Напоминание

"Проектная деятельность в группах среднего дошкольного возраста в ДОУ"


Автор: Корелина Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Мишутка"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Консультация
Тема: "Проектная деятельность в группах среднего дошкольного возраста в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность в группах среднего дошкольного возраста в ДОУ»

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-

правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине

образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное

учреждение должно:

• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

• обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;

• помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес,

учитывая их социальный опыт;

• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить

и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных

задач перед образовательным учреждением и нами — педагогами. Сегодня одним из наиболее

ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей,

является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который

разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект — есть всякое

действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,

лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом,

оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками

воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления»

взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах,

снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно

искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой

деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это

направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек

может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие

требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых

сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная

деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый

ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную

деятельность можно представить, как способ организации педагогического процесса,

основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.

Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы

чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и

приобретают все новые умения.

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой

личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей детей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

• Развитие речи детей

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а

затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;

• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской

деятельности.

• в своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей —

индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного

отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств

обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство

заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с

удовольствием ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды в

группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей

действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации,

экспериментирования, опытов. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали

предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования

и проведения опытов, и рассказывали об этом. Дети фиксировали выводы, делали зарисовки

опытов в дневнике наблюдений. Кроме этого дети совместно с родителями уже дома

продолжали экспериментировать, закреплять знания, полученные в детском саду.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры,

проведены словесные игры, изучена художественная литература, энциклопедии по темам

проектов, проведены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физ. минутки, при помощи

которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую,

познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и

являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности

для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Мною были реализованы групповые проекты:

Краткосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект «Мой

город».

Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический, творческий проект «Умный

малыш».

Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический проект в средней группе

«Огород на подоконнике».

Долгосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект

«Волшебный мир природы».

В нашем ДОУ активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством

информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а

также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и

удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями был подготовлен «Огород на подоконнике», проведены

выставки рисунков и поделок «экокаленарь 2020», «пчела и человек», создан фотоальбом «Я и

моя семья», создан макет «мой город», дети участвовали в творческих конкурсах различных

уровней, где получили призовые места.

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие

гостиные, встречи с интересными людьми, организовывались экскурсии, которые подводили

итог нашей совместной деятельности.

Основные этапы работы над проектами:

Целеполагание:

• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на

определенный отрезок времени;

• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать? Что

нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;

Выполнение проекта – практическая часть;

Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области,

цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач;

• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);

• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи

относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

• творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей

сказки и по-своему решают поставленные проблемы);

• исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а

результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по

результатам экспериментов);

• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в

создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,

оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми

младших групп и т.п.);

• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или

театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

• индивидуальные

• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);

• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их

родителями);

• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);

• массовые.

4. По длительности реализации:

• краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3

дня; характерны для младших групп);

• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней

группе);

• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение

материалов конечного продукта).

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-

образовательную работу ДОУ я считаю:

• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,

коммуникативности, самостоятельности;

• повышение готовности детей к восприятию нового материала;

• активное участие родителей в жизни ДОУ.

Дети к концу внедрения проекта:

• умеют видеть проблему и задавать вопросы;

• умеют доказывать;

• делают выводы и рассуждают;

• высказывают предположения и строят планы по их проверке.

Выводы.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и

эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и

детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и

познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные

в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления;

ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь

только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую

любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого

подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и

экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также

применять полученные знания в той или иной деятельности.

последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании

существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали школьном и среднем

профобразовании, то теперь она начинает приобретать популярность и у педагогов

дошкольного образования. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным

способом, позволяющим одновременно обеспечить:

– развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;

– формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ

проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения);

– развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца,

проявлять инициативу.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным

средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую

сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной

деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые

бывают, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ

проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку

возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать

собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Детская

проектная деятельность хорошо раскрыта в статьях кандидата педагогических наук, ведущего

научного сотрудника института развития дошкольного образования г.Москвы Любовь

Матвеевны Клариной, которая вот уже несколько лет занимается пропедевтикой проектной

деятельности детей на начальном этапе образования (то есть в детском саду).

Актуальность.В новых социально-экономических условиях развитие нашего общества,

изучение цели образования детей детского сада становится одним из самых актуальных

направлений. Изменение цели образования влечет за собой изменения содержания обучения, то

есть формы образовательного процесса. В процессе использования проектной деятельности

выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между

взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной

деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в

завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более

продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на

занятиях.

Цель работы: разработка системы работы по организации проектной деятельности с детьми

дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Для достижения цели предполагалось решение следующих задач:

– изучить теоретические основы проектной деятельности;

– проанализировать существующий опыт использования проектной деятельностив условиях

ДОУ;

– организовать проектную деятельность для детей старшего дошкольного возраста;

– разработать модель системы работы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков,

позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также

взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности

позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать

внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

К особенностям организации проектной деятельности входят:

– личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;

– тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка;

– повышение педагогического мастерства.

Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод

проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки

сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован на:

– осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

– приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение

их планировать;

– формирование таких качеств, как умение договариваться.

Формы организации проектной деятельности

Образовательная деятельность с

педагогами ДОУ

С детьми

Совместная деятельность с

родителями

Семинары, тренинги

Познавательные центры в

группах

Эксперимент, наблюдение

Конкурсы проектов

Детские коллекции

Пополнение коллекций

Информационно-образовательная

служба

Маршруты путешествий

Тематические вечера-досуги

Совместные проекты

Библиотека познавательной

литературы

Совместные проекты

Мастер-классы

Материалы проектов и детского

творчества

Защита проектов на

конференции

Педагогическая деятельность опирается на следующие принципы организации проектной

деятельности:

– учета игры и продуктивных видов деятельности;

– свобода выбора деятельности;

– целостности восприятия ребенком окружающего мира;

– культуросообразности;

– учета развивающей предметно-пространственной среды детей;

– учета естественного темпа развития ребенка;

– субъективности.

В МБДОУ ЦРР Д/с №89 «Парус» практикуются разные виды проектной деятельности:

семейные, индивидуальные, групповые. Обобщающее мероприятие, которое мы проводим с

детьми – это конференция по итогам работы «Я – исследователь». Участвуют юные

исследователи старшего дошкольного возраста. Задачей конкурса является: формирование у

детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущим

способом развития познавательной активности и мышления. Программой конкурса было

предусмотрено проведение презентаций и защиты исследовательских работ.

Приводим примеры проектов, подготовленные участниками: «От зернышка – к хлебу»,

«Космос», «Собака – друг человека», «Свойства воды», «Кролики – наши любимые животные»,

«Якутская лошадь», «Я – путешественник», «Откуда берется молоко», «Птицы, которые живут

в городе», «Мой город».

Разработали модель системы работы по организации проектной деятельности в ДОУ:

Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет:

– повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;

– развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

– развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность;

– создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их

оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному

позиционированию дошкольного учреждения).

Между тем, устанавливаются тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком:

– повышается интерес к познанию;

– повышается самооценка;

– учатся планировать;

– идет общение на равных;

– становятся активными;

– учатся беречь свой и чужой труд.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей

ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает

связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества

способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень

эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные

знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного

обучения.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно,

сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному

взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанникови организации социума.

Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую

активность.



В раздел образования