Напоминание

"Технологии сотрудничества в дополнительном образовании"


Автор: Шамсиахметова Надежда Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО Научно-технический центр "Механик"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технологии сотрудничества в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Научно-технический центр "Механик"

Методическая разработка

Направленность работы: Социально-педагогическая

Тема исследования: «Личностно – ориентированные технологии сотрудничества

в учебной деятельности социально – педагогической студии»

Автор: Шамсиахметова Надежда Николаевна

методист

Ижевск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение 2

Глава 1 3

1.1 Историческая справка. 3

1.2 Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества». 4

Глава 2 5

2.1 Поиск технологий сотрудничества. 5

2.2 Технология сотрудничества «Пила». 7

Заключение 12

Список литературы 17

Приложение 1 18

Приложение 2 19

1

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в социально – педагогической студии «Спутница» «Механик» ведется

поиск,

изучение

и

активное

использование

в

педагогической

практике

различных

инновационных технологий.

Справка о студии «Спутница».

Студия «Спутница» создана в 2000 году для девочек школьного возраста 7 – 18 лет

усилиями двух организаций – муниципальной ММБОУДО НТЦ «Механик» (учебная база,

педагогические кадры, методическое обеспечение) и общественной «Совет женщин города

Ижевска» (предоставление учебных площадей, попечительская роль).

Приоритетным направлением педагогической деятельности в студии, в её дисциплинах

является работа с девочками из неполных семей, педагогически упущенных, девочек из классов и

школ коррекции, из семей социального риска.

Цели работы студии «Спутница»:

● создание условий для возможности преодоления негативных тенденций и процессов в

детской и подростковой;

● освоение детьми положительного социального опыта, привитие детям ценностных

общечеловеческих, семейных, профессиональных, культурных ориентаций;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,

творческой реализации личности ребенка;

● интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

● поддержка физического и душевного здоровья детей. Воспитание здорового образа

жизни.

Студия «Спутница» имеет дисциплины четырех направлений:

профессионально

ориентированное,

спортивно

физкультурное

и

художественно

эстетическое.

Актуальность темы.

Педагогический коллектив студии обратил свое внимание на

технологии «педагогики сотрудничества» по нескольким причинам:

-

технологии

«педагогики

сотрудничества»

привлекательны

своими

целевыми

ориентациями:

● единство обучения и воспитания;

● переход от педагогики требований к педагогике отношений;

● гуманно-личностный подход к ребенку,

которые созвучны с основной концепцией деятельности социально – педагогической студии

«Спутница»;

- дополнительное образование детей нуждается в технологиях, привлекательных для

учащихся и позволяющих формировать ЗУН на новом уровне - осознанный уровень, уровень

компетенций.

- существует потребность в технологиях, укладывающихся в одно занятие, которые

можно использовать в разных дисциплинах студии.

Проблема: Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в

конкретной

модели,

не

имеет

нормативно-исполнительского

инструментария;

она

вся

«рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические

технологии (Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.:

Народное образование, 1998. – 256 с.).

Цели:

Поиск наиболее интересных технологий сотрудничества.

Разработка методической продукции по технологиям сотрудничества.

Использование технологий сотрудничества в педагогической практике.

Задачи:

2

После выбора технологии сотрудничества:

1. Разработать пошаговую структуру технологии сотрудничества - этапы.

2. Определиться с деятельностью учащихся и педагога на каждом этапе.

3. Выявить отличительные черты технологии сотрудничества от других образовательных

технологий.

4. В процессе практического применения выявить достоинства и недостатки технологии.

5.

Определить

какие

компетенции

школьника

способна

развивать

технология

сотрудничества.

ГЛАВА 1

1.1 Историческая справка.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических

обобщений 80-х годов XX века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в

образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном

опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий,

В.А.Сухомлинский,

А.С.Макаренко),

достижения

русской

(К.Д.Ушинский,

Н.П.Пирогов,

Л.Н.Толстой)

и

зарубежной

(Ж.-Ж.

Руссо,

Я.Корчак,

К.Роджерс,

Э.Берн)

психолого-

педагогической практики и науки.

Педагогику сотрудничества часто рассматривают как особого типа

«проникающую»

технологию»,

являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником

прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические

технологии как их часть.

1.2. Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

(Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное

образование, 1998. – 256 с.).

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая,

общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая,

дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция воспитания.

• Педагогизация окружающей среды.

Концепция сотрудничества

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и

детей,

скрепленной взаимопониманием,

проникновением в

духовный

мир

друг друга,

совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Стиль отношений учителя и учеников

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не

командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

3

ГЛАВА 2

2.1 Поиск технологий сотрудничества.

При изучении книги - Педагогическая технология: Учебное пособие / Авт. – сост.

Т.П. Сальникова. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128с.; в Главе 6 «Личностно – ориентированные

технологии», в параграфе 4: «Технологии личностно – ориентированного обучения» привлекли

внимание технологии сотрудничества: «Обучение в команде», «Пила», «Учимся вместе».

Основные идеи, присущие всем трем описанным вариантам организации работы в малых

группах:

- общность целей и задач;

- индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;

- учимся вместе, а не просто помогаем друг другу;

- осознание своих успехов и успехов товарищей.

2.1.1 Технология сотрудничества «Обучение в команде»:

1) Ставится групповая цель при работе над темой, проблемой или вопросом.

2) Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми ЗУН,

причем, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

3) Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. При

выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех.

4) После выполнения задания всеми группами педагог дает тест на проверку понимания

нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждым

индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется

оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

Достоинства: расписан этап оценивания.

Недостатки: невозможно простроить единую модель технологии для разных дисциплин и

заданий.

2.1.2 Технология сотрудничества «Учимся вместе»:

1) Класс (группа) делится на однородные по уровню подготовки группы по 3 – 5 человек.

2) Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы.

3) В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение

материала.

4) Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания.

5) Группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и

осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации

совместной деятельности.

6) Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.

Достоинства: прослеживается возможность разработать поэтапный ход работы.

Недостатки:

не даны методические указания по изучению каждой группой частей

учебного материала других групп. Этап оценивания расписан недостаточно.

2.1.3 Технология сотрудничества «Пила»:

Технология сотрудничества «Пила» обратила на себя внимание своим необычным

названием, содержанием, наличием модели, возможностью разработки поэтапной деятельности

учащихся и педагога.

На

основе

описания

технологии

сотрудничества

«Пила»

в

учебном

пособии

(Педагогическая технология: Учебное пособие / Авт. – сост. Т.П. Сальникова. – М.:ТЦ Сфера,

2005. – 128с.) была разработана методичка «Личностно – ориентированная технология

сотрудничества «Пила», автор: методист студии Шамсиахметова Н.Н. (основное содержание

методички см. ниже).

4

2.2 Технология сотрудничества «Пила».

Есть такой фразеологизм «Грызть гранит науки».

Вопрос: Зачем же грызть гранит науки зубами, когда имеется инструмент в виде «Пилы» -

образовательной технологии сотрудничества?

Этапы

Содержание деятельности

учащихся

Содержание деятельности

педагога

Предварительный

этап

Возможно

предварительное

знакомство

учащихся

с

действиями в группах по усвоения

нового материала в течение одного

– двух занятий.

Необходимо продумать размещение

рабочих мест учащихся, чтобы они

могли

видеть

лица

друг

друга.

Подготовить учебный материал для

работы

в

группах

(разбить

на

количество членов команды).

Педагог должен четко сообщать

цель в начале занятия и перед

работой в группах.

I Этап разбивки

Учащиеся организуются в группы

по 4 – 6 человек для работы над

учебным

материалом,

которых

разбит на фрагменты (логические

или смысловые блоки).

Помочь

ученикам

разбиться

на

группы

и

предоставить

им

возможность

самим

определить

роль

каждого

при

выполнении

задания.

II Этап изучения

Каждый член группы выполняет

или изучает свой фрагмент работы.

При работе в группах необходимо

сформулировать

2

3

вопроса

каждому

ученику

группы

для

мотивации,

успешного

изучения

материала.

III Этап «встреча

экспертов»

Учащиеся, изучающие один и тот

же вопрос, но состоящие в разных

группах,

встречаются

и

обмениваются информацией как

эксперты по этому вопросу.

Следить за активностью учащихся и

помогать любой группе, любому

учащемуся, если это потребуется.

IV Этап обучения

новому – «зубцы

одной пилы»

Эксперты возвращаются в свои

группы и обучают членов своей

группы всему новому, что они

узнали сами. Те, в свою очередь,

докладывают

о

своей

части

задания (как зубцы одной пилы)

Задача

партнеров

по

команде

внимательно слушать друг друга,

делать записи в тетради.

Следить за активностью учащихся и

помогать любой группе, любому

учащемуся, если это потребуется.

V Заключительный

этап (оценивание)

Отчитываются по теме каждый в

отдельности

и

вся

команда

в

целом.

Педагог может попросить любого

члена команды ответить на любой

вопрос по данной теме.

Педагог

должен

предоставить

возможность ученикам проверять

работы друг друга в группе и

обязательно добиться правильного

осознанного

выполнения

задания

каждым учеником.

5

Схема работы по технологии «Пила»

Каждой команде предлагается один и тот же учебный материал, который разбит на

одинаковое количество человек в команде

I Этап разбивки.

II Этап изучения.

III Этап «встреча экспертов»

IV Этап обучения новому.

Все учащиеся из экспертных групп возвращаются в свои команды.

Команды работают в режиме «круглого стола»:

- каждый рассказывает всей команде свою часть материала (каждый учащийся – «зубчик пилы»);

- происходит обсуждение;

- задаются друг другу вопросы.

V Этап оценивания.

Отчитываются по теме каждый в отдельности и вся команда в целом.

Педагог может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Достоинства технологии сотрудничества «Пила».

Численность группы 16 человек

1-я команда

4 человека

Каждый изучает

свою часть

учебного

материала

2-я команда

4 человека

Каждый изучает

свою часть

учебного

материала

3-я команда

4 человека

Каждый изучает

свою часть

учебного

материала

4-якоманда

4 человека

Каждый изучает

свою часть

учебного

материала

Экспертная

группа 1 –

4 чел.,

обсуждающая

первую часть

учебного

материала

Экспертная

группа 2 –

4 чел.,

обсуждающая

вторую часть

учебного

материала

Экспертная

группа 3 –

4 чел.,

обсуждающая

третью часть

учебного

материала

Экспертная

группа 4 –

4 чел.,

обсуждающая

третью часть

материала

6

1-я команда

4 человека

«круглый

стол»

2-я команда

4 человека

«круглый

стол»

3-я команда

4 человека

«круглый

стол»

4-якоманда

4 человека

«круглый

стол»

Как

любая

технология,

технология

сотрудничества

«Пила»,

имеет

следующие

достоинства:

1.Наличие конкретных педагогических теорий в основе технологии (для технологии

сотрудничества

обучение

в

сотрудничестве,

общность целей

и

задач,

индивидуальная

ответственность и равные возможности успеха).

2. Разработка диагностично поставленных целей обучения (т. е. цели можно определить

через результаты, выраженные в действиях учащихся: знает, понимает, применяет и прочее).

3. Полная управляемость учебным процессом: строгий и определенный порядок всех

действий; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей.

4.Совместная

деятельность

педагога

и

детей

с

обязательным

обеспечением

индивидуального и дифференцированного подходов.

5. Воспроизводимость обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым

педагогом.

6. В технологиях всегда наиболее представлена процессуальная, количественная и

расчетная стороны.

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

1. Внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности ребенка посредством

учения.

2. Поиск новых методов, форм и средств обучения.

Для создания атмосферы «открытого учения» используются и эмоционально окрашенные методы

— игра, и рациональные — «учебные пакеты», программированные пособия.

Недостатки технологии сотрудничества «Пила».

Как

любая

технология,

технология

сотрудничества

«Пила»,

имеет

следующие

недостатки:

1. Содержательный компонент представлен слабо.

2. Для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик — робот, а учитель —

компьютер.

Для преодоления этого недостатка существует прием — «моделирование мыш-

ления». В плане занятия педагог указывает виды и способы учебной деятельности детей. Он

описывает возможные затруднения, мыслительные ходы учеников, упорядочивает записи, в

результате видит материал глазами учащихся, что позволяет ему соотнести обучающие

процедуры с возможным ходом учебной деятельности, наметить варианты обучения.

Недостатки личностно-ориентированного обучения:

1. Нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь только исключительно на

интересах ребенка - это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения.

2. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение

знаний

уходит

на

второй

план.

Разумнее

совмещать

традиционный

и

личностно-

ориентированный тип обучения.

Недостатки технологии сотрудничества «Пила»:

1.

Не всякий учебный материал поддается разбивке, как это необходимо сделать при

использовании технологии сотрудничества «Пила».

2.

Численность учащихся в командах должно быть одинаковой.

3.

Трудоемкая подготовка педагога к занятию.

Отличительные черты технологии сотрудничества

от других образовательных технологий.

1. Обучение в малых группах.

2. Каждый член группы имеет равные с другими права, обязанности и возможности

успеха.

7

3. Каждый учащийся вносит равноценную лепту в общую работу и несет за нее

индивидуальную ответственность.

4. Общий результат зависит от каждого учащегося.

Заключение.

А) Разработана методичка «Личностно – ориентированная технология сотрудничества

«Пила», автор: методист Шамсиахметова Н.Н - конец 2005 года – начало 2006 года.

Б) Проведена учеба для педагогов студии «Спутница» - март 2006 года (методист

Шамсиахматова Н.Н.).

Учеба проходила в форме педагогической игры. Для практического освоения технологии

«Пила» в качестве учебного материала был взят материал из методички «Личностно –

ориентированная

технология

сотрудничества

«Пила»,

т.е.

инструментом

для

изучения

технологии была взята сама технология «Пила», что оказалось верным ходом и понравилось всем

без исключения педагогам.

Теоретический материал был разбит на следующие части:

1. Технология сотрудничества - личностно-ориентированная технология. Историческая

справка.

2. Этапы технологии сотрудничества «Пила», содержание деятельности учащихся.

3. Основные действия педагога в организации обучения в сотрудничестве.

4. Достоинства технологии сотрудничества «Пила».

5. Недостатки технологии сотрудничества «Пила».

В конце учебы было проведено анкетирование. По анкетным данным изъявили желание

внедрить технологию сотрудничество «Пила» в учебный процесс 9 педагогов студии «Спутница»

из 11.

В) 2020-2021 учебный год – консультации для педагогов методиста Шасиахметовой Н.Н.

Использование технологии сотрудничества «Пила» в учебном процессе 9 дисциплин из 14

дисциплин студии:

- художественно – эстетическое направление: дисциплины «Развитие творческих

способностей», «Технология вязания», «Музыка вокруг нас»;

- профессионально – ориентированное направление: дисциплины «Искусство ведения

дома», «Домашний парикмахер»;

- спортивно - физкультурная – направленность: «Аэробика», «Валеология», «Основы

физической подготовки», «Школа выживания».

Г) 2021 – 2022 учебный год – технология сотрудничества «Пила» используется в учебном

процессе следующих 7 дисциплин студии: «Технология вязания», «Искусство ведения дома»,

«Домашний парикмахер»,

«Аэробика», «Валеология», «Основы физической подготовки»,

«Школа выживания».

Причины отказа использования педагогами технологии сотрудничества «Пила»:

1)

Возраст детей. Для детей начального школьного возраста ведущая деятельность – игра,

а данная технология построена на общении со сверстниками, умении слушать друг друга.

2)

Наличие групп с инвалидами, детей их классов и школ коррекции.

3)

Сложность разбивки учебного материала на равные по объему и содержанию части.

4)

Данная технология не подходит для некоторых дисциплин, например: «Плавание».

Д) Проведение опросов педагогами среди учащихся, которые участвовали в эксперименте

по использованию технологии сотрудничества «Пила» дало следующие результаты:

- в 2020 – 2021году в эксперименте приняло участие 11 групп из 54 групп студии – это 163

ученика;

- из них не понравилась такая форма работы 2 группам: «Музыка вокруг нас» -

16 учащихся и «Развитие творческих способностей – 17 учащихся, всего – 33 ученика.

8

- «163 – 33 = 130»; 130 ученикам из 9 групп понравилось приобретать знания с

использованием технологии сотрудничества «Пила» .

Е) Проведение «круглых столов» с педагогами студии, на которых были определены

следующие

«плюсы» применения технологии сотрудничества «Пила»:

- технология сотрудничества «Пила» интересна детям подросткового возраста из–за

командной формы работы, возможности общения со сверстниками, возможности проявить себя,

быть самостоятельными;

- при использовании технологии сотрудничества «Пила» работают все ведущие каналы

восприятия информации: зрение, слух, тактильные ощущения, что способствует лучшему

восприятию и запоминанию учебного материала;

- технологию сотрудничества «Пила» можно использовать не только для изучения нового

теоретического материала, но и для повторения ранее пройденного или давно забытого;

- возможность использования технологии на одном занятии.

«трудности»:

1. Трудоемкость подготовки педагога к занятию:

- разбивка учебного материала на равные по объему и содержанию части не всегда

возможна: Решение: разный по способностям учащихся состав каждой команды.

- количество членов в каждой команды должны быть равны и должны совпадать с

количеством частей изучаемого материала; Решение: разбить учебный материал на мелкие

фрагменты по количеству намного большем, чем количество членов команды, скомпоновать и

соединять их на «Этапе разбивки» в соответствии с числом учащихся в команде.

- подготовка учебного класса к работе; Решение: привлечение к подготовке класса

учащихся.

2. Большая зависимость от человеческого фактора мотивации, настроения в группах,

желания работать, общаться. Решение: педагогическое мастерство педагога, доброжелательное

отношение к учащимся.

3. Частое использование личностно–ориентированных технологий, их игровых моментов

иногда становится

самоцелью, а приобретение знаний уходит на второй план.

Решение:

Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения. Использовать

технологию сотрудничества «Пила» лучше для изучения или повторения достаточных по объему,

важных, значимых тем в дисциплинах.

Ж)

По рекомендациям ЮНЕСКО, современный выпускник

должен иметь шесть

основных ключевых компетентностей:

Открытость новому знанию, умения саморазвития и самообразования.

Умение сотрудничать, работать в команде.

Умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Коммуникативные умения.

Умение работать с числовой информацией.

Владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе.

Использование технологии сотрудничества «Пила» позволяет развивать в учащихся

независимо

от

дисциплины

(вида

деятельности)

первые

четыре

основные

ключевые

компетентности:

Открытость новому знанию, умения саморазвития и самообразования.

Умение сотрудничать, работать в команде.

Умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Коммуникативные умения.

9

З) Возможность определение индикаторов по применению технологии сотрудничества

«Пила» в студии

:

№ п/п

Индикатор

Численное значение

1

Численность

педагогов

студии,

принявших

участие

в

эксперименте по использованию технологии сотрудничества

«Пила» в учебной деятельности в 2007 – 2008 году

9

2

Удельный вес численности педагогов студии, принявших

участие

в

эксперименте

по

использованию

технологии

сотрудничества «Пила» в учебной деятельности в 2007 – 2008

году, к общему числу педагогов студии (см. Приложение 1).

9 / 11 = 0,82

или

82, 0 %

3

Численность дисциплин студии, в которых использовалась

технология сотрудничества «Пила» в 2007 – 2008 году.

9

4

Удельный вес численности дисциплин студии, в которых

использовалась технология «Пила», к общему числу дисциплин

в студии в 2007 – 2008 году (см. Приложение 1).

9 / 14 = 0,64

или

64 ,3 %

5

Численность учащихся студии, поработавших по технологии

«Пила» в 2007 – 2008 году.

163

8

Удельный вес численности учащихся студии – участников

эксперимента по использованию технологии «Пила», к общему

числу учащихся в 2007 – 2008 году (см. Приложение 2).

163 / 330 = 0,49

или

49,0 %

9

Численность педагогов студии, использующих технологию

сотрудничества «Пила» в 2008 – 2009 году.

7

10

Удельный вес численности педагогов студии, использующих

технологию сотрудничества «Пила» в 2008 – 2009 году, к

общему числу педагогов студии (см. Приложение 1).

7 / 11 = 0,64

или

64,0 %

11

Численность дисциплин

студии,

в

которых используется

технология сотрудничества «Пила» в 2008 – 2009 году.

7

12

Удельный

вес

численности

дисциплин,

использующих

технологию «Пила», к общему числу дисциплин в студии в

2008 - 2009 году (см. Приложение 1).

7/14 = 0,5 или

50 %

Ж) Перспективы работы над темой:

Необходимо разработать механизм отслеживания изменений в качестве знаний учащихся

при использовании в учебной деятельности технологии сотрудничества «Пила».

Проблема:

Технологию сотрудничества «Пила» невозможно применять постоянно в течение

учебного года, требуется достаточный объем теоретического материала, который можно разбить

на части.

Поэтому система отслеживания качества знаний учащихся, используемая в студии на

данный момент, а именно уровни знаний («высокий», «средний», «низкий») «в начале года», «в

середине года» и «в конце года», не дает ясной картины, как применение технологии влияет на

качество знаний учащихся.

10

Пути решения проблемы:

1. Сравнивать качество знаний учащихся, занимающихся в разных группах, однородных

по уровню подготовки. В одной из групп давать теоретический материал традиционными

методами обучения, в другой группе – используя технологию сотрудничества «Пила». В качестве

контроля использовать тест.

Проблема: наличие групп, однородных по уровню подготовки.

2. Сравнивать качество знаний в одной группе, поделив её на две части, однородные по

уровню подготовки.

В одной из подгрупп давать теоретический материал традиционными методами обучения,

в другой подгруппе – используя технологию сотрудничества «Пила». В качестве контроля

использовать тест.

Проблема: организация учебного процесса в таких условиях.

3.

Сравнивать качество знаний в одной группе, но на разном учебном материале:

- один учебный материал дать традиционными методами обучения;

- другой учебный материал дать, используя технологию сотрудничества «Пила»;

- качество усвоения знаний сравнить, используя тест.

Проблема: не получится чистоты эксперимента, так как трудно подобрать разный учебный

материал, но равный по степени сложности и усвоению.

Список литературы

1. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.:

Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Педагогическая технология: Учебное пособие / Авт. – сост. Т.П. Сальникова. – М.:ТЦ

Сфера, 2005. – 128 с.

3.

Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и

учителей / В.В. Воронов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 192 с.

11



В раздел образования