Напоминание

"Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Консультационный центр как инновационная модель

социального партнерства ДОУ и семьи

Основным

критерием

«инновационности»

является

повышение

эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в педагогической практике, относится

к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не

меняет базисную организацию педагогической помощи (в том числе

диагностической,

методической,

коррекционной),

а

лишь

локально

модифицирует её методическую составляющую.

Основная идея инновационной модели КЦ заключается в реализации

возможностей

ДОУ

предоставить

качественную

профессиональную

психолого-педагогическую поддержку родителям, в чьих семьях дети от 2

месяцев до 8 лет, не посещающих ДОУ, включая детей с ОВЗ и

инвалидностью, для диагностики и сопровождения на ранних этапах

развития ребенка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг

друга.

Поэтому

так

важно

для

успешного

воспитания

детей

установление партнерских отношений между дошкольным образовательным

учреждением

и

родителями.

Необходимость

взаимодействия

и

сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий

времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих

сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения

партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей

воспитанников,

которое

достигается

доверительным

общением,

взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.

Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга,

их

отношения

предполагают

равенство

сторон,

взаимность,

доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в

воспитании, располагая к диалогу.

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во

многом

связаны

с

их

недостаточной

психолого-педагогической

компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на

сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы

каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная

помощь специалистов. И здесь на помощь родителям приходит новая, но уже

полюбившаяся, пользующаяся все большей и большей популярностью форма

дошкольного образования - консультационный центр, который существует

на базе нашего детского сада.

Основные задачи консультационного центра:

-оказание помощи родителям (законным представителям) по различным

вопросам воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и

дошкольного возраста;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)

воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по

различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного

возраста;

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям)

воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, в

обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего

воспитанника детского сада.

В приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского

просвещения. Служба ранней помощи консультационного центра оказывает

эффективную поддержку семьям с детьми, повышает педагогическую

грамотность родителей, информирует их о возможностях образовательного

процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи.

Родители знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания на

примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной

адаптации и интеграции ребенка в общество, особенно если ребенок с ОВЗ.

Организация коррекционно-педагогической помощи родителям

(законным представителям) строится на основе интеграции деятельности

специалистов:

учителя-логопеда,

педагога-психолога,

музыкального

руководителя, воспитателя.

Практика общения с родителями позволяет выявить наиболее типичные

проблемы,

волнующие

взрослых,

обращающихся

за

консультативной

помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу

специфики

заболевания.

Данная

проблема

связана,

прежде

всего,

с

необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям

в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;

- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского

сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых,

которая представлена разным составом: родители, бабушки, опекуны;

-нарушение

развития

речи

у

детей.

У

многих

детей

отмечается нарушение звукопроизношения,

задержка

речевого

развития,

нарушение развития всех компонентов языковой системы;

-

готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует

родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с

необходимостью

выбора

образовательного

учреждения

для

обучения

ребёнка, особенно если это ребенок с ОВЗ.

Формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного

центра:

1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и

электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование,

подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).

2. Обращения родителей по электронной почте, в соц.сетях или по телефону.

3.

Консультирование

родителей

— индивидуальное

и

групповое.

Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с

учётом

особенностей

развития

детей.

4. Практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение

мастер-классов, тренингов взаимодействия родителей с детьми .

5. Использование ИКТ. Изучение нового с помощью презентаций.

Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-

пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Особой

популярность пользуются странички КЦ с Телеграмме, ВК, сайт ДОУ.

Однако следует отметить ряд трудностей по работе консультационного

центра:

- с целью привлечения к деятельности консультационного центра педагогам

приходится неоднократно информировать

родителей, напоминать им о

необходимости

посещения

центра;

- отсутствие в учреждении специалиста - учителя-дефектолога. Как правило,

эта помощь необходима детям, имеющим различные нарушения в развитии и

нуждающиеся в комплексной помощи специалистов;

-

отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к

неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение

требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-

педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную,

тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра.

Подводя итог календарного года, специалисты нашего центра

отмечают

рост

посещаемости

со

стороны

родителей.

Считаем, что это - положительный результат, он достигается только

при

объединении

семьи

и

детского

сада

в

одно

образовательное

пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между

педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства

ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой

конкретной семьи.



В раздел образования