Автор: Масьянова Людмила Валериановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1" г. Новомосковск ОСП "Сокольническая ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Ключевые моменты деятельности концертмейстера для решения проблем, возникающих в подготовке к концертному выступлению ученика – домриста
Раздел: дополнительное образование
Ключевые моменты деятельности концертмейстера для решения проблем,
возникающих в подготовке к концертному выступлению ученика – домриста
Концертмейстер - это в первую очередь музыкант.
Концертмейстер должен
обладать
поистине
универсальными
качествами.
Быть
хорошим
пианистом
и
ансамблистом, бегло читать с листа, знать специфические особенности солирующего
инструмента, его штриховую и артикуляционную специфику звукоизвлечения. Важно
также умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать ученику в
случае допущенной ошибки, уметь поддержать его во время выступления, быть
внимательным и находчивым в неожиданных ситуациях. Концертмейстер помогает
ученику преодолевать все проблемы, возникающие в процессе обучения и подготовки к
выступлению. В концертмейстере должны переплетаться творческие, педагогические,
исполнительские и психологические функции. Все эти качества необходимы в работе с
юными музыкантами в детских музыкальных школах.
Подготовка
к концертному выступлению требует от ученика – домриста,
концертмейстера и педагога максимального напряжения сил, предельной концентрации на
музыкальном материале. Каковы же основные проблемы, возникающие в процессе
подготовки к концертному выступлению и какова роль концертмейстера в этой работе?
Если сравнивать работу концертмейстера со студентами музыкальных училищ и с
учащимися детской музыкальной школы, то существует разница. В первом случае мы
имеем дело с почти состоявшимися музыкантами, со своим большим музыкальным
опытом, накопленным репертуаром. Здесь концертмейстер больше идет за солистом,
сохраняя его индивидуальность.
Во втором случае - это ученик музыкальной школы, который только начинает
познавать законы музыки, форму, стили, правила звукоизвлечения, он учится играть и
понимать, что он исполняет.
Здесь концертмейстер берет на себя роль ведущего,
помогает солисту – ученику почувствовать уверенность, преодолевая вместе с ним все
трудности. И в этом процессе концертмейстер является примером для ученика – солиста.
Своей игрой, знанием музыки, умением держаться на сцене во время исполнения
произведения концертмейстер вместе с педагогом помогают ученику подготовиться к
ответственному выступлению, усиливая мотивацию у ученика к обучению.
Огромный период проходит в классе. Работа концертмейстера начинается с
первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением проходит при его
непосредственном участии. Ученик твердо знает, что один раз в неделю он будет играть с
концертмейстером. Это дисциплинирует ученика, накладывает на него ответственность в
подготовке домашнего задания, ведь он будет выступать как настоящий артист в
сопровождении опытного пианиста.
Сохранение контингента в классе домры – это очень важная проблема в работе
музыкальной школы. Нужно находить разные способы и методы, чтобы удержать
ученика, сохранить у него желание учиться. И здесь перед концертмейстером и педагогом
возникает проблема с первого урока заинтересовать ученика музыкальным материалом,
который ему предлагают. Он должен услышать его целиком, в нужном темпе и характере.
Можно прослушать произведение в записи. Но лучше, чтобы ученик услышал живое
звучание в исполнении своего педагога и концертмейстера. Здесь хочется добавить, что
полезным бывает совместное музицирование или создание профессионального ансамбля
концертмейстера
и
педагога,
что
приведет
к
взаимопониманию
не
только
в
исполнительском, но в психологическом плане, а также благотворно воздействует на
музыкальное воспитание ученика. Ученик должен видеть своего педагога вместе с
концертмейстером выступающими на сцене.
В процессе работы в школе не должно возникать никаких проблем между
педагогом и концертмейстером. Большое значение для эффективности работы имеет
характер общения концертмейстера и педагога, от этого зависит не только музыкальные
успехи ученика, но и воспитание его как человека. Ученик должен чувствовать, что
концертмейстер заинтересован в положительном результате работы. Очень важно
творческое взаимодействие между концертмейстером и педагогом, ведущим класс домры.
Они
совместно
помогают
ученику
овладеть
произведением,
подготовить
его
к
концертному выступлению.
Считается, что на уроке концертмейстер должен молчать и выполнять все
требования педагога. Это правильно, не спорить с педагогом при ученике, не показывать
свое недовольство на замечания педагога или его пожелания. Но в случае несогласия в
трактовке того или иного произведения в целом, или отдельного эпизода, концертмейстер
может предложить свое понимание после урока, наедине с педагогом. И уже в споре
будет
рождаться
истина.
Удачными
во
всех
отношениях
профессиональными
выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога –
концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и
корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и
принять пожелания педагога имеют творческий и успешный «союз», и в результате
прочные
успехи
учеников.
Творческий
процесс
или
творческий
«союз»
-
это
неотъемлемая часть для достижения поставленных целей.
Для успешной работы концертмейстер должен стать другом и наставником
ученика, тогда возникнет творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на
раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения.
Концертмейстер в детской музыкальной школе - это прежде всего педагог –
пианист, который преподает фортепиано. И если ученик – домрист посещает общий курс
фортепиано у своего концертмейстера, то это является дополнительным положительным
моментом
в их творческом содружестве. У ученика будет
полное доверие к
концертмейстеру, так как концертмейстер знает все его слабости и достоинства, и
обязательно поможет и поддержит во время исполнения.
Не всегда репертуар, исполняемый концертмейстером, бывает ему технически
доступен. Аккомпанементы произведений для домры встречаются технически сложными,
но именно это дает необходимую поддержку солисту. Иногда подвижность домры
превышает
подвижность пальцев пианиста. Для некоторых концертмейстеров это
является проблемой, так как требует от него хорошей технической подготовки. Именно
поэтому,
концертмейстер
должен
научиться
профессионально
владеть
роялем.
Допускаются
упрощения
фактуры,
конечно,
не
в
ущерб
музыке,
но
все
же,
концертмейстеру лучше овладеть технической стороной исполнения в совершенстве, не
обеднять богатство красок в сопровождающей партии – это придаст выступлению
лучшую звучность. Здесь стоит сказать о таких необходимых для концертмейстера
качествах как профессиональное мастерство, наличие воли, внимательное отношение к
ученику, ответственность, трудолюбие.
Концертмейстер может спасти слабую игру домриста или испортить хорошую. Это
зависит от мастерства концертмейстера. И это тоже является проблемой для некоторых
неопытных концертмейстеров. Игра концертмейстера должна быть выразительной.
Концертмейстер должен поддерживать солиста в кульминациях, но вместе с тем
вовремя уступить и вовремя повести, не заглушить его,
при необходимости быть
незаменимым и всегда чутким помощником. Баланс в звучании – это очень важный
момент успешного выступления. Концертмейстер обязан слышать соотношение звука, и
не увлекаться только своей игрой.
Проблема
многих
учеников
музыкальной
школы
–
это
ритмическая
неустойчивость. Должен ли концертмейстер диктовать свою волю ученику – солисту во
время концертного исполнения, задавая темп и ритм. Бывает, что ученик во время
выступления склонен к суете, ускорению в темпе. В этих случаях концертмейстер должен
идти за ним, но при удобном случае в тексте, например во время проигрыша,
концертмейстер может незаметно повернуть ученика в нужное русло. Концертмейстер
должен неотступно следовать за юным солистом, даже если тот путает текст, не
выдерживает паузы или удлиняет их. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких
моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок. Важен вопрос
фортепианного вступления – оно должно настроить солиста на характер произведения, но
необходимо быть аккуратным в силе звучания, соразмеряя свою игру со звуковыми и
эмоциональными возможностями ученика, его возрастом. Важно заранее отрепетировать
прием вступления, если вступление одновременное. Взгляд друг на друга, кивок головой.
«Ауфтакт» - этому надо научить как можно раньше, еще в классе ученик должен
научиться показывать концертмейстеру начало игры. Концертмейстеру самому сделать
это не сложно, но не надо лишать ученика самостоятельности, не надо давать ему терять
инициативу необходимую для солиста.
С учащимися младших классов, в случае
отсутствия
вступления
в
музыкальном
произведении,
можно
ввести
небольшую
однотактовую настройку, чтобы внести настроение, которое проходит через все
произведение, а так же с целью помочь взять нужный темп солисту.
Даже переворот страниц может обернуться проблемой для концертмейстера. И этот
момент должен быть отрепетирован концертмейстером. Бывает, что пропущенный аккорд
при перевороте, или другая «помарка» может сбить ученика и даже привести к остановке.
Концертмейстер должен продумать все организационные детали.
Одна
из
проблем,
возникающая
в
процессе
подготовки
к
концертному
выступлению – это воспитание психологической устойчивости во время игры. На сцене
испытывают волнение и концертмейстер и ученик. Каждый ищет свой путь, свои методы
воздействия, свой способ преодоления излишних эмоций. Лучшее «лекарство» и для
ребенка и для взрослого – это практика. Чем чаще музыкант выходит на сцену, тем
меньше волнуется. Поэтому, готовясь к серьезному концертному выступлению, например,
к конкурсу, ученик должен много раз выйти на сцену для игры перед любой публикой.
В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе концертных выступлений,
концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять
излишнее нервное напряжение ученика, негативное настроение перед выходом на сцену,
способен найти яркую подсказку для артистического настроя. Как мы знаем, очень важное
значение имеет сценическое поведение ученика. Внешний вид, сам выход на сцену,
поклон. Воспитание этих качеств может взять на себя концертмейстер, так как они вместе
должны делать это одинаково красиво и с достоинством, даже если случилось так, что
выступление оказалось провальным. Концертмейстер,
находясь на сцене рядом с
учеником, может своим взглядом настроить солиста на произведение, улыбнуться,
воодушевить, дать понять, что у него есть надежная поддержка в лице концертмейстера,
а потом помочь пережить неудачи, разъяснить их причины. Ни в коем случае не ругать
при неудачах, чтобы не развить в ученике боязнь публичных выступлений.
Важным условием для решения многих проблем, а так же для успешной работы с
учеником
является
постоянное
сотрудничество
педагога
с
родителями.
Но
и
концертмейстер тоже должен участвовать в этом сотрудничестве. Родительские собрания
с
концертами
учащихся,
концерты
в
детских
учреждениях
города,
где
всегда
присутствуют родители. Они должны видеть и понимать, что концертмейстер и их
ребенок – это одно целое во время выступления на сцене. И, конечно, они слышат и
понимают разницу в звучании произведения. Ведь домашняя игра – это звучание только
одного инструмента, а здесь зазвучит «целый оркестр». И даже непрофессиональный
слух отметит, как красиво зазвучала домра, рояль озвучил ее, но и домра своим тембром
тоже обогатила звучание рояля.
И в заключении хочется сказать, что концертмейстер должен любить свою
специальность. Для ученика – домриста
концертмейстер – это помощник, друг,
наставник, тренер и педагог. В случае необходимости, а она всегда существует, не
считаться со своим личным временем и проводить дополнительные репетиции для
учащихся, которые готовятся к концертам. Это нужно для достижения полного слияния
двух инструментов, для синхронности исполнения, и, конечно, для воспитания хорошего
музыканта.
И еще, концертмейстеры должны слушать других концертмейстеров. Посещать
концерты лучших домристов, скрипачей, оркестров, чтобы слышать, как играют лучшие
концертмейстеры, учиться у них и набираться опыта. И тогда легче будет решать все
проблемы, возникающие в процессе работы с учениками музыкальной школы.