Автор: Наталья Николаевна Южанина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ гимназия г.Вятские Поляны
Населённый пункт: Вятские Поляны
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: План – конспект элективного занятия по произведению Ю.Буйды "Всё больше ангелов" 11 класс
Раздел: среднее образование
План – конспект элективного занятия по произведению Ю.Буйды «Всё больше ангелов» (11 класс)
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МКОУ гимназии Южанина Наталья Николаевна
Класс: 11
Предмет: литература
Тема: Произведение Ю. Буйды «Всё больше ангелов»
Тип урока: изучение нового материала
Технология: РКМЧП
Цели урока:
Развивающие:
развитие
критического и образного мышления;
читательского интереса обучающихся;
творческих способностей;
личностной рефлексии
Воспитательные:
формирование нравственных качеств личности через анализ проблем, поднятых в художественном произведении.
формирование коммуникативных качеств личности, самостоятельности ;
воспитание чувства сострадания, уважения к людям;
Образовательные:
формирование аналитических навыков при работе с текстом, навыков постижения авторского замысла;
развитие навыков целевого отбора материала и создания монологического высказывания
Оборудование: рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов», презентация.
Оценочная деятельность на уроке: вербальная самооценка
Технологическая карта урока
Фаза урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
компетенции
Технологические
приемы
Прогнозируемый
результат
Фаза вызова
мотивация
активизация
актуализация
каждого
ученика
создание
условий для
Вызывает у учащихся
уже имеющиеся
знания по
изучаемому вопросу,
активизирует их
деятельность,
мотивирует к
дальнейшей работе.
Ученики вспоминают случаи
из жизни (делают
предположения),
систематизируют
информацию до её изучения,
обмениваются мнениями.
Ценностно –
смысловые
Информационные
Коммуникативные
Учебно-
познавательные
«Обращение к
личному опыту»
Приём ЗХУ
Кластер
Приём
прогнозирования
Учащиеся активно
включаются в работу.
Формируется
устойчивый интерес
к теме урока,
желание получить
новые знания.
личностного
целеполагания.
Постановка
учебной задачи.
Фаза
осмысления
Сохраняет интерес к
теме при работе с
новой информацией,
постепенно
продвигает детей от
старого знания к
новому.
Ученики слушают текст,
используя предложенные
учителем активные методы
чтения:
- размышляют над
вопросами учителя,
аргументируя свою точку
зрения;
- ведут записи по мере
осмысления новой
информации;
- отслеживают процесс
собственного понимания
художественного текста;
- предполагают, как дальше
будут развиваться события,
связывая свои
предположения с текстом;
- определяют, какие
предсказания подтвердились,
а какие не нашли своего
отражения.
Информационные,
Коммуникативные,
Учебно -
познавательные
«Чтение с
остановками»
«Двухчастный
дневник»
«Приём
прогнозирования»
«Открытый
финал»
Сохраняется интерес
к теме при работе с
новой информацией.
Поддерживаются
усилия детей по
отслеживанию
собственного
понимания текста.
Осуществляется
критический анализ
произведения.
Фаза
рефлексии
Возвращает
учащихся к
первоначальным
записям –
предположениям,
предлагает внести в
них изменения,
дополнения на
основе изученной
информации.
Учащиеся соотносят новую
информацию со старой,
используя знания,
полученные на стадии
осмысления:
- определяют смысл
названия произведения;
- изменяют и дополняют
кластер с учетом
полученных знаний;
- дают характеристику
Учебно –
познавательные
Коммуникативные
«Синквейн»
Приём закончи
предложение
Заполнение
таблиц
Соотношение нового
знания и старого.
Обобщение и
систематизация
материала.
героям в творческой форме;
-выявляют проблематику
рассказа, идею;
- делают выводы.
Домашнее
задание
Предлагает ребятам
на выбор творческие
задания (на выбор)
Учащиеся делают выбор
Коммуникативные
Ценностно –
смысловые
Диаманта
Письменный
ответ на вопрос
Акростих со
словом АНГЕЛ
«Душа становилась легче…» (по рассказу Ю. Буйды «Всё больше ангелов»)
Ход урока:
I.
Орг. момент.
II.
Вызов
(Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов»)
1.
Рассмотрите фотографии на слайдах. Какой общей темой они объединены?
(люди творят добро)
2.
Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?
Что вы испытывали при этом?
Прием «Обращение к личному опыту».
Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка,
который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье, как помогли своему другу, когда он был болен.
(Рассказы учеников позволяют создать естественную среду общения. Среду, способствующую эмоциональному восприятию текста.)
« Господи! Почему это зол человек… когда так хорошо, так прекрасно быть добрым»?
(Ф. М. Достоевский)
3.
О чем мы будем говорить на уроке? Ваши предположения?
4.
О добре и зле. Безусловно, но не только об этом…
4. (записываем тему) «Душа становилась легче…»(по рассказу Ю. Буйды «Всё больше ангелов»
Знакомо ли вам это имя? Кто герои его произведений? Что волнует автора?
Центральные для творчества темы - тема памяти и тесно связанная с ней тема одиночества. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у
них есть сила духа.
5. И сегодня мы будем анализировать рассказ «Все больше ангелов».
- Какова же цель нашего урока?
1.
раскрыть смысла названия произведения. Почему рассказ называется так? В чём смысл названия?
2.
постичь нравственных уроки, заключенные в содержании рассказа. Какие нравственные уроки преподносит нам автор в своём
рассказе?
Что для этого нужно сделать? (Задачи)
1.
Прочитаем рассказ
2.
Рассмотрим систему образов
3.
Обозначить тематику рассказа
4.
Выявим проблемы рассказа, авторскую позицию
5.
Ответим на вопросы
6. Ключом к пониманию произведения, как мы уже знаем, является заглавие. Какое ключевое слово в заглавии?
1) –А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются). (кластер)
Хранитель, спаситель, душа, чистота, кротость, Бог, небеса
Ангел
Ангел – 1) в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец людям 2) ласковое обращение к
кому-нибудь
2) Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет прогнозирование сюжета. Выслушиваются все версии). Прием
«Прогнозирование»). (работа в парах)
В рассказе речь пойдёт… о каких ангелах…
Почему рассказ так называется
Почему я так думаю
А как на самом деле?
- Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.
2. Фаза реализации смысла. Осмысление. При чтении подчёркиваем ключевые слова
1)
Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», при этом заполняя таблицу
Герои
Фрагменты
1
Чтение с остановками (по ходу чтения подчёркиваем ключевые слова в характеристике героев)
Размышления о прочитанном
1.
Почему автор безрадостно закончил свой рассказ? Как вы поняли конец рассказа? Какой жизненный урок преподносит нам
автор?
Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?
Жизненный “бумеранг” вернулся
В жизни человека все взаимосвязано: прошлое, настоящее, будущее. Как аукнется, так и откликнется. Мы в ответе за свои
поступки.
Автор так безрадостно закончил свой рассказ.
Ивана (того самого, который по требованию жены перевёл Стефанию в сарайчик) парализовало после инсульта. Виктор с женой и двумя
дочками жил в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, дрова — в том же сарайчике, где была дырочка. Ю.Буйда отмечает, что
“мать давно их оставила”. Но это не всё. У Виктора в 27 лет обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, а
жена Виктора всё время “посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свёкром”
Виктор с утра до вечера “крутил баранку тяжёлого самосвала” и, чтобы сводить концы с концами, держал большое хозяйство — корова,
свиньи, куры, индюки и кролики (как и отец когда-то). Ничто не изменилось! Словно какой-то заколдованный круг, из которого человек
никак не выберется. Нет света в жизни, и герой, слушая ночью плач жены, в полном отупении страшно курил, боясь думать о будущем.
Виктор, любя Марину, жалел её “до боли в сердце”. Но сил для утешения нет. Тяжело измученной душе.
Когда же душа становилась легче?
1)
…..он уходил в дровяник, запирал дверь на крючок и, пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему когда-то
старухой Стефанией, давно ушедшей в вечность. Он смотрел в дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не
начинали мелькать крошечные и прозрачные, как мотыльки, ангелы, и боль покидала его измученное сердце, и душа становилась легче
и как будто даже больше — чем больше становилось ангелов в небе…
2)
Почему боль покидала его измученное сердце и душа становилась легче?
Как часто мы говорим: “душа успокоилась”, “на душе легче стало”, “душа очистилась»...
3)
Что вы можете добавить к ассоциациям со словом «ангел» ? (вернёмся к ассоциативной цепочке)
Ангелы - добро, счастье, любовь, внимание, сострадание …
2. Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл изречённого: по мере испытанного, пережитого открылось утешение
Виктору. Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах».
Попытайтесь теперь определить смысл названия рассказа «Всё больше ангелов…» (вернёмся к таблице) – живая душа
Давайте обратимся к системе образов
1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец
2.Иван от греч. «милость Божья», «дар Бога».
3.Виктор ( греч.) - победитель
Случайны ли эти имена? Почему именно эти имена автор даёт героям? Какие нравственные уроки преподносит нам каждый
герой?
1. Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика пророка Стефана, забитого камнями
взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?
Думается, вовсе не случаен выбор имени и его сходство с замученным библейским Стефаном: “ненасытимое страдание”, голод, холод,
издевательства невестки — и сарай-гроб (как у Достоевского углы и комнатушки), откуда Стефания, “пристроившись на чурбачке”,
наблюдала за дворовой жизнью
Ю.Буйда ничего не говорит о жизни героини.
Но что за скупыми фразами мы можем сказать о её жизни?
скрывается мир глубоких переживаний и страданий: ни слова о муже, сын умер, но была надежда на внука — с ним утешится душа
старого человека.
2) Иван от греч. «милость Божья», «дар Бога».. Можно предположить, что Иван — “дар Божий” Стефании. Есть ли место старухе в жизни
молодых? Кто “доходит” за Стефанией?
Милость Божья для сына, помогает искупить вину. Добродетель.
3) Виктор (победитель)
“Прошло двадцать пять лет”. Автор настолько лаконичен, что порой чудится чеховский “взгляд” со стороны: есть ряд деталей, самых
существенных, а мы можем только домыслить, вообразить, представить. Неизвестно, что было в жизни Виктора (“победителя”),
“огненное испытание” выявляет “пробу” на добро или зло. Виктор и его жена не ропщут, не проклинают никого, а терпеливо несут
свой крест.
умей выстоять
испытание” выявляет “пробу” на добро или зло
Какое отношение к героям у вас сложилось?
А у автора какое отношение к ним? (нет никто- нет даже имени, дьявол) отрицает в себе Бога
3. Напишите синквейн, в котором вы могли бы показать героев рассказа Синквейн: Стефания, Иван, Виктор, жена Ивана
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ:
Подведение итогов урока
1)
Обозначить тематику рассказа
2)
Увидеть, какие проблемы поднимает автор в рассказе?
3)
посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, его нравственные уроки;
устно
Таблица
Что описывается в рассказе
Тематика рассказа
Проблемы
Судьба старой женщины
Жизнь семьи
Об одинокой старости
О жестокости и бездушии к близким (пожилым)
людям
О нравственных ценностях в жизни человека
О смысле человеческой жизни
О добре и зле
О милосердии
Об ответственности за свои поступки перед собой
О душе
О нравственном выборе
Проблема бездушного, жестокого отношения к
близким (пожилым) людям
Проблема личной ответственности за свои
поступки
Проблема утраты семейных связей.
В чём проявляется нравственность?
Как сохранить свою душу?
Вернёмся к цели нашего урока.
Подведём итог работе и ответим на самый главный вопрос урока.
Какие уроки преподал нам Ю. Буйда этим рассказом? О чем же заставил вас задуматься рассказ Ю.Буйды?
Письменный ответ на вопрос (5 мин) –письмо по кругу (на листочке)
устно
3.Рефлексия
Закончите предложения
1)
…- этими тремя словами могу выразить своё настроение после прочтения и обсуждения рассказа.
2)
"Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек …
3)
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
Себе…
Автору…
Ближнему своему (кому?) …
Людям…
Учитель Рассказ Ю.Буйды называется «Все больше ангелов». Повествуя нам об обычной жизни обычной семьи, цель которой была
«обзавестись хозяйством»,
автор поднимает страшную проблему бездушного,
жестокого отношения к своим близким.
За
основательностью внука Ивана кроется бездушие, за которое наказан и он, и его сын. Мы повторяем в чем-то жизнь своих родителей, и от
нас с вами зависит, какая будет их судьба, а значит, и наша. Будет ли наша старость «дырочкой в сарае»? Чего заслужим мы? Наши дети?
Хватит ли у нас мужества улыбаться и терпеть все, как старуха Стефания, которая прожила трудную жизнь, а счастлива была лишь в снах,
которая никого не считала виноватым, да еще сумела «подарить» правнуку волшебную щель, ведущую к ангелам…
Можем ли мы сказать, что поняли и осмыслили рассказ до конца? Конечно же, нет. Я уверена, что мы открыли лишь небольшую
толику того, что в этом произведении скрыто. Мы попытались ответить лишь на некоторые вопросы, которые вам обязательно приготовит
жизнь.
Чем дольше вы будете жить, тем больше будете размышлять над этими вопросами. И это очень хорошо, что сейчас нам писатели дают
пищу не только для ума, а прежде всего для сердца. Благодарю вас за то, что на этом уроке вы работали сердцем и душой, что гораздо
важнее.
Д.з.
1.
«Почему рассказ называется «Всё больше ангелов»?
2.
Какое открытие помог мне совершить Ю. Буйда в самом себе?
3.
Написать диаманту Добро-зло Старость-молодость Внук Иван- правнук Виктор
4.
Акростих АНГЕЛ
Текст рассказа Ю. Буйды для чтения с остановками
Чтение 1 смысловой части (дети подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку).
После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и
основательным. Вскоре он женился, обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего
жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто».
1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя)
2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон). О чём
нам говорит своеобразный оксюморон?
( “туго соображающий и основательный”)
Своеобразный оксюморон “туго соображающий и основательный” иллюстрирует отсутствие духовного начала и торжество
плоти. “Туго” — значит, молчат сердце и дух, Божье откровение не коснулось
“мёртвой души
”, живущей по плоти и преклоняющейся
перед “хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки, кролики — и сын Витя” (!). Страшно, что ребёнок в одном ряду с тем, чем “обзавёлся”,
женившись, “основательный” внук Стефании.
3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)
4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа?
(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет
никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?) Страшный “почёт”
Бездушие, чёрствость. Отрицание всего и всех.
5.Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение 2 смысловой части
.
Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене
свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил:
— Как же ты зимовать тут будешь?
Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:
- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.
разду
́
мчиво
1.Пребывая в раздумье.
2. перен.Нерешительно
Синоним - спокойно
1.Как характеризует Стефанию ее поступок? (незлобива)
2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»? жалеет Ивана. Не винит,
3.Что вы почувствовали, прочитав эту часть.
4. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Чтение 3 смысловой части
.
В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая
говорила:
— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем.
Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками,
за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями…
1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?
(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем). (лицемерие) - Нравственность проявляется в
поступке. - Любой человек, совершивший поступок несет за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.
2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма)
Чтение 4 смысловой части
Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось
таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.
— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.
— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны…
— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.
— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в
нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все
больше, больше их, и все красивые, с крыльями…
1.Как Витя познакомился со Стефанией?
(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой).
2.Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван
забыл о существовании бабки. Однако мальчик не такой, как отец: ребёнок обладает чувством духовного просветления, жаждой познания
окружающего мира, он способен к жалости и вниманию.). Именно ему старуха открывает тайну хорошего в её “тюремной” жизни: через
дырочку в стене сарая она любуется ангелами, летающими по небу, “и всё больше, больше их”.
3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)
Так вот в чём счастье Стефании! Она, приговорённая к жизни в сарае, забытая всеми, кроме Вити, видит ангелов, и её кроткая
христианская душа готова идти домой, на небеса, к Богу.
Чтение 5 смысловой части
.
Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.
— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в
небе не останется — пора и помирать, значит…
Вскоре она умерла. Прошло 25 лет.
1.Почему Витя не видел ангелов?
Витя ничего не увидел, но старуха его успокоила: “Доживёшь до моих лет — и увидишь ангелов”, причём говорила “улыбаясь, весело”.
Вскоре она умерла.
Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение
Чтение учителем окончания рассказа
Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, а
дрова — в том же сарайчике, где была дырочка в стене. Мать давно их оставила и жила с новым мужем где-то на Волге. В двадцать семь
у Виктора обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, и почти все свое время Марина, жена Виктора,
посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свекром. Виктор работал в дорожно-строительном управлении, с утра до вечера
крутил баранку тяжелого самосвала. Чтоб хоть как-то сводить концы с концами, он держал большое хозяйство — корова, свиньи, куры,
индюки и кролики. Иногда он доходил до полного отупения и курил в кухне папиросу за папиросой, массируя живот и прислушиваясь к
задушенным всхлипам жены, лежавшей в соседней комнате спиной к телевизору. Он любил Марину и жалел ее до боли в сердце, но сил не
было, чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. Притушив папиросу в пепельнице, он уходил в дровяник, запирал
дверь на крючок и, пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему когда-то старухой Стефанией, давно ушедшей в
вечность. Он смотрел в дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные,
как мотыльки, ангелы, и боль покидала его измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше — чем больше
становилось ангелов в небе…
Кто из ребят лучше понял замысел автора?