Природа как одно из важнейших средств воспитания ребенка.
Автор: Петрова Нина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №63 Красносельского района Населённый пункт: Санкт -Петербурга Наименование материала: статья Тема: Природа как одно из важнейших средств воспитания ребенка. Раздел: дошкольное образование
средств воспитания ребенка.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воз-
действуя на его чувства своей яркостью ,многообрази-
ем, динамичностью.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружа-
ющий мир, но видят не все, иногда даже не замечают
главного. А если рядом взрослый, который удивляется
вместе с ним, учит не только смотреть, но и видеть ,дети
захотят узнать еще больше.
Одной из важных нравственных задач, стоящих перед
нами педагогами это воспитание любви к родине, а зна-
чит, и бережное отношение к родной природе.
Достичь этого можно, если знакомить ребенка с тайна-
ми природы, показывать интересное в жизни растений
и животных ,учить наслаждаться запахом цветущих трав,
красотой цветка, пейзажами родных мест.
Восприятие природы помогает развивать у детей жизне-
радостность, эмоциональность, чуткое и внимательное
отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший при-
роду, не будет безумно наносить вред природе, живот-
ным.
Основное средство познания природы - наблюдения. У
ребенка восприятие природы острее, так как он впервые
соприкасается с ней. Во время наблюдений за не живой
природой, растениями и животными, взрослые обраща-
ют внимание на выбранный объект, отмечают его харак-
терные особенности, внешний вид, наблюдают за ро-
стом растений, повадками животных, сравнивают, учатся
находить сходства и различия, приобретают новые зна-
ния. Все свои знания ребята воплощают и закрепляют в
изобразительной деятельности, развитии речи, ручном
труде, дидактических играх. Все наблюдения должны
быть кратковременными, но частыми. Поддерживая и
развивая познавательный интерес, педагог воспитывает у
детей многие положительные качества личности, позна-
комить природными явлениями, объяснить их причины
и взаимосвязи.
Природа способствует умственному развитию детей, их
логическому мышлению и речи. Если педагог приучит
детей любоваться яркими красками неба при закате и
восходе солнца ,просторами полей, замысловатой фор-
мой снежинок, полетом птиц, у детей разовьется худо-
жественный вкус ,они смогут глубже познать окружаю-
щий мир ,будут стремиться к созданию красоты своими
руками.
Природа полна чудес .Она никогда не повторяется и пе-
дагогу следует учить детей искать и находить новое в
уже известном ,виденном .Для этого педагог должен ис-
пользовать в совместной деятельности поисково – иссле-
довательскую деятельность.
Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле,
на животноводческой ферме, педагог обращает внима-
ние на то ,с каким старанием и любовью трудятся взрос-
лые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду
взрослого. Дети должны знать, что человек преобразует
природу рационально, целью ее охраны и улучшения.
Садовник, например, знает, какие ветки нужно обрезать,
чтобы дерево лучше росло; огородник удаляет «пасын-
ки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у
всего растения и т.д.
Только тогда природа предстане
т
перед человечеством
доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и ра-
дость общения с ней.
Литература:
«Как знакомить дошкольника с природой»/ Под. ред.П.-
Саморуковой.(1983г.)
«Юный Эколог» /Под. ред Николаева.