Автор: Тихонова Ирина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Исток"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация профориентационной работы в гимназии
Раздел: среднее образование
Организация профориентационной работы в гимназии
Совместная
деятельность
педагогов
и
учащихся
по
направлению
«профориентация»
включает
в
себя
профессиональное
просвещение
учащихся;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации,
организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребёнка – подготовить учащегося к
осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребёнка к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Целью моей профориентационной работы является мотивация обучающихся на получение
технических специальностей, в том числе востребованных на ПАО «Акрон».
В урочной и во внеурочной деятельности стараюсь:
поддерживать интерес учащихся к изучению физики;
повышать уровень и качество знаний обучающихся по физике;
систематически информировать учащихся о профессиях технологического профиля;
информировать ребят о путях приобретения профессии;
знакомить обучащихся на уроках
и во внеурочной деятельности
с основными
отраслями производства, востребованными профессиями.
Профориентационная работа начинается, когда дети еще в начальной школе и далее эта
работа продолжается до 11-го класса включительно.
В начальной школе знакомят малышей с предметом «Физика» старшеклассники. Ребята
показывают занимательные опыты, а также рассказывают и о профессиях, связанных с
физикой.
В среднем звене (5-6 классы) до того, как в 7 классе начнется изучение предмета
«Физика»
обучающимся
предлагается
изучение
курса
«Естествознание».
Пропедевтический курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание.
Физика. Химия» А.Гуревича
насыщен разнообразными практическими работами и
позволяет проводить первые исследовательские работы по физике и химии. В ходе
изучения данного курса проводятся уроки «Физика в мире профессий».
В 7-ом классе у обучающихся появляется предмет «Физика». Строю свою работу
таким образом, чтобы привить ребятам интерес к предмету, показать значимость физики в
повседневной жизни и работе, стараюсь показать, что физика вокруг нас.
В 8-ом классе продолжается работа по поддержанию интереса к предмету. Уже в 8-
ом классе, как правило, ребята определяются с выбором предметов, которые будут сдавать
га государственной итоговой аттестации в 9-ом классе, т.к. уже постепенно идет процесс,
направленный на выбор будущей профессии.
В 9-ом классе многие ребята окончательно определяются с траекторией своего
дальнейшего пути: продолжить обучение в школе на конкретном профиле или получить
специальность в колледже.
Предметная
профориентация
на уроках физики осуществляется
посредством
изучения физических процессов и закономерностей,
лежащих в основе различных
технологических процессов; решения задач производственного содержания; составления
задач производственного содержания; выполнения лабораторных и практических работ
производственно-технического
содержания;
а
также
постредством
выполнения
проектных и исследовательских работ. Ежегодно в гимназии организуются встречи с
представителями профессий различной направленности, в том числе и технической.
В гимназии постоянно организуются экскурсии на предприятия города. Среди них
«ПАО «Квант», ПАО «Акрон», хлебокомбинат и другие предприятия города. В период
сложной эпидемиологической обстановки проводились виртуальные экскурсии.
В 8 классах ребятам предлагается к обучению элективный курс по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля во Вселенной», в 9-ом классе
- «Физика вокруг нас». Особое внимание здесь уделено техническим специальностям,
востребованным на предприятиях нашего города, в том числе, и на ПАО «Акрон», таким
как,
теплоэнергетика, электроэнергетика, автоматизация технологических процессов,
информатика и вычислительная техника.
Ежегодно для девятиклассников и их родителей проводятся дни открытых днерей,
где учителя профильных предметов рассказывают о профилях различных классов. В
дальнейшем ребятам проще сделать свой выбор.
Особое внимание профориентационной работе на уроках физики в старшем звене
уделяется в классах технологического профиля. Прежде всего, это подготовка к ЕГЭ. Как
и в 9 классах, на уроках физики в старших классах организуются встречи с
представителями профессий научно-технической сферы. На занятия приглашаются
выпускников
прошлых
лет,
выбравших
обучение
в
ВУЗах
по
техническим
специальностям: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого,
Санкт-Петербургский
технологический
институт,
Санкт-Петербургский
горный
университет и др.
Также в старших классах продолжается экскурсионная работа. Ученики совершают
поездки в Санкт-Петербург (Музей связи, Пулковская обсерватория и пр.), Москву (Музей
космонавтики),
Дубну
(Объединённый
институт
ядерных
исследований).
Старшеклассники принимают участие в мероприятиях «Дня открытых дверей» ВУЗов,
колледжей, техникумов в очном и онлайн режимах.