Напоминание

Метод проектов в дополнительном образовании


Автор: Шамсиахметова Надежда Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО Научно-технический центр "Механик"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод проектов в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Материал разработала методист

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

дополнительного образования Научно-

технического центра "Механик". г. Ижевск

Шамсиахметовой Н.Н.

Метод проектов

ПОЧЕМУ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ

Особое значение в технологическом образовании школьников имеет метод

проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-

практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее

реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей,

применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные

ценности (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 «Об использовании метода

проектов в образовательной области «Технология»).

Метод проектов

- это комплексный, интегрированный обучающий метод,

который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку

проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Методологической

основой

использования

метода

проектов

являются

общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность,

сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и

преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию

подразумевает

знакомство

учащихся

с

основными

технологическими

знаниями,

умениями и терминологией.

Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом

образовании школьников состоит в развитии личностных качеств:

деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного

риска» и др.

Развивающая функция метода проектов состоит в осознании школьниками

возможностей применять абстрактные знания и умения для анализа и решения

практических задач.

Термин «проект» нужно понимать как полный проект. При выполнении

проектов

учащимися

вырабатывают

умения

думать,

находить

информацию,

анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать индивидуально и в

группах. Они развиваются как творческие личности, способные к обучению в течение

всей жизни.

ЦЕНТР (ФОКУС) ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Не в каждом проекте в одинаковой степени отражаются все этапы проекта. В

этом случае каждый проект потребовал бы слишком много времени. В связи с этим в

каждом проекте должен быть выбран центр (фокус). Это дает возможность педагогу

спланировать круг задач, которые реально могут быть решены в конкретном проекте.

О ТИПАХ ПРОЕКТОВ

Важно использовать различные типы проектов.

Закрытый тип используется при работе с младшими школьниками, где большая

роль отводится педагогу.

1

Смешенный тип используется со средним возрастом детей. При этом доля

«открытой» части может быть увеличена.

Открытый тип может быть использован учащимися старших классов, которые

обсуждают с учителем, что они собираются проектировать и делать.

ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Учитель продолжает обучение в течение выполнения проекта. Проекты не

должны планироваться только для закрепления или проверки умений и знаний,

полученных ранее. Учитель продолжает обучение в течение выполнения проекта,

задавая

вопросы,

информируя,

поощряя

учащихся,

предлагая

определенный

эксперимент, или участвуя в нем. Поэтому при планировании проекта важно выделить

графу «Действия учителя», чтобы не сложилось мнения, что учитель ничего не делает

при выполнении проекта.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И РАБОТА В ГРУППАХ

Проекты могут выполняться индивидуально и группами учащихся. Но и при

выполнении индивидуальных проектов всегда имеется место для коротких групповых

действий – например, при разработке критериев изделия или при оценке первоначальных

идей. Работа в группах – хорошая практика и желательно ее использовать в каждом

проекте, поскольку это дает возможность сплотить учащихся и воспитать ощущение

коллективной ответственности.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дифференцирование важно, поскольку большинство классов имеет учащихся

различных способностей. Способные дети могут выполнить больше исследований,

рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, делать более сложное

изделие. Менее способные учащиеся нуждаются в большей помощи преподавателя в

течение выполнения проекта. В этом случае учитель может ограничить исследования

или упростить изделие.

Это обычно делается при собеседованиях с учащимися (индивидуально) в начале

работ над проектом и в течение его выполнении.

Вопросы

дифференцированного

обучения

могут

быть

включены

при

планировании проекта в графу «Методические рекомендации».

УПРАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТА

Порядок выполнения проектов формально линейный – выработка идей и выбор

лучшей

разработка лучшей идеи

планирование и изготовление изделия

испытание

оценка. Дизайн-папки обычно располагают материал таким образом.

Но творческие люди не могут мыслить линейно. Часто порядок выполнения

работ по проектированию не носит линейного характера: иногда проект начинают с

упражнений, иногда с исследования готовых изделий (дизайн-анализ) и т.п.

Но при оформлении проектов целесообразно отдельные градиенты проекта

располагать в определенной последовательности.

ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОИСКА НОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

РЕШЕНИЯ

Явление распространения в обществе рационального, рассудочного характера

жизни и деятельности в дополнении к эмоционально-чувственному, подсознательному

отражает объективное стремление людей к более полному удовлетворению своих

потребностей, устранению недостатков и противоречий, улучшению качества жизни.

2

Это объективный процесс повышения степени «рациональности» развития цивилизации

проявляется и в образовании.

Процедурное проектирование в реальной действительности осуществляется по

некоторым

устоявшимся

правилам

и

закономерностям.

Проектирование

всегда

предполагает некоторое приращение к исходному состоянию объекта проектирования.

Результат проектирования (Рп) может быть представлен как некоторая исходная система

(ИС) и добавка-приращение (

):

Рп = ИС +

.

Весь процесс проектирования может быть условно разделен на четыре больших

этапа:

I.

Исследовательский этап.

Этот этап связан с выявлением проблемы. Основой возникновения проблемы в

форме, пригодной для выполнения логических или эвристических процедур по ее

разрешению, является некоторый дискомфорт, явное или скрытое неудобство, которое

испытывает человек в определенной ситуации жизнедеятельности, обозначаемой в

качестве проблемной.

Осознание интуитивно ощущаемых дискомфорта (физического, психического,

интеллектуального, духовного) и неудобства приводят к пониманию человеком

сущности проблемы и ее формулированию, что является одним из условий разрешения

проблемы. При этом проблема преобразуется в задачу, где известны объект изучения

и/или преобразования, исходные условия и система, внутри которой происходит

преобразование, а также (при необходимости) ограничения на будущие возможные

решения.

II.

Конструкторский этап.

Второй этап имеет целью создание собственно проекта в виде описаний, схем,

алгоритмов, программ, расчетов и т.д. Процесс создания проекта заключается в

построении мыслительных образов будущей реальности (идей) эвристическими,

ассоциативно-интуитивными, рациональными, алгоритмическими и другими способами,

активизирующими креативную функцию сознания,

и в последующем переводе

сформировавшихся мыслительных образов в доступную для зрительного восприятия и

понимания форму (визуализация) или конструирование.

Исследование и проектирование можно разделить по типу моделей.

Исследование – познавательная модель, ориентированная на процесс получения

знания о реально существующем мире и его элементах. Эту модель можно построить для

процесса обучения и для процесса научного исследования. Исследовать можно только

то, что есть в реальном мире.

Проектирование

– это прагматическая модель, строится в ситуациях, когда

необходимо осуществить какое-либо преобразование реального мира с целью получения

другого, иного результата; это процесс производства знания о несуществующей

(виртуальной) реальности, которая может состояться при определенных условиях.

III.

Технологический этап.

Этот этап предусматривает составление плана практической реализации проекта,

подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования; выполнение

запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение при

необходимости изменений в конструкцию и технологию.

IV.

Оценивание.

Заключительный этап проектирования предполагает оценивание качества проекта

путем, как правило, его практических испытаний (опытно-экспериментальной работы),

проведение измерений, испытаний, экспертиз и сопоставление полученных результатов с

требованиями к проекту, установленными на этапе предпроектных исследований.

3

В целом процедурная модель учебного проектирования может быть представлена

в виде схемы (рис.1):

Рис.1 Номинальная схема проектирования

В данной схеме цифрами обозначены подэтапы:

1.

Обозначение проблемной ситуации.

2.

Выявление проблемы и ее формулирование.

3.

Выявление существующих объектов-аналогов, связанных с выявленной

проблемой и разрешающих ее на том или ином уровне качества.

4.

Определение параметров будущего объекта (в виде требований к нему,

которые позволяют устранить проблему и снять проблемную ситуацию).

5.

Анализ существующих объектов аналогов и выявление недостатков.

6.

Выявление

противоречий

(социальных,

технических,

физических,

экономических, экологических, эргономических и др.) и формулирование

задач, не имеющих решений в настоящее время и приводящих к устранению

недостатков и выполнению требований.

7.

Поиск возможных вариантов решения.

8.

Выбор оптимального решения.

9.

Анализ и уточнение принятого решения.

10. Выбор параметров и режимов действий объекта.

11. Конструирование

технических,

механических,

гидравлических,

пневматических и других систем объекта.

12. Конструирование сборочных единиц и деталей.

10

11

12

14

13

9

8

7

6

5

4

3

2

1

I этап: Исследовательский этап

II этап:

Конструкторский этап

Проектирование

Конструирование

IV этап: Оценивание

III этап:

Технологический

4

13. Технологический: разработка технологического процесса изготовления и

сборки

изделия.

Анализ

и

внесение

корректировок.

Составление

технологических и инструкционных карт. Экономическое, экологическое

обоснование и определение затрат на создание изделия. Изготовление

элементов конструкции и их контроль. Сборка изделия.

14. Заключительный:

контроль

и

испытание

изделия.

Корректировка.

Окончательное оформление проекта (пояснительной записки, чертежей,

технологических карт и др.). Оценка (сопоставление требований к будущему

объекту, установленных в результате анализа проблемной ситуации с

действительными параметрами объекта) и самооценка. Защита проекта.

Эксплуатация. Переход к новому витку проектирования.

К исследовательскому этапу относятся строки 1-6.

Строки 7-12

представляют собой собственно процедуры проектирования,

которые условно можно разделить на две части:

1)

7-9 строки – проектирование (поисковое конструирование);

2)

10-12 строки – конструирование (техническое конструирование).

Строка 13 – Технологический этап, строка 14 – этап Оценивание.

Элементы

процедурной

модели

проектирования

имеют

разную

степень

нормативности. Стадии разработки конструкторской документации устанавливаются

ГОСТом и должны выполняться в соответствии с его требованиями.

Процедуры проектирования, не регламентированные стандартами, методы их

решения и источники информации выполняются в соответствии с некоторыми общими,

отработанными в реальных проектах нормами и правилами.

Схемы проектирования

могут

быть выбраны различно. Однако все они

базируются на номинальной схеме, представленной на рис.1: «потребность - проблема

решение».

В

различных

обстоятельствах

реализуются

схемы:

«решение

потребность – проблема – решение», «задача – потребность – проблема – решение» и

т.д., так как на практике номинальная схема трудно поддается реализации.

Основное условие любых схем проектирования – возврат к первому этапу –

к осознанию причин дискомфорта, неудобств и выявлению сущности проблемы.

5

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ПЕДАГОГОМ

Перед началом работы над проектом учащимися, педагог сначала должен сам

для себя спланировать проект.

Планирование проекта лучше оформить в следующих таблицах:

Таблица 1.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Тема (дайте хорошее, броское имя для проекта)

Количество школьных часов

Класс

Методические рекомендации по

выполнению проекта

(Проектные задания для детей с

различными возможностями, варианты

изменения фокуса проекта, расширения

проекта и т.д.)

Краткая формулировка задачи

(Это инструкция относительно того,

что должно быть сделано)

Запуск проекта

(Каждый проект должен быть начат

способом, который активизирует

воображение учащихся)

Ожидаемые результаты проекта

(Список различных изделий, которые

могут быть разработаны и сделаны)

Фокус (центр) проекта

(Проект должен быть сфокусирован на

одном или двух компонентах проекта, но

они могут изменяться преподавателем)

Межпредметные связи

Таблица 2.

ПОНЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

нед

ели

Процесс

выполнения

проекта

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Материальное обеспечение

на

уроке

дома

наглядность

материалы и

оборудование

Краткое

описание

основных

занятий в

течение

недели

Краткое

описание того,

что делает

учитель: показ

видеофильма,

организация

работы в

группах, работа

со всем классом,

индивидуальные

консультации и

т.д.

Список

Список

6

Таблица № 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Формирование навыков и знаний

Практическая деятельность

проектирован

ие

изготовлени

е

знания

новая

терминолог

ия

исследователь

ская

деятельность

и дизайн-

анализ

упражнения

до

выполнения

проекта

упражнения

во время

выполнения

проекта

Краткий

список

умений,

изучаемых

или

закрепляемых

через

выполнение

проекта

Краткий

список

навыков

изготовлени

я,

формируемы

х или

закрепляемы

х через

выполнение

проекта

Перечень

областей

знаний,

изучаемы

х или

закрепляе

мых

через

проект

Внесите

список

новых слов

Запишите

исследования,

которые будут

проводиться в

процессе

выполнения

проекта

Внесите

список

упражнений,

которые

должны

быть

сделаны

перед

началом

проекта

Внесите

список

упражнений

, которые

должны

быть

сделаны в

течение

проекта

Соответствие минимуму содержания основного общего образования по образовательной

области «Технология»

(Покажите, как проект связан с минимальными федеральными требованиями)

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

(Покажите, как связан проект с требованиями к уровню подготовки выпускников)

7

Для исследовательского этапа

Данные таблицы рекомендуется заполнять группой детей.

Можно применять на данном этапе и методы активизации творческого мышления

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Варианты (альтернативные)

Физиологичес

кие

потребности

Интеллектуально

-познавательные

потребности

Эмоциональны

е потребности

Технологичес

кие

потребности

Социальные

потребности

Национальн

ые и другие

потребности

Таблица 1

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ

Возможные причины дискомфорта

функциональные

эргономические

эстетические

экологические

социально-

психологические

Таблица 2

После заполнения двух таблиц учащиеся должны сформулировать проблему.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ-АНАЛОГОВ И ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ

№ Объекты-

аналоги

Характеристика

объектов-аналогов

Достоинства

Недостатки

Таблица 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ

№ Недостатки

Имеющее решение

Новый недостаток

Таблица 4

ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ

Признаки

Возможные варианты

1.

2.

3.

4.

5.

Таблица 5

Учащиеся

заполняют

таблицу

«Поиск

возможных

вариантов

решения»

и

выбирают

оптимальное решение.

8

Существует более 150 методов активизации мышления, которые делятся на 2

группы:

1. Методы интуитивного поиска:

- список контрольных вопросов Осборна;

- перечень рекомендаций Э.Крика; Эйлоарта, Пойа;

- метод фокальных объектов;

- метод гирлянд, ассоциаций и метафор;

- мозговой штурм;

- синектика и др.

2. Методы систематизированного, алгоритмического поиска:

- ТРИЗ;

- ФСА;

- метод морфологического анализа и др.

На занятии можно использовать для поиска оптимального решения "мозговой

штурм". Это метод группового решения проблемы, предусматривающий разделение во

времени процесса выдвижения идей с их доработкой и оценкой.

Основные принципы метода:

- обсуждение проходит в доброжелательной атмосфере;

- принимаются к обсуждению все идеи — реальные и нереальные;

- не допускается критика идей;

- уточняется, улучшается любая из выдвинутых идей;

- выявляется рациональная основа в каждой выдвинутой идее.

Последовательность проведения "мозгового штурма" состоит из двух модулей:

- выдвижение (генерация) и фиксирование всех идей по определенной теме проекта;

- анализ выдвинутых идей ("выжимка идей") и компоновка их в оптимальный

вариант.

"Мозговой штурм" может проходить как в малочисленных, так и в больших группах

учащихся. Во втором случае группа делится на отдельные бригады, которые проводят

исследования в определенных направлениях.

Бригады

Генерация идей

Анализ идей

1 бригада

2 бригада

3 бригада

Оптимальное

решение

В малочисленных группах генерация и анализ идей осуществляется всеми участниками

по каждому направлению.

9

А

Б

В

Г

1

2

3

4

I

II

III

IV

Б

3

IV

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Что оценивается

Оценки

5

4

3

2

1

Определение проблемы

Формулировка задачи

Анализ идей проекта

Сравнение идей и выбор

лучшей

Проработка лучшей идеи

Конструкция

Технология создания

Самооценка

Защита проекта

Итоговая оценка за проект

Педагог ________________________

Дата _________________________

10

История возникновения метода проектов

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог,

справедливо считается основоположником «метода проектов» в мировой педагогике. Ни в

одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому

методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с

личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему

необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из

жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые,

которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

«С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы

происходит от

невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне

школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным

применить в повседневной жизни то, чему научился в школе…

Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, тканье, шитье,

приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы

изучения". Из книги Джона Дьюи «Школа и общество».

Один из основоположников «метода проектов», последователем Джона Дьюи,

является профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете

Уильям Херд Килпатрик.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря

решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний

результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим

знания и умения, компетенции и ценности.

В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного

эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире

классификацию учебных проектов.

Он выделял четыре группы учебных проектов:

«ПРОЕКТЫ ИГР» - детские занятия, непосредственной целью которых является

участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы,

драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

«ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение

проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», разрабатывая которые, дети имели целью

«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной,

письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на

рояле) и т. д.

«КОНСТРУКТИВНЫЕ

ПРОЕКТЫ»,

нацеленные

на

создание

конкретного,

полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для

школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

В

экспериментальной

школе,

работавшей

под

руководством

Коллингса

исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и

доведено до конца самими детьми: 58 «экскурсионных проектов», 54 «проекта игр», 92

«конструктивных проекта», 396 «повествовательных проектов». Следует заметить, что

руководителем всех шестисот проектов была единственная учительница этой школы.

Лишь на следующий год была нанята вторая учительница.

11

Метод проектов в технологическом образовании британских школьников

В настоящее время «Проектная деятельность и технология» - самый популярный и

посещаемый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает

его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности.

Школьники учатся проектированию с целью «изготовления качественных изделий,

нужных людям». При этом используются дерево, металл, пластик, продукты питания,

ткани, электроника, компьютерные средства информации.

Общий процесс работы над проектом Дж. Питт, профессор Йоркского университета,

представляет в виде схемы 3:

Схема 3. Общий процесс работы над проектом по Дж. Питу

По Дж. Питту, "Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а

модель творческого мышления и принятия решений". Например, этапы, представленные на

схеме могут в ходе реального выполнения какого-либо проекта расположиться в такой

последовательности: 1

7

2

4

7

9

3 и т.д.

1.

Потребности в виде краткой

формулировки задачи

2.

Исследование

(соц. заказ, аналоги,

методы, материалы…)

3.

Дизайн-критерии

5.

Оценка идей

6.

Проработка лучшей идеи (2-3-

идеи)

8.

Испытание продукта в

реальной ситуации

9.

Оценка продукта по отношению к

потребности, определенной в начале

проекта

7.

Планирование и

изготовление

4.

Первоначальные идеи

(много)

12

Метод проектов в советской школе: по следам отечественных разработок

1920-х гг.

«Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых

граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а

следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».

Из книги проф. Е.Г. Kaгapoвa "Метод проектов в трудовой школе" (1926)

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование

«метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому

падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

o

отсутствие

подготовленных

педагогических

кадров,

способных

работать

с

проектами;

o

слабую разработанность методики проектной деятельности;

o

гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

o

сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных

программ».

13

Настоящее и будущее метода проектов

Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до

конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект

перспективен. Проект неисчерпаем!

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении

любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он

ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект

формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он

незаменим.

Проектирование - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного

предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые

современные области человеческой деятельности (например, дизайн и PR) основаны на

проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры

и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не

вписывается" в уроки. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная

деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Будущее школы - в балансе альтернатив.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности,

результатов

и

достижений,

-

далекая

от

формирования

чисто

теоретической

образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она

принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить

несоединимое

-

ценностно-смысловые

основы

культуры

и

процесс

деятельной

социализации.

14

Глоссарий

Алгоритм выполнения творческого проекта - упорядоченная совокупность проектно-

технологических действий, включающих основные этапы реализации и проблемные области

творческого проектирования.

Дизайн-анализ — исследование различных объектов с целью изучения их свойств и

характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответы на вопросы: «Почему данное изделие именно

такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?».

Дизайнерские свойства изделия включают в себя: материалы, текстуру, форму,

композицию, цветоощущение, нюансы и др.

Метод мозговой атаки — метод коллективного поиска проблем. Для этого создается

группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы,

которые можно решить путем выполнения соответствующих творческих проектов. «Эксперты»

проводят экспертизу идей и отбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом,

создается банк (список) творческих проектов с учетом местных условий реализуется принцип

культуросообразности проектной деятельности.

Мини-маркетинговые исследования выявляют потребности в определенных изделиях

или услугах, интеллектуальные материальные возможности личного и общественного характера.

Портфолио (проектная папка)

- подборка рабочих материалов и оформленных

результатов работы над проектом.

Проект (projectio в переводе с латинского означает «бросание вперед») - это прототип,

идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях —

план, замысел какого-либо действия.

Проектная деятельность школьников

- форма учебно-познавательной активности

школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по

созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон

процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Рабочая документация - это стандартный документ (ГОСТ 2.125 - 88) -совокупность

документов, необходимых для изготовления объекта (рабочие чертежи, спецификации, ведомости

покупных

изделий

и

материалов,

технические

условия

на

изготовление,

испытание,

транспортировку, хранение и эксплуатацию).

Эскизный, технический и рабочий проекты

сопровождаются кинематическим,

динамическим анализом, отработкой на функциональность,

технологичность, надежность, прочность, эстетичность, экологичность, а также применяются

методы унификации и стандартизации элементов объекта.

Рефлексия

-

в

широком

смысле

самопознание,

самонаблюдение.

Личностное

новообразование

среднего

школьного

возраста,

заключающееся

в

осмыслении

своих

собственных действий и поступков. Взгляд на себя «со стороны», оценка себя с точки зрения

окружающих.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание субъективно или

объективно новых материальных и духовных ценностей, когнитивная деятельность, которая

«ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации».

Технический проект (ТП) - это стандартный документ (ГОСТ 2.120 - 73) -совокупность

документов, содержащих окончательные технические решения и дающие полное представление об

устройстве разрабатываемого изделия и исходные данные для разработки рабочей документации.

Технический проект включает в себя: чертеж общего вида, пояснительную записку, ведомость

технического проекта, теоретические и габаритные чертежи, расчеты, таблицы, схемы, ведомость

покупных изделий, технические условия, программу и методику испытаний, патентный формуляр,

карту технического уровня и качества продукции. В разработке Технического проекта принимают

участие: конструктор, технолог, художник, экономист, социолог, психолог, врач, пользователь и др.

15

Техническое задание (ТЗ)

- это стандартный документ (ГОСТ Р 15.201 - 2000)

устанавливающий: область и назначение объекта, условия его эксплуатации и использования,

основные физические, технические, функциональные, эргономические и эстетические параметры

(технике - экономические требования), а также требования к условиям безопасной эксплуатации

по отношению к пользователю и другим элементам системы в которой должен функционировать

объект. В ТЗ указываются также способы и средства оценки и контроля качества будущего

объекта на всех этапах его жизненного цикла. Не допускается включать в ТЗ требования,

которые противоречат законам РФ и обязательным требованиям.

Техническое предложение (ТП)

- это стандартный документ (ГОСТ 2.118 - 73) -

совокупность конструкторских, технических и других документов разработанных на основе ТЗ,

содержащих результаты процедур поисков вариантов решения, их оценку и выбор среди них

оптимального варианта. Техническое предложение включает в себя: обоснование оптимальных

вариантов, компоновка, художественно - конструкторская проработка, патентные исследования,

пояснительную записку, чертеж общего вида или габаритный чертеж, схемы, таблицы, расчеты,

карту технического уровня и качества продукции.

Технология — процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для

человека продукт.

Учебный творческий проект — самостоятельно разработанное и изготовленное изделие

(услуга) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем. Учебный творческий

проект выполняется в четыре этапа: исследовательский (подготовительный), конструкторский,

технологический, оценивание (заключительный). На каждом этапе в совместной деятельности

учащихся и учителей решаются определенные задачи.

Эскизный проект (ЭП) - это стандартный документ (ГОСТ 2.119 - 73) -совокупность

конструкторских, технологических, организационно - экономических и других документов,

отражающих принципиально конструкторские решения, дающие общие представления об

устройстве и принципах работы изделия, его основные параметры, установленные размеры. В

ходе эскизного проектирования продолжается художественно - конструкторская проработка.

Эскизный проект включает: пояснительную записку и ведомость эскизного проекта, чертеж общего

вида,

габаритный чертеж, схемы, ведомость покупных изделий, программу и методику

испытаний, расчеты, таблицы, патентный формуляр, карту технического уровня и качества

продукции.

16

Типы проектов

Единой классификации типов проектов не существует.

Типология проектов I:

Литература:

Педагогическая лоция. 2003-2004 учебный год. Метод проектов в школе. Специальное

приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».

1. По доминирующей деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих

интересы

участников

проекта

или

внешнего

заказчика.

Эти

проекты

отличает

четко

обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть

использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного

продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета

рекомендаций

по

восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает

в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза-

тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных

результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки:

лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу

работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его

выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные

игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и

т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в

нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных

героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые

ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное

заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

2. По комплексности (предметно-содержательной области):

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной

области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и

деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом -

учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно - творческими,

естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими,

спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется

лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка

литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты

могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы

17

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под

руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой

содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме

"Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв."

требует

одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и

социологического подходов.

3. По характеру контактов:

Внутриклассные

Ввнутришкольные

Региональные (в пределах одной страны)

Международные

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными,

поскольку требуют

координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно,

взаимодействования средств современных компьютерных технологий.

4. По продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее

продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на

английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20

минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для

координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации,

изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной

деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа

осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока.

1-й урок:

определение состава

проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты

групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его

презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация

занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При

осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские,

лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные

видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную

неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут

подняться как в группах,

так и

индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических

научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до

презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

18

Типология проектов II:

Литература: Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002. -112 с.;

ил. — (Библиотека учителя).

1. По предмету труда:

Человек - человек. Человек - природа. Человек - техника. Человек - художественный образ.

Человек - знаковая система.

2. По сфере применения:

Школа. Семья. Досуг. Производство. Профессиональное самоопределение.

3. По интересам:

Познавательные. Экологические. Коммерческие. Игровые. Профессионально-трудовые.

Научные. Комплексные.

4. По преобладающим технологическим процессам.

Архаичные (ручные технологии преобразования материалов, сырья). Традиционные (машинные

технологии

преобразования

материалов,

сырья,

энергии,

информации).

Инновационные

(технологии

преобразования

материалов,

сырья,

энергии

и

информации

на

основе

радиоэлектроники и телемеханики).

5. По материальному воплощению:

Интеллектуальные, сервисные. Информационные. Комплексные.

6. По цели проектной деятельности:

Гностические. Изыскательские. Преобразующие.

7. По продолжительности выполнения:

Долгосрочные (от 20 до 60 часов). Среднесрочные (блок 8-10 часов). Кратковременные (тема 2-4

часа).

8. По организации проектной деятельности:

Индивидуальные. Звеньевые.

9. По структуре содержания:

Мономодульные (охватывают один модуль программы). Полимодульные (соединение

нескольких блоков или модулей). Интегрированные (межпредметные).

10. По уровню творчества:

Репродуктивные. Творческие задания. Творческий проект.

19

Типология проектов III:

1. Исследовательские проекты.

Деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы с

заранее неизвестным решением. Проект предполагает наличие основных этапов, характерных

для научного исследования:

- выявление и постановка исследования

- формулирование гипотезы

- сбор данных, их анализ и синтез

- сопостовление данных и умозаключений, их проверка

- подготовка и написание сообщения

- построение выводов, заключений

2. Творческие проекты.

Такие проекты, как правило, не имееют детально проработанной структуры, она только

намечается и далее развивается. В данном случае следуе говорить о планируемых результатах и

форме их представления (газета, сочинение, видиофильм, спортивная игра, праздник,

экспедиция и др.).

Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной

структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи,

репортажа.

3. Игровые проекты.

В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания

проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и

содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои,

имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками

ситуациями. Результаты таких проектов могут намечатся в начале проекта, а могут

вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

4. Информационные проекты.

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком–либо объекте, явлении.

Участники проекта должны ознакомиться с конкретной информацией, проанализировать и

обобщить для более широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют

хорошо продуманной стуктуры:

- цель проекта, его актуальность

- источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью,

анкетирование)

- методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,

аргументированные выводы)

- результаты (статья, реферат, доклад)

- презентация проекта

5. Прикладные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат его участников. Причем

результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например,

документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий,

рекомендаций, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий а природе, обществе;

проект закона, справочный материал, словарь. Такой проект требует хорошо продуманной

структуры.

20

Формы продуктов проектной деятельности

Перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

• Web-сайт

• Анализ данных социологического опроса

• Атлас, карта

• Видеофильм

• Выставка

• Газета, журнал

• Действующая фирма

• Законопроект

• Игра

• Коллекция

• Костюм

• Модель

• Музыкальное произведение

• Мультимедийный продукт

• Оформление кабинета

• Постановка

• Праздник

• Прогноз

• Система школьного самоуправления

• Справочник

• Сравнительно-сопоставительный анализ

• Учебное пособие

• Экскурсия

Виды презентаций проектов

Презентации проектов могут быть проведены в виде:

• деловой игры

• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий

• диалога исторических или литературных персонажей

• защиты на Ученом Совете

• игры с залом

• иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

• инсценировки реального или вымышленного исторического события

• научной конференции

• научного доклада

• отчета исследовательской экспедиции

• пресс-конференции

• путешествия

• рекламы

• ролевой игры

• соревнования

• спектакля

• спортивной игры

• театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

• телепередачи

• экскурсии и т.д.

21

Литература

1.

Кудрявцева А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа

проблем и поиска решений в технике). – М.: «Речной транспорт», 1991. – 111 с.

2.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для

учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002. -112 с.; ил. — (Библиотека

учителя).

3.

Педагогическая лоция. 2003-2004 учебный год. Метод проектов в школе. Специальное

приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».

4. Милехина С.И. Проектная деятельность учащихся 8 – 9 классам на уроках технологии. -

Киров, 2003.

5. Сборник проектов. Сасова М., изд. центр «Витаполиграф», 2003.

22



В раздел образования