Напоминание

Организация профориентационной работы в гимназии


Автор: Тихонова Ирина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Исток"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация профориентационной работы в гимназии
Раздел: среднее образование





Назад




Организация профориентационной работы в гимназии

Совместная

деятельность

педагогов

и

учащихся

по

направлению

«профориентация»

включает

в

себя

профессиональное

просвещение

учащихся;

диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации,

организацию

профессиональных проб школьников.

Задача совместной деятельности педагога и ребёнка – подготовить учащегося к

осознанному

выбору

своей

будущей

профессиональной

деятельности.

Создавая

профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребёнка к

выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный

взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,

но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Целью моей профориентационной работы является мотивация обучающихся на получение

технических специальностей, в том числе востребованных на ПАО «Акрон».

В урочной и во внеурочной деятельности стараюсь:

поддерживать интерес учащихся к изучению физики;

повышать уровень и качество знаний обучающихся по физике;

систематически информировать учащихся о профессиях технологического профиля;

информировать ребят о путях приобретения профессии;

знакомить обучащихся на уроках

и во внеурочной деятельности

с основными

отраслями производства, востребованными профессиями.

Профориентационная работа начинается, когда дети еще в начальной школе и далее эта

работа продолжается до 11-го класса включительно.

В начальной школе знакомят малышей с предметом «Физика» старшеклассники. Ребята

показывают занимательные опыты, а также рассказывают и о профессиях, связанных с

физикой.

В среднем звене (5-6 классы) до того, как в 7 классе начнется изучение предмета

«Физика»

обучающимся

предлагается

изучение

курса

«Естествознание».

Пропедевтический курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание.

Физика. Химия» А.Гуревича

насыщен разнообразными практическими работами и

позволяет проводить первые исследовательские работы по физике и химии. В ходе

изучения данного курса проводятся уроки «Физика в мире профессий».

В 7-ом классе у обучающихся появляется предмет «Физика». Строю свою работу

таким образом, чтобы привить ребятам интерес к предмету, показать значимость физики в

повседневной жизни и работе, стараюсь показать, что физика вокруг нас.

В 8-ом классе продолжается работа по поддержанию интереса к предмету. Уже в 8-

ом классе, как правило, ребята определяются с выбором предметов, которые будут сдавать

га государственной итоговой аттестации в 9-ом классе, т.к. уже постепенно идет процесс,

направленный на выбор будущей профессии.

В 9-ом классе многие ребята окончательно определяются с траекторией своего

дальнейшего пути: продолжить обучение в школе на конкретном профиле или получить

специальность в колледже.

Предметная

профориентация

на уроках физики осуществляется

посредством

изучения физических процессов и закономерностей,

лежащих в основе различных

технологических процессов; решения задач производственного содержания; составления

задач производственного содержания; выполнения лабораторных и практических работ

производственно-технического

содержания;

а

также

постредством

выполнения

проектных и исследовательских работ. Ежегодно в гимназии организуются встречи с

представителями профессий различной направленности, в том числе и технической.

В гимназии постоянно организуются экскурсии на предприятия города. Среди них

«ПАО «Квант», ПАО «Акрон», хлебокомбинат и другие предприятия города. В период

сложной эпидемиологической обстановки проводились виртуальные экскурсии.

В 8 классах ребятам предлагается к обучению элективный курс по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля во Вселенной», в 9-ом классе

- «Физика вокруг нас». Особое внимание здесь уделено техническим специальностям,

востребованным на предприятиях нашего города, в том числе, и на ПАО «Акрон», таким

как,

теплоэнергетика, электроэнергетика, автоматизация технологических процессов,

информатика и вычислительная техника.

Ежегодно для девятиклассников и их родителей проводятся дни открытых днерей,

где учителя профильных предметов рассказывают о профилях различных классов. В

дальнейшем ребятам проще сделать свой выбор.

Особое внимание профориентационной работе на уроках физики в старшем звене

уделяется в классах технологического профиля. Прежде всего, это подготовка к ЕГЭ. Как

и в 9 классах, на уроках физики в старших классах организуются встречи с

представителями профессий научно-технической сферы. На занятия приглашаются

выпускников

прошлых

лет,

выбравших

обучение

в

ВУЗах

по

техническим

специальностям: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого,

Санкт-Петербургский

технологический

институт,

Санкт-Петербургский

горный

университет и др.

Также в старших классах продолжается экскурсионная работа. Ученики совершают

поездки в Санкт-Петербург (Музей связи, Пулковская обсерватория и пр.), Москву (Музей

космонавтики),

Дубну

(Объединённый

институт

ядерных

исследований).

Старшеклассники принимают участие в мероприятиях «Дня открытых дверей» ВУЗов,

колледжей, техникумов в очном и онлайн режимах.



В раздел образования