Напоминание

Педагогические условия самореализации учащихся на занятиях творческого объединения "ФотоФильм"


Автор: Кербицкова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО Научно-технический центр "Механик"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогические условия самореализации учащихся на занятиях творческого объединения "ФотоФильм"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Научно-технический центр "Механик"

Направленность работы: Художественно-эстетическая

Тема исследования:

Педагогические условия самореализации учащихся на занятиях

творческого объединения «ФотоФильм»

Автор: Кербицкова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО НТЦ «Механик»

ИЖЕВСК, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Индивидуальность ученика – заглушать нельзя

4

Педагогические условия самореализации

личности учащегося

9

Заключение

13

Список литературы

14

2

Введение

С каждым годом всё активнее входят в нашу жизнь цифровые

технологии. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры, которые ещё совсем

недавно были привилегией немногих, сейчас можно встретить всё чаще и

чаще, особенно среди молодого поколения. Современные дети ещё в

дошкольном возрасте знакомятся с компьютерами, мобильными телефонами

цифровой видео и фототехникой. Они не боятся, а стремятся к общению с

ней.

Но чтобы общение было целенаправленным и полезным, нужны знания,

которые ребята могут получить, занимаясь в творческом объединении

«ФтотФильм». Кроме того, что учащиеся приобщаются к активному занятию

фото и киноискусством; у них формируется художественная культура, как

неотъемлемая

часть

духовной

культуры,

умение

видеть

красоту

окружающего мира.

Отсюда и задачи обучения:

- Образовательные – научить пользоваться фото и видеотехникой,

компьютерными программами.

- Воспитательные – воспитание художественного вкуса, таких черт

характера как трудолюбие, терпение, усидчивости, самостоятельности,

умения работать в коллективе.

- Развивающие - развитие интереса учащихся к фото и киноискусству,

как

к

художественному

творчеству;

развитие

мышления,

внимания,

наблюдательности, воображения, памяти, творческой активности.

3

«Индивидуальность ученика (какой бы он ни был плохой) - заглушать

нельзя!»

Ольга Лепешинская

Сегодня

личность

становится

все

более

значимой

социальной

ценностью. Поэтому крайне важно целенаправленно создавать условия

для развития

и возможности для реализации

потребностей в смысле

жизни, в эмоциональных контактах, в сотрудничестве, в творческом

характере жизнедеятельности, в самореализации. Не менее важно именно

сегодня развитие всех групп способностей:

- интеллектуальных;

- художественных

- экспрессивных - они помогут построить отношения с людьми,

почувствовать состояние другого, сопереживать;

-

социальных,

которые

определяют

характер

и

успешность

взаимодействия человека с другими людьми, с коллективами. с обществом в

целом;

- инструментальных (что-то делать своими руками, искусно обращаться

с инструментами и материалами); На это направлено всё в объединении

«ФотоФильм». Не реализация планов педагога руками учащихся, а при

помощи

знаний

и

опыта

руководителя

воплощение

в

жизнь

творческих идей учащихся!

Но,

прежде

всего,

необходимо

исходить

из

возможностей

и

способностей ребенка для того, чтобы ребенок развивался как личность,

способная реализовать себя в различных социальных сферах. Для этого ему

необходимо

помочь

найти

себя

через

включение

в

разные

виды

деятельности, так разнообразно организовать его жизнь, чтобы он имел

возможность

проявить

и

развить

свои

индивидуальные

задатки

и

возможности.

4

Как заметил Л.Фейербах, человек только там удовлетворяет самого

себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Задача педагога и заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха

для ребенка, которая явилась бы мотивом для дальнейшей его деятельности,

а развитие мотива, в свою очередь, происходило бы через изменение и

расширение

круга

деятельности,

преобразующей

предметную

действительность.

На сегодняшний день коллектив объединения насчитывает 42 человека

в возрасте от 9 до 13 лет (с 3 по 7 класс). Посещают объединение первый год

– 15 человек, второй год – 20 человек, третий год – 7 человек. 16 учащихся

занимаются по индивидуальным планам обучения. Мальчиков – 16, девочек

– 26.

Дети очень разные, когда они приходят ко мне, я «погружаю» их в, так

называемый мной, фотовидео мир. Даю в руки технику, знакомлю с её

возможностями. И пробуя всё, ребёнок выбирает то, что ему больше

нравится, что у него лучше получается.

И сразу выделяются некоторые дети, про которых можно сказать, что

им присущи черты, отличающие их от большинства сверстников, что им

присущи некоторые одарённости.

Одаренность – это умение выполнить необычно обычную работу.

Вот то, что отличает одарённых детей: это – прежде всего,

- любопытство, перерастающее в любознательность,

- повышенная концентрация внимания на чём-либо;

- высокая степень погруженности в задачу (ребёнок часто бывает

поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически

невозможно

отвлечь,

причем

заниматься

своим

делом

он

способен

длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней);

- упорство в достижении результата;

- способность к прогнозированию;

- способность к оценке продуктов собственной деятельности;

5

- широта интересов (многое удается – многое хочется попробовать);

- самостоятельность.

- и самое главное, что отличает творческих одаренных людей –

способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие

(Д.Б.Богоявленская).

Одарённые дети проявляются только в деятельности. Говорят, не

ошибается тот, кто ничего не делает. Как можно узнать: на что ты способен,

если ты это не попробуешь сделать: - не попробуешь сам сфотографировать,

снять мультфильм, смонтировать сюжет, самим же и отснятый?

Развивая одаренности детей, развиваются и другие качества личности:

трудолюбие,

терпение,

умение

анализировать

и

планировать

свою

деятельность, а также анализировать продукты творческой деятельность

других, логическое и абстрактное мышление и т.д.

На занятиях в своём творческом объединении я стараюсь в каждом

найти что-то особенное, свойственное только этому ребёнку, создать для

него его собственную ситуацию успеха, которая будет не только основой для

рождения творческих идей, но и поможет решить возникающие у одаренных

детей проблемы в социальной адаптации.

Заботясь о развитии одаренностей детей, нельзя забывать самое

главное, - воспитывать в них способность

при любых обстоятельствах

оставаться человеком, личностью.

Педагог в каждом своем воспитаннике видит уникальную личность.

Мало того, он последовательно добивается, чтобы каждый его питомец в

самом себе видел личность и считал себя таковой. И наконец, он стремится к

тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих

его людей.

Это предполагает у них готовность смотреть на каждого человека как на

заведомо интересного. Готовность искать в нем целый мир, загадочный и

привлекательный. Видеть в другом личность и воспитать личность может

лишь тот, кто сам в себе видит личность (А.В.Мудрик).

6

Личность - не " кожаный мешок с условными рефлексами" (Л.С.Выгот-ский),

а натура мыслящая, свободная, творящая, ведущая за собой. "Чтобы заразить

детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы

заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать

себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны

их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать

себя человеком в лучшем смысле этого слова" (В.П.Вахтерев)

Педагогические условия самореализация учащихся.

Любознательность, пытливость детского ума, цепкая память, богатое

воображение,

повышенная

эмоциональность,

желание

познать

новое

неизведанное - всё это способствует желанию в овладении цифровыми

технологиями. Поэтому так важно начинать обучение детей с младшего

школьного возраста.

Как я уже упоминала выше, с первых минут пребывания в нашем

объединении у ребенка есть возможность попробовать всё и себя во всем

(т.н. «погружение»), для того чтобы выбрать, что ему больше нравится, а

мне – проанализировать: что у него больше всего получается.

Второй

положительный

момент

этого

замечательного

метода

«погружения» - если у ребёнка получается, то он чувствует себя успешным, а

это стимулирует дальнейшее участие в работе объединения. Момент свободы

выбора является ещё и чрезвычайно важным для развития самостимуляции.

Теперь о формах занятий.

Групповая

форма очень эффективна в группе, участники которой

имеют различный уровень подготовки и мотивации. Учащиеся значительно

быстрее овладевают знаниями и умениями при общении со своими более

подготовленными товарищами.

Индивидуальная форма обучения определяет успешность всех других

форм. К индивидуальным формам относятся индивидуальные занятия по

7

изучению компьютерных программ, а также выполнения учащимися заданий,

соответствующих их интересам и возможностям.

Но, даже занимаясь индивидуально, ребята общаются в группах,

возраст и класс не имеют значения, если горят глаза, а в голове много новых

идей. Семикласснику есть чему поучиться у пятиклассника, шестиклассники

с интересом обсуждают технологию создания мультфильма, придуманную

четвёртым классом.

Наличие особой психологической атмосферы, так называемого духа

творчества, уважения, доброты, понимания.- ещё одно из важнейших

педагогических условий развития личности ребенка.

Для надлежащего функционирования человека в наиболее естественной

для него среде, т.е. среде общественной, недостаточно интеллектуальной

ориентировки. Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее

эмоциональное

отношение

и

сами

должны

чувствовать

со

стороны

окружающих это отношение, чтобы руководствоваться им, принимая

решение о действиях.

Следующий момент. Средний школьный возраст (5-6 класс)

характеризуется

общим

подъемом

жизнедеятельности,

общественной

активности. Возрастает роль сознания, Восприятие окружающего мира

становится

более

целенаправленным,

Улучшается

способность

к

абстрактному

мышлению, изменяется соотношение

между конкретно-

образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление

приобретает новую черту — критичность. Идет интенсивное нравственное и

социальное формирование личности. Вот почему так необходимо привлекать

учащихся, занимающихся в объединении, к участию во всех школьных

мероприятиях в качестве фото и видеокорреспондентов.

Это повышает:

- их авторитет среди учащихся школы (даже старшеклассников);

- ответственность за отснятый материал;

8

- они видят полезность и необходимость своей деятельности в жизни

школы (по результатам съемки выпускаются школьные фотогазеты).

Ещё одно из главнейших условий эффективности работы – творчество

самого педагога.

Хоть с двумя портфелями приди, но если

погашены глаза,

усталый вид, плохое настроение, - никто за тобой не пойдет.

Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:

"Творчество учителя рождает творчество ученика".

О.Н.Лысенкова.

Педагог должен уметь «влюблять» в себя своих учеников. Что значит

«заставить полюбить себя»?

- это уметь читать характеры своих учеников и ставить им правильный

«психологический» диагноз», определяя тактику подхода к ним;

- это быть профессионалом в том деле, которому учишь. Дети очень

хорошо чувствуют, как глубоко мы знаем свое дело, уважают умение учителя

просто и доходчиво объяснять самые трудные вещи;

- это говорить с ребятами на их языке, знать их интересы и быть

интересным собеседником и советчиком.

Хоть с двумя портфелями приди, но если

погашены глаза,

усталый вид, плохое настроение, - никто за тобой не пойдет.

Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:

Всё общение с учащимися должно происходить на мажорной волне.

Педагогу просто необходимо научиться быть жизнерадостным. Его угрюмый

и чрезвычайно серьезный вид не говорит о глубине ума и знаний. Если к вам

придёт ребёнок в «минусе», он будет искать поддержки, защиты, и

обязательно должен найти эту поддержку, иначе он может больше никогда к

вам не придти.

Самочувствие - такая же профессиональная необходимость, как и

мастерство, эрудиция, методическая оснащенность.

9

Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:

Очень важны оценка педагога, сверстников, публичное признание, - это

ещё и стимул к новым достижениям, к формированию устойчивых мотивов.

Нас в своё время учили сохранять некоторую «дистанцию» между собою и

детьми. Однако со временем понимаешь, что это самое лёгкое в нашей

профессии. Педагог и так имеет огромную, почти диктаторскую власть над

учащимися. Ему ничего не стоит «отодвинуть» от себя ученика, а вот

расположить к себе: это гораздо сложнее.

И последнее. Януш Корчак когда то сказал: «Нет детей, а есть люди,

обладающие меньшими знаниями и опытом». Надо помнить об этом всегда и

не стесняться учиться у них.

Заключение.

В данной работу прозвучала попытка выявить и обосновать педагогические

условия

самореализации

на

занятиях

творческого

объединения

«ФотоФильм». Подведём итог.

Педагогические условия - это условия, способствующие развитию всех

сторон личности ребёнка и созданные педагогом на занятиях своего

объединения (в данном конкретном случае на занятиях творческого

объединения «ФотоФильм»):

1.

Анализ интересов и способностей учащихся.

2.

Создание «ситуации успеха»

3.

Многообразие форм работы, где можно себя попробовать.

4.

Общение внутри объединения на разные темы и с ребятами разного

возраста.

5.

Наличие особой психологической атмосферы.

6.

Участие в «выходах», где можно почувствовать свою значимость и

нужность на уровне школы.

7.

«Личность учителя значит всё в деле воспитания» К.Д.Ушинский.

10

Список литературы.

1. Корчак Януш. Избранные педагогические сочинения, М., 1979

2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой, М., Просвещение, 1978

3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение, М., Просвещение.,1986

4. Натанзон Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия, 2 изд., М.,1972

5. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив, М.,

Просвещение, 1984

6. Одаренные дети: пер с анг./Общ.ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого,М.,

Прогресс, 1991

11



В раздел образования