Напоминание

"Педсовет практикум. Педагогический словарь"


Автор: Беккер Ольга Майевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО Научно-технический центр "Механик"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педсовет практикум. Педагогический словарь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Научно-технический центр "Механик"

Педсовет-практикум

«Педагогический словарь»

Методист Беккер О.М.

Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П. Капица

Практикум предлагает провести педагогический тренинг по определению

понятий и формированию понятийного аппарата педагога-профессионала.

Определение понятий, используемых для обозначения тех или иных

явлений, в частности профессиональной педагогической деятельности,

вообще очень полезное занятие. Пытаясь дать как можно более точное

определение какому-либо понятию, человек концентрирует свою мысль

непосредственно

на

самом

явлении,

им

обозначаемом,

всесторонне

осмысливает его, обращает внимание на те или иные аспекты, которых,

может быть, раньше не замечал. Часто благодаря этому какое-т явление,

наконец, предстает в сознании человека целостно, многогранно. И он гораздо

лучше понимает, как надо действовать, сталкиваясь с этим явлением в жизни,

на работе.

Предлагаемый тренинг приучает не только осмысливать явления и

описывать их, но приобщает к культуре профессионального языка. Человек

впоследствии уже более внимательно, чем прежде, относится к выбору

терминов в своей речи. Непроизвольно, «про себя» и вслух для своих коллег,

собеседников старается объяснить значение тех или иных употребляемых

понятий, задумывается над теми, точное значение которых ему пока неясно.

Тренинг «Словарь»

Задачи тренинга- поупражняться в определении и толковании понятий,

которые обозначают явления, действия, имеющие место в педагогической

практике, сформировать понятийный аппарат, углубить понимание значения

тех или иных понятий, привести к общему пониманию их толкование.

Тренинг планируется как начало работы над методической темой

«Педагогические технологии», обобщением опыта педагогов.

Суть тренинга заключается в том, что его участники за определенное

время должны сообща написать варианты «статей» воображаемого или

реального

словаря-справочника

или,

по

крайней

мере,

подготовить

материалы для их написания.

Порядок проведения тренинга

Для продуктивной работы число участников - не более 20 человек.

Во вступительной части ведущий разъясняет задачи и назначение

тренинга и вводит участников в игровую ситуацию, сообщая примерно

следующее: « Представьте себе, что всех нас пригласила очень солидная

издательская фирма, чтобы сформировать авторский коллектив для создания

педагогического словаря-справочника ...» (Тема словаря может быть более

узкая, например: словарь-справочник руководителя кружка, методиста, по

методике формирования коллектива и т.п.)

2

Роль руководителя «авторского коллектива» берет на себя ведущий.

Затем ведущий знакомит участников с различными видами словарей.

Знакомство со словарями может завершиться обсуждением вопроса о том,

каким хотелось бы видеть свой словарь.

После этого ведущий делит участников на микроколлективы по 3-5

человек. Микроколлективы выбирают своих руководителей - «ответственных

редакторов» - и располагаются за отдельными рабочими местами.

I этап. Составление словника. Задача этого этапа - определить

примерный круг понятий, с помощью которых можно охарактеризовать

педагогическую деятельнось (либо избранный ее аспект ).

Задание 1 . Предложить перечень понятий, которые по мнению

микроколлектива, должны войти в словарь. На выполнение

отводится 5-7 мин.

После выполнения этого задания ведущий просит представителя одного

из

микроколлективов

зачитать

полученный

перечень.

Остальные

микроколлективы сравнивают его со своими и затем дополняют теми

понятиями,

которые

не

прозвучали.

Все

дополнительные

понятия

микроколлективы также записывают. Таким образом, у всех получается

единый словник. Ведущий, по возможности, записывает слова на доске.

Задание 2.

а) выделить важнейшие понятия (не больше десяти), имеющие, быть

может, категориальное значение;

б) выбрать понятия, которые отображают явления или

действия, важные для успешной педагогической деятельности;

предложить принцип систематизации этих понятий. Время выполнения

задания - 5-7 мин., по истечении которого микроколлективы сообщают о

своих результатах. Выбирается лучший по мнению всех вариант.

Среди понятий, составивших словник есть «Методика», «стратегия»,

«тактика», «техника», «логика», «технология» (карточки с этими словами

прикрепляются на доску). Известна классическая схема, отображающая

взаимосвязь этих понятий

м стратегия (во имя чего)

е

т тактика (как, средства, приемы)

о

д логика (последовательность)

и

к техника (способы, приемы)

а

3

Продуманная

во

всех

отношениях

методика

и

должна

привести

к

положительному результату. Все компоненты этой схемы знакомы и

привычны.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие

«педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении

существуют большие разночтения.

Где место пед технологии в этой схеме? Попробуем разобраться.

II

этап. Работа над понятиями.

На этом этапе микроколлективам

предстоит выбрать по одному понятию и обсудить содержание статьи

словаря. Принципы выбора могут быть разными: по значимости, по

готовности, по интересу и др.

Прежде чем сформулировать следующее задание, ведущий объясняет,

что значит определить понятие, какие варианты определений могут быть,

приводит примеры.

Определить понятие - это значит объяснить или описать обозначаемое

им явление с помощью других понятий или категорий, отражающих его

существенные признаки, связи, отношения. Само определение может быть

построено в основном двумя путями: объяснительным или описательным. В

первом случае находится более общее понятие, под которое подводится

определяемое слово, и дополняется специфическими характеристиками,

признаками,

пояснениями.

Например:

«Педагогический

процесс

-

целенаправленное,

сознательно

организуемое,

развивающееся

взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются

общественно необходимые задачи образования и воспитания» (Краткий

педагогический словарь пропагандиста. - М., 1984). Во втором случае

явление описывается через перечисление его особенностей, характеристик,

признаков. Например: «Такт педагогический - соблюдение преподавателем ...

принципа меры в общении с учащимися ..., умение найти правильный подход

к ним в процессе учебы и вне учебы» (там же). Если понятие имеет

несколько значений, то при его определении необходимо на них указать.

Задание3.

Микроколлективам раздаются карточки с определениями

понятий «Пед. технология» и «методика» различных авторов. Сами

определяемые

слова

на

карточках

отсутствуют.

Микроколлективы

обсуждают определения(10 мин.). Высказывают предположения, какой

термин объясняет данное определение. Дают свое определение термину

«Педагогическая технология». Участники могут пользоваться имеющимися

словарями. В это время ведущий работает с каждым микроколлективом по

очереди: следит за ходом обсуждения, помогает сформулировать идеи.

III

этап. Рецензирование.

По завершении работы над статьями

микроколлективы передают их друг другу на рецензию.

Задание 4. Прорецензировать полученную статью, при необходимости

сделать соответствующую правку, сформулировать (устно) качественную

оценку статьи. Чтобы обсуждение носило конструктивный характер, можно

4

внести некоторые правила. Например: 1) запрещается высказываться в

негативно-категоричной форме типа «это неправильно», «неграмотно»,

«плохо», «вы не правы» и т.п.

2) сомнения и несогласия с позицией авторов можно формулировать,

используя выражения типа «мне кажется, что лучше было бы...» либо

вопросную форму.

Все участники решают, можно ли данную статью включить в словарь.

В процессе обсуждения ведущий выписывает на доску ключевые слова,

определяющие понятие «пед технология»

= наука

= система

пед. технология = ? = процесс

= методика

Ведущий

сообщает

номера

карточек,

на

которых

были

даны

определения «пед. технологии». Все они очень различны.

Так что же такое пед. технология? И сколько их существует? Наверное

столько же., сколько идей в головах людей. Исчерпывающего списка нет.

Чтобы ориентироваться в них существует эффективный путь познания -

классификация (но это уже другая тема).

Знакомству с некоторыми пед. технологиями, их классификации будет

посвящена следующая наша встреча.

В завершение ведущий подводит итоги: анализирует характер и

качество работы участников тренинга.

5



В раздел образования