокого мнения о
себе
•
когда они придуриваются
•
предают друзей
•
когда врут
•
когда они дружат с тобой не из-за того,
что хотят дружить, а из-за того, что им
что-то надо.
Вопрос №3. Каким учеником считают меня учителя? Они считают, что я
могу хорошо учиться, но не хочу этого, а я , наоборот, хочу, но не могу;
нетупым учеником, но им не нравится моё поведение, болтливым,
старательной, необычной, умеющей высказывать своё мнение.
Каким учеником
считают меня учителя?
•
я могу хорошо учиться, но не хочу
этого, а я , наоборот, хочу, но не
могу
•
Не тупым учеником, но им не нравится
моё поведение
•
болтливым
•
старательной
•
необычной
•
умеющей высказывать своё мнение.
Вопрос №4. Моя жизненная цель: окончить институт, состояться как
личность, достойно жить, создать хорошую семью, объехать вокруг
света.
Моя жизненная цель
•
окончить институт
•
состояться как личность
•
достойно жить
•
создать хорошую семью
•
объехать вокруг света.
Вопрос №5. Для достижения этой цели мне предстоит: много работать над
собой, отказаться от развлечений, не спать ночами, много учиться,
повысить творческий уровень мышления.
Для достижения этой
цели мне предстоит
•
много работать над собой
•
отказаться от развлечений
•
не спать ночами
•
много учиться
•
повысить творческий уровень
мышления.
5
Приятно отметить, что повесть «Отчаянная осень» помогла вам задуматься о
себе, о том , какое место в жизни вы уже занимаете и чего хотите от неё. Из анкет
я узнала: вы поняли, что основной критерий нравственного взросления – это
неудовлетворённость собой, сочетающаяся с глубокой заинтересованностью с
совершенствовании. Возраст героев повести и ваш совпадают. Многие учащиеся
10 Б хотели бы быть похожими на того или иного героя А вот сейчас прозвучат
несколько стихотворных загадок. Попробуйте отгадать, к кому из ваших
одноклассников относятся эти строки.
Ученик 1.
Как здорово, что мне пятнадцать!
Что путаница в голове,
Хочу босая пробежаться
По снегу, будто по траве.
Ученик 2.
Горят ночные фонари.
И, что ни говори,
Сегодня я на них похож.
Ты только посмотри.
Такой же длинный и худой.
Такой же молодой
И, вроде них, кажусь себе
Немножечко звездой.
Ученик 3.
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем искать? Зачем терять?
Зачем былое вспоминать?
Зачем на свете нужен труд?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Если вам понравились стихи, то вы можете взять их у своих товарищей. И тогда
они долго будут напоминать вам эту повесть и это занятие. А я знаю ещё одно
стихотворение:
В жизни по разному можно жить:
В горе можно, и в радости…
Вовремя есть, вовремя пить,
6
Вовремя делать гадости…
А можно и так:
На рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его ЛЮДЯМ!!!
Сергей Островой
Так что выбирайте…
Итак, повесть Галины Щербаковой прочитана, обсуждена.А не кажется ли вам,
что повесть можно было назвать иначе? Отвечает ли название повести её
содержанию? (Выступления учащихся).
Исполнение песни «Детство моё, постой…»
7