Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта учащихся ДМШ, ДШИ"


Авторы: Масьянова Людмила Валериановна, Дегтярёва Ольга Александровна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1" г. Новомосковск ОСП "Сокольническая ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта учащихся ДМШ, ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие эмоционального интеллекта учащихся ДМШ, ДШИ»

Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в

школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное

становление детей, совершенствование их самосознания. Значение эмоций в школьном

возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении

личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его

более интересным и для окружающих, и для самого себя.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и

подвергать критической оценке эмоции.

Эмоциональный интеллект рассматривается как духовная способность, связанная с

пониманием человека, как своих переживаний, так и переживаний других людей. Умение

управлять своими переживаниями составляет сущность эмоционального интеллекта.

Умение следить за своими эмоциями – это важный навык как в повседневной жизни, так и в

карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей

и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и

помогает людям строить более успешную карьеру (и жизнь).

Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный

интеллект можно развивать.

Эмоциональный

интеллект

не

существует

отдельно

от

интеллекта,

это

не

его

противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного

интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека

не будет высокого IQ.

Эксперты Всемирного экономического форума в 2020 году внесли ЕQ в топ – десяти

наиболее важных навыков.

Способности эмоционального интеллекта

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Потому что ЕQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Если эмоциональный

интеллект имеет низкий уровень (алекситимия), то

- происходит затруднение в осознании и определении собственных эмоций и эмоций других

людей;

- не способность разобраться в эмоциональном аспекте музыкального произведения;

- не умение ярко выразить эмоциональную составляющую произведения;

1

Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в

работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и

вести их за собой.

- учит контролировать свои эмоции;

- способствует сознательно влиять на свои эмоции;

- учит определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть;

- улучшает мышление, влияет на школьные успехи.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной

книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году

Даниэл

Гоулман

выводит

формулу

успеха,

где

на

первый

план

выводит

не

происхождение,

наследственность,

образование,

которое

безусловно

влияет

на

состоятельность человека, а уникальное сочетание интеллектуальных способностей и

эмоциональной чувствительности. В соответствии с современными исследованиями,

успешность человека на 80% зависит от коэффициента эмоционального развития, и лишь

на 20% - от коэффициента развития умственного.

Это подтверждает исследование одной из западных компаний (Egon Zehnder). Они

проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым

эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех.

Музыка

рассматривается

как

средство

развития

эмоционального

интеллекта.

Американский психолог Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта

делит интеллект на восемь типов, один из которых — музыкальный. В его основе лежит

способность анализировать музыкальный материал, использовать соответствующие

знания и просто наслаждаться музыкой.

Этот

тип

интеллекта

определяют

не только знания (например,

нотной

грамоты)

или природный дар (вроде умения точно воспроизводить мелодию на слух) — важен

баланс и того, и другого.

Музыкальный интеллект есть у каждого, как голос, но развит он в разной степени.

Прокачать его можно только одним способом – через «общение с музыкой». Причем для

этого вовсе не обязательно быть исполнителем – умение слушать тоже очень ценится.

Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное развитие человека ещё в

Античности. Немецкий философ Г. Гегель утверждал, что разум безжизнен без чувства.

Связь эмоций и сознания рассматривалась ранее, в том числе в трудах отечественных

психологов (А.Ф. Лазурского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева).

Поскольку понятие эмоционального интеллекта напрямую связано с духовными

проявлениями личности, то нельзя не выявить и прямую связь качества ЕQ и уровня

2

культурного, эстетического развития человека. И именно в этой связи музыкальное

воспитание выходит на первый план и рассматривается как средство развития

В музыке скрыт огромный потенциал воздействия на чувства человека, его душевное

состояние, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Музыка при

помощи своих выразительный средств способна моделировать основные эмоциональные

состояния-переживания. Это дает возможность для использования музыки в качестве

инструмента для развития эмоционального интеллекта.

- занятия музыкой развивает способность работать в режиме многозадачности. Ритм,

музыкальная динамика и создание эмоционального образа под воздействием музыки —

на все это одновременно реагирует мозг и музыканта, и слушателя. Таким образом, под

воздействием музыки формируется способность к быстрому переключению внимания;

- прослушивание музыки во время работы и выполнения разного рода задач способствует

концентрации внимания и креативности, делает человека продуктивнее;

- считается, что ударники, например, лучше «дружат» с математикой, благодаря

развитому чувству ритма и счету. Ученики, обучающиеся в музыкальной школе, быстрее

усваивают информацию. Научно обосновано, что музыканты обладают высокими

способностями к иностранным языкам.

- школьник с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействует со

сверстниками, быстро заводит друзей. Если такой ребенок почувствует, что другому что-

то не нравится, он вовремя среагирует и поменяет поведение.

Какие действия необходимо применять на уроках специальности для развития

эмоционального интеллекта?

- развивать эмоциональное и выразительное исполнение произведения;

- учиться понимать, представлять, обсуждать и анализировать музыку многих стилей и

жанров, произведений русских и зарубежных композиторов;

- развивать добрые чувства и сопереживание;

В музыкальной психологии и педагогике искусства описаны специальные методы работы,

направленные на эмоциональные постижения произведения, развитие эмоциональной

составляющей музыкального мышления.

Методы и приёмы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у учащихся

на уроках специальности:

Наглядный метод.

3

Имеет несколько разновидностей: наглядно-слуховой (показ педагогом произведения,

прослушивание

аудиоматериала),

наглядно-зрительный

(показ

репродукций,

иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.);

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает

определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему

творчеству.

Есть дети, которым сложно выражать свои чувства даже в жизни, а тем более в музыке.

Задача педагога обсуждать музыку с учеником, учить его выражать свои чувства.

Здесь поможет - Словесный метод. К нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог. В

музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой

информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное

общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки

речь должна быть не бытовой, а образной. Сочинить свою сказку по музыкальному

произведению,

придумать подтекстовку,

выбрать стихотворение,

соответствующее

настроению исполняемой музыки. Это поможет ярче раскрыть музыкальный образ.

Практический

метод,

его

еще

называют

художественно-практическим

-

это

формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства

художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на

практике, в частности, в процессе игры. То есть создать музыкальный образ через

средства музыкальной выразительности.

Наглядно-зрительные метод.

Показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий.

Используя репродукции картин великих мастеров живописи,

проектируя их на

музыкальный материал, можно заниматься эмоциональным воспитанием, развитием

эмоционального интеллекта.

Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное

произведение через актуализацию собственного жизненного опыта. В основе этого метода

лежит приём эмпатии – это способность отождествлять себя с кем-либо или чем-либо,

сопереживать объекту, вживаться в объект, вживаться в образ, представлять себя на его

месте.

Эмоционально-образный метод основывается на образном и ассоциативно – образном

мышлении учащихся. Используется с целью развития воображения и фантазии ученика.

Применяя этот метод, можно комбинировать способы художественной выразительности.

Метод исследовательской деятельности. Это способность и готовность обучающегося

самостоятельно осваивать и получать новые знания.

4

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной

инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она

побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и

отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества

и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.

Умение найти нужный материал, открыть музыкальную энциклопедию, исследовать

историю создания произведения, особенности творчества композитора – это важный

момент в понимании замысла изучаемого произведения.

В результате применения этих и других методов мы добиваемся следующих показателей в

работе:

дети учатся владеть своими чувствами,

развивают умение генерировать в себе те эмоции, которые необходимо выразить

через музыку,

эмоции становятся более осознанными и осмысленными

учатся быть эмоционально и физически готовыми проявить свое мастерство в

нужный момент при исполнении музыкальных произведений.

уходит лишнее сценическое волнение

данные приемы позволяют развить творческое воображение детей,

активизировать умственную деятельность,

обогатить эмоциональный и речевой словарь,

Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать

основные эмоциональные состояния - переживания, следовательно, может быть

использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта.

-

В процессе индивидуальных и коллективных занятий музыкой, в которых

развивается слух и эмпатия, чувство ритма, музыкальное мышление, задача

формирования эмоционального интеллекта может быть успешно решена.

Список использованной литературы

1. Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект

для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-

2. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер,

2014

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ —

М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9

4. Кедэврис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М.

Кетс де Врис ; пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 280

5

5. Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — ISBN 978-

966-415-016-0.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1969

6



В раздел образования