Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Консультационный центр как инновационная модель
социального партнерства ДОУ и семьи
Основным
критерием
«инновационности»
является
повышение
эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Любая инновация, используемая в педагогической практике, относится
к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не
меняет базисную организацию педагогической помощи (в том числе
диагностической,
методической,
коррекционной),
а
лишь
локально
модифицирует её методическую составляющую.
Основная идея инновационной модели КЦ заключается в реализации
возможностей
ДОУ
предоставить
качественную
профессиональную
психолого-педагогическую поддержку родителям, в чьих семьях дети от 2
месяцев до 8 лет, не посещающих ДОУ, включая детей с ОВЗ и
инвалидностью, для диагностики и сопровождения на ранних этапах
развития ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг
друга.
Поэтому
так
важно
для
успешного
воспитания
детей
установление партнерских отношений между дошкольным образовательным
учреждением
и
родителями.
Необходимость
взаимодействия
и
сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий
времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих
сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения
партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей
воспитанников,
которое
достигается
доверительным
общением,
взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга,
их
отношения
предполагают
равенство
сторон,
взаимность,
доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в
воспитании, располагая к диалогу.
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во
многом
связаны
с
их
недостаточной
психолого-педагогической
компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на
сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы
каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная
помощь специалистов. И здесь на помощь родителям приходит новая, но уже
полюбившаяся, пользующаяся все большей и большей популярностью форма
дошкольного образования - консультационный центр, который существует
на базе нашего детского сада.
Основные задачи консультационного центра:
-оказание помощи родителям (законным представителям) по различным
вопросам воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по
различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного
возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям)
воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, в
обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего
воспитанника детского сада.
В приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского
просвещения. Служба ранней помощи консультационного центра оказывает
эффективную поддержку семьям с детьми, повышает педагогическую
грамотность родителей, информирует их о возможностях образовательного
процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи.
Родители знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания на
примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной
адаптации и интеграции ребенка в общество, особенно если ребенок с ОВЗ.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям
(законным представителям) строится на основе интеграции деятельности
специалистов:
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
музыкального
руководителя, воспитателя.
Практика общения с родителями позволяет выявить наиболее типичные
проблемы,
волнующие
взрослых,
обращающихся
за
консультативной
помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу
специфики
заболевания.
Данная
проблема
связана,
прежде
всего,
с
необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям
в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского
сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых,
которая представлена разным составом: родители, бабушки, опекуны;
-нарушение
развития
речи
у
детей.
У
многих
детей
отмечается нарушение звукопроизношения,
задержка
речевого
развития,
нарушение развития всех компонентов языковой системы;
-
готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует
родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с
необходимостью
выбора
образовательного
учреждения
для
обучения
ребёнка, особенно если это ребенок с ОВЗ.
Формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного
центра:
1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и
электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование,
подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Обращения родителей по электронной почте, в соц.сетях или по телефону.
3.
Консультирование
родителей
— индивидуальное
и
групповое.
Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с
учётом
особенностей
развития
детей.
4. Практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение
мастер-классов, тренингов взаимодействия родителей с детьми .
5. Использование ИКТ. Изучение нового с помощью презентаций.
Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-
пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Особой
популярность пользуются странички КЦ с Телеграмме, ВК, сайт ДОУ.
Однако следует отметить ряд трудностей по работе консультационного
центра:
- с целью привлечения к деятельности консультационного центра педагогам
приходится неоднократно информировать
родителей, напоминать им о
необходимости
посещения
центра;
- отсутствие в учреждении специалиста - учителя-дефектолога. Как правило,
эта помощь необходима детям, имеющим различные нарушения в развитии и
нуждающиеся в комплексной помощи специалистов;
-
отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к
неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение
требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-
педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную,
тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра.
Подводя итог календарного года, специалисты нашего центра
отмечают
рост
посещаемости
со
стороны
родителей.
Считаем, что это - положительный результат, он достигается только
при
объединении
семьи
и
детского
сада
в
одно
образовательное
пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между
педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства
ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой
конкретной семьи.