Автор: Кербицкова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО Научно-технический центр "Механик"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогические условия самореализации учащихся на занятиях творческого объединения "ФотоФильм"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Научно-технический центр "Механик"
Направленность работы: Художественно-эстетическая
Тема исследования:
Педагогические условия самореализации учащихся на занятиях
творческого объединения «ФотоФильм»
Автор: Кербицкова Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО НТЦ «Механик»
ИЖЕВСК, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Индивидуальность ученика – заглушать нельзя
4
Педагогические условия самореализации
личности учащегося
9
Заключение
13
Список литературы
14
2
Введение
С каждым годом всё активнее входят в нашу жизнь цифровые
технологии. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры, которые ещё совсем
недавно были привилегией немногих, сейчас можно встретить всё чаще и
чаще, особенно среди молодого поколения. Современные дети ещё в
дошкольном возрасте знакомятся с компьютерами, мобильными телефонами
цифровой видео и фототехникой. Они не боятся, а стремятся к общению с
ней.
Но чтобы общение было целенаправленным и полезным, нужны знания,
которые ребята могут получить, занимаясь в творческом объединении
«ФтотФильм». Кроме того, что учащиеся приобщаются к активному занятию
фото и киноискусством; у них формируется художественная культура, как
неотъемлемая
часть
духовной
культуры,
умение
видеть
красоту
окружающего мира.
Отсюда и задачи обучения:
- Образовательные – научить пользоваться фото и видеотехникой,
компьютерными программами.
- Воспитательные – воспитание художественного вкуса, таких черт
характера как трудолюбие, терпение, усидчивости, самостоятельности,
умения работать в коллективе.
- Развивающие - развитие интереса учащихся к фото и киноискусству,
как
к
художественному
творчеству;
развитие
мышления,
внимания,
наблюдательности, воображения, памяти, творческой активности.
3
«Индивидуальность ученика (какой бы он ни был плохой) - заглушать
нельзя!»
Ольга Лепешинская
Сегодня
личность
становится
все
более
значимой
социальной
ценностью. Поэтому крайне важно целенаправленно создавать условия
для развития
и возможности для реализации
потребностей в смысле
жизни, в эмоциональных контактах, в сотрудничестве, в творческом
характере жизнедеятельности, в самореализации. Не менее важно именно
сегодня развитие всех групп способностей:
- интеллектуальных;
- художественных
- экспрессивных - они помогут построить отношения с людьми,
почувствовать состояние другого, сопереживать;
-
социальных,
которые
определяют
характер
и
успешность
взаимодействия человека с другими людьми, с коллективами. с обществом в
целом;
- инструментальных (что-то делать своими руками, искусно обращаться
с инструментами и материалами); На это направлено всё в объединении
«ФотоФильм». Не реализация планов педагога руками учащихся, а при
помощи
знаний
и
опыта
руководителя
–
воплощение
в
жизнь
творческих идей учащихся!
Но,
прежде
всего,
необходимо
исходить
из
возможностей
и
способностей ребенка для того, чтобы ребенок развивался как личность,
способная реализовать себя в различных социальных сферах. Для этого ему
необходимо
помочь
найти
себя
через
включение
в
разные
виды
деятельности, так разнообразно организовать его жизнь, чтобы он имел
возможность
проявить
и
развить
свои
индивидуальные
задатки
и
возможности.
4
Как заметил Л.Фейербах, человек только там удовлетворяет самого
себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.
Задача педагога и заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха
для ребенка, которая явилась бы мотивом для дальнейшей его деятельности,
а развитие мотива, в свою очередь, происходило бы через изменение и
расширение
круга
деятельности,
преобразующей
предметную
действительность.
На сегодняшний день коллектив объединения насчитывает 42 человека
в возрасте от 9 до 13 лет (с 3 по 7 класс). Посещают объединение первый год
– 15 человек, второй год – 20 человек, третий год – 7 человек. 16 учащихся
занимаются по индивидуальным планам обучения. Мальчиков – 16, девочек
– 26.
Дети очень разные, когда они приходят ко мне, я «погружаю» их в, так
называемый мной, фотовидео мир. Даю в руки технику, знакомлю с её
возможностями. И пробуя всё, ребёнок выбирает то, что ему больше
нравится, что у него лучше получается.
И сразу выделяются некоторые дети, про которых можно сказать, что
им присущи черты, отличающие их от большинства сверстников, что им
присущи некоторые одарённости.
Одаренность – это умение выполнить необычно обычную работу.
Вот то, что отличает одарённых детей: это – прежде всего,
- любопытство, перерастающее в любознательность,
- повышенная концентрация внимания на чём-либо;
- высокая степень погруженности в задачу (ребёнок часто бывает
поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически
невозможно
отвлечь,
причем
заниматься
своим
делом
он
способен
длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней);
- упорство в достижении результата;
- способность к прогнозированию;
- способность к оценке продуктов собственной деятельности;
5
- широта интересов (многое удается – многое хочется попробовать);
- самостоятельность.
- и самое главное, что отличает творческих одаренных людей –
способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие
(Д.Б.Богоявленская).
Одарённые дети проявляются только в деятельности. Говорят, не
ошибается тот, кто ничего не делает. Как можно узнать: на что ты способен,
если ты это не попробуешь сделать: - не попробуешь сам сфотографировать,
снять мультфильм, смонтировать сюжет, самим же и отснятый?
Развивая одаренности детей, развиваются и другие качества личности:
трудолюбие,
терпение,
умение
анализировать
и
планировать
свою
деятельность, а также анализировать продукты творческой деятельность
других, логическое и абстрактное мышление и т.д.
На занятиях в своём творческом объединении я стараюсь в каждом
найти что-то особенное, свойственное только этому ребёнку, создать для
него его собственную ситуацию успеха, которая будет не только основой для
рождения творческих идей, но и поможет решить возникающие у одаренных
детей проблемы в социальной адаптации.
Заботясь о развитии одаренностей детей, нельзя забывать самое
главное, - воспитывать в них способность
при любых обстоятельствах
оставаться человеком, личностью.
Педагог в каждом своем воспитаннике видит уникальную личность.
Мало того, он последовательно добивается, чтобы каждый его питомец в
самом себе видел личность и считал себя таковой. И наконец, он стремится к
тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих
его людей.
Это предполагает у них готовность смотреть на каждого человека как на
заведомо интересного. Готовность искать в нем целый мир, загадочный и
привлекательный. Видеть в другом личность и воспитать личность может
лишь тот, кто сам в себе видит личность (А.В.Мудрик).
6
Личность - не " кожаный мешок с условными рефлексами" (Л.С.Выгот-ский),
а натура мыслящая, свободная, творящая, ведущая за собой. "Чтобы заразить
детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы
заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать
себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны
их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать
себя человеком в лучшем смысле этого слова" (В.П.Вахтерев)
Педагогические условия самореализация учащихся.
Любознательность, пытливость детского ума, цепкая память, богатое
воображение,
повышенная
эмоциональность,
желание
познать
новое
неизведанное - всё это способствует желанию в овладении цифровыми
технологиями. Поэтому так важно начинать обучение детей с младшего
школьного возраста.
Как я уже упоминала выше, с первых минут пребывания в нашем
объединении у ребенка есть возможность попробовать всё и себя во всем
(т.н. «погружение»), для того чтобы выбрать, что ему больше нравится, а
мне – проанализировать: что у него больше всего получается.
Второй
положительный
момент
этого
замечательного
метода
«погружения» - если у ребёнка получается, то он чувствует себя успешным, а
это стимулирует дальнейшее участие в работе объединения. Момент свободы
выбора является ещё и чрезвычайно важным для развития самостимуляции.
Теперь о формах занятий.
Групповая
форма очень эффективна в группе, участники которой
имеют различный уровень подготовки и мотивации. Учащиеся значительно
быстрее овладевают знаниями и умениями при общении со своими более
подготовленными товарищами.
Индивидуальная форма обучения определяет успешность всех других
форм. К индивидуальным формам относятся индивидуальные занятия по
7
изучению компьютерных программ, а также выполнения учащимися заданий,
соответствующих их интересам и возможностям.
Но, даже занимаясь индивидуально, ребята общаются в группах,
возраст и класс не имеют значения, если горят глаза, а в голове много новых
идей. Семикласснику есть чему поучиться у пятиклассника, шестиклассники
с интересом обсуждают технологию создания мультфильма, придуманную
четвёртым классом.
Наличие особой психологической атмосферы, так называемого духа
творчества, уважения, доброты, понимания.- ещё одно из важнейших
педагогических условий развития личности ребенка.
Для надлежащего функционирования человека в наиболее естественной
для него среде, т.е. среде общественной, недостаточно интеллектуальной
ориентировки. Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее
эмоциональное
отношение
и
сами
должны
чувствовать
со
стороны
окружающих это отношение, чтобы руководствоваться им, принимая
решение о действиях.
Следующий момент. Средний школьный возраст (5-6 класс)
—
характеризуется
общим
подъемом
жизнедеятельности,
общественной
активности. Возрастает роль сознания, Восприятие окружающего мира
становится
более
целенаправленным,
Улучшается
способность
к
абстрактному
мышлению, изменяется соотношение
между конкретно-
образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление
приобретает новую черту — критичность. Идет интенсивное нравственное и
социальное формирование личности. Вот почему так необходимо привлекать
учащихся, занимающихся в объединении, к участию во всех школьных
мероприятиях в качестве фото и видеокорреспондентов.
Это повышает:
- их авторитет среди учащихся школы (даже старшеклассников);
- ответственность за отснятый материал;
8
- они видят полезность и необходимость своей деятельности в жизни
школы (по результатам съемки выпускаются школьные фотогазеты).
Ещё одно из главнейших условий эффективности работы – творчество
самого педагога.
Хоть с двумя портфелями приди, но если
погашены глаза,
усталый вид, плохое настроение, - никто за тобой не пойдет.
Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:
"Творчество учителя рождает творчество ученика".
О.Н.Лысенкова.
Педагог должен уметь «влюблять» в себя своих учеников. Что значит
«заставить полюбить себя»?
- это уметь читать характеры своих учеников и ставить им правильный
«психологический» диагноз», определяя тактику подхода к ним;
- это быть профессионалом в том деле, которому учишь. Дети очень
хорошо чувствуют, как глубоко мы знаем свое дело, уважают умение учителя
просто и доходчиво объяснять самые трудные вещи;
- это говорить с ребятами на их языке, знать их интересы и быть
интересным собеседником и советчиком.
Хоть с двумя портфелями приди, но если
погашены глаза,
усталый вид, плохое настроение, - никто за тобой не пойдет.
Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:
Всё общение с учащимися должно происходить на мажорной волне.
Педагогу просто необходимо научиться быть жизнерадостным. Его угрюмый
и чрезвычайно серьезный вид не говорит о глубине ума и знаний. Если к вам
придёт ребёнок в «минусе», он будет искать поддержки, защиты, и
обязательно должен найти эту поддержку, иначе он может больше никогда к
вам не придти.
Самочувствие - такая же профессиональная необходимость, как и
мастерство, эрудиция, методическая оснащенность.
9
Из записной книжки словесника Е.И.Ильина:
Очень важны оценка педагога, сверстников, публичное признание, - это
ещё и стимул к новым достижениям, к формированию устойчивых мотивов.
Нас в своё время учили сохранять некоторую «дистанцию» между собою и
детьми. Однако со временем понимаешь, что это самое лёгкое в нашей
профессии. Педагог и так имеет огромную, почти диктаторскую власть над
учащимися. Ему ничего не стоит «отодвинуть» от себя ученика, а вот
расположить к себе: это гораздо сложнее.
И последнее. Януш Корчак когда то сказал: «Нет детей, а есть люди,
обладающие меньшими знаниями и опытом». Надо помнить об этом всегда и
не стесняться учиться у них.
Заключение.
В данной работу прозвучала попытка выявить и обосновать педагогические
условия
самореализации
на
занятиях
творческого
объединения
«ФотоФильм». Подведём итог.
Педагогические условия - это условия, способствующие развитию всех
сторон личности ребёнка и созданные педагогом на занятиях своего
объединения (в данном конкретном случае на занятиях творческого
объединения «ФотоФильм»):
1.
Анализ интересов и способностей учащихся.
2.
Создание «ситуации успеха»
3.
Многообразие форм работы, где можно себя попробовать.
4.
Общение внутри объединения на разные темы и с ребятами разного
возраста.
5.
Наличие особой психологической атмосферы.
6.
Участие в «выходах», где можно почувствовать свою значимость и
нужность на уровне школы.
7.
«Личность учителя значит всё в деле воспитания» К.Д.Ушинский.
10
Список литературы.
1. Корчак Януш. Избранные педагогические сочинения, М., 1979
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой, М., Просвещение, 1978
3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение, М., Просвещение.,1986
4. Натанзон Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия, 2 изд., М.,1972
5. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив, М.,
Просвещение, 1984
6. Одаренные дети: пер с анг./Общ.ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого,М.,
Прогресс, 1991
11