Автор: Огородникова Александра Егоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1" г. Новомосковск
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Ансамблевое исполнительство как необходимое составляющее в формировании музыканта"
Раздел: дополнительное образование
Ансамблевое исполнительство как необходимое составляющее в
формировании музыканта.
Современная музыкальная педагогика, наряду с индивидуальным
подходом к детям, который является основным в работе по специальности,
уделяет все более пристальное внимание развитию навыков ансамблевой
игры учащихся, которая является одним из важнейших вопросов теории и
практики музыкального обучения. Игра в ансамбле воспитывает
профессиональные качества инструменталиста – исполнителя, которые
невозможно охватить на индивидуальных уроках, а также способствует
закреплению навыков, приобретенных на уроках специальности.
Ансамблевое исполнительство позволяет выйти за рамки индивидуального
обучения и тем самым, интенсивно воздействовать на развитие музыкальных
способностей детей на основе совместного музицирования.
Многовековое развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что
инструментальное исполнительство немыслимо без ансамблевого
музицирования. На практике преподаватели применяют различные формы и
составы ансамблей. Музыкально – выразительные возможности гитары в
ансамбле выявляются с точки зрения основных средств музыкальной
выразительности на примере наиболее распространенных, « традиционных»
составов – гитара – флейта, две гитары. Характерными особенностями
состава гитара – флейта являются: широкие, разнообразные, темброво –
колористические возможности; естественный динамический баланс
ансамбля; особое сочетание духового и струнного щипкового инструмента,
имеющего древнюю историю.
В связи с этим артикуляционное своеобразие ансамбля гитара – флейта
заключается в различных вариантах использования двух видов флейтовой
атаки – острой и мягкой, - в соединении с гитарной ногтевой щипковой
атакой, рождающих интересные штриховые комбинации.
В сочетании с « поющими» инструментами (флейта, дальше и домры)
усиливается метроритмическая функция гитары, этим обусловлено частое
применение специфических приемов (расгеадо, тамбурин, пицц.), а также
различных комбинаций приемов, способствующих усилению метроритма.
Возможность гибкого варьирования тембров гитары в « смешении» с
тембрами флейтовых (домровых) регистров способно создавать множество
необычных тембровых сочетаний – от тончайших « акварельных» до
достаточно острых контрастных, что позволяет выражать широкий спектр
музыкальной образности.
Специфика гитарного дуэта во многом заключается в том, что в нем
участвуют два одинаковых, одноименных инструмента. Трактовка подобного
ансамбля двоякая: - слияние инструментов по качественным
характеристикам, обусловленное практически равными выразительными
возможностями – динамическими, тембровыми, артикуляционными,
техническими и т. д. Дифференцирование инструментов, заключающееся в
использовании выразительных средств каждого инструмента,
проявляющееся с одной стороны, в распределении функций в фактуре, с
другой – в индивидуальных (физических и психологических) особенностях
каждого участника ансамбля. Существует особая привлекательность,
выражающаяся в своеобразной динамике этих тенденций, в результате
которой музыкально – выразительные возможности ансамбля раскрываются
во всем многообразии – от полного слияния до максимального
контрастирования партий. Разнообразие и многосторонность фактурных
возможностей гитарного дуэта предоставляет особенно большой простор для
творческой фантазии и не случайно подобный состав получил наибольшее
распространение в музыкальной практике.
Значительная часть репертуара – это произведения гитарной классики.
Бесспорно – классика была и остается самым прекрасным фундаментом, на
котором стоит все огромное «здание» музыкально – педагогического
процесса.
Традиционные домровые дуэты. В таком ансамбле каждый голос
солирующий, выполняет свою функциональную роль. Каждому участнику
следует не только владеть свободно своей партией, но и отчетливо
представлять партию партнера. В домровых ансамблях однородность
тембров должна восполняться более тонкой динамикой. Яркая динамика,
внезапные контрасты силы звучания влияют на фразировку и на композицию
произведения в целом. Без этого общее исполнение становится
бессмысленным. Создание единой во всех деталях динамики – обязательное
условие технически грамотной игры. Тембр требует от домриста не меньшей
проработки, чем динамика. Способами выявления их действенности, как
известно, является контраст, аналогия, постепенное преобразование.
Наиболее яркими выразительными средствами домры следует, конечно,
признать ее кантилену и техническую подвижность. Кантилена
тремолирующей домры, завидная ритмическая четкость и феерическая
пассажная беглость, бесконечная множественность характера
соприкосновения медиатора и пальцев человеческой руки со струной – все
это выделяет домру, как оригинальный и ярко выразительный музыкальный
инструмент и требует от музыкантов, стремящихся к исполнительскому
совершенству, настойчиво работать над повышением самой культуры
домрового исполнительства. Сложно исполнять пьесы кантиленного
характера, где «все на виду», где все недочеты исполнения видны, как на
ладони. Основным приемом исполнения кантилены у домристов является
тремоло – один из самых выразительных и самых трудных для освоения
приемом. Это многокрасочная звуковая палитра, при помощи которой
музыкант – домрист передает характер произведения. То или иное звучание
тремоло зависит от многих причин, связанных с синхронностью рук,
частотой тремоло, местом звукоизвлечения, качеством инструмента и
медиатора, а также особенностей каждого исполнителя. Каждый человек
индивидуален. У одного тремоло может быть мягкое, насыщенное, связаное
с физиологическими особенностями – идет изнутри, а у другого - больше
идет от ритмической (технической) оснащенности. Частота тремоло – можно
сказать, величина непостоянная. Она изменяется в соответствии с динамикой
и характером произведения. Всякое ускорение движения вызывает
увеличение напряжения мышц руки, что отражается в звучании. Обычно в
лирических произведениях частота тремоло будет меньше, в драматических
больше. Главным, определяющим фактором должно быть не количество
ударов на каждую ноту, а конечный результат – создание выразительной
певучести мелодии.
Ярко и привлекательно звучит народная музыка в исполнении домрового
ансамбля. Давая детям в репертуар обработки, вариации, концертные пьесы
на темы народных мелодий педагог – музыкант – народник решает очень
важную проблему – воспитание любви к народной музыке, сохранение
традиций и понимание роли народного начала в искусстве. Ну, а русская
песня - это та почва, на которой произросла русская музыкальная культура,
родились и развивались русские народные инструменты.
Одна из самых сложных форм ансамблевой игры – унисон, где
формируются прочные навыки ансамблевой игры. Унисон интересен
зрительно и в сценическом отношении.
Безусловно, и гитара, и домра, могут и должны занять достойное место в
современной камерной музыке, что будет способствовать обогащению и
дальнейшему развитию данного вида искусства.