Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Песочные игры"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«
»
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ
1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.
Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря
которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших
фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у
нее в сознании.
Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она
не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком
все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни
сначала.
Песочные игры не только интересные, но и полезны.
Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с нарушением речи.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу, дает более
воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы
обучения.
Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с
мелкими предметами, фигурами, песком.
Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает
целый мир на песке.
В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается
комментариями, историями, диалогами.
В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда
ребенок играет не один, она взаимодействует с партнерами по игре.
В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят
воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические
процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-
песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время
года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время
года)
2. Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или
пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика.
Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в
духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
- вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные
герои: добрые и злые.
- природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена,
перья и т.п.;
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;
- пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;
Предлагаем вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного
возраста:
- Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой
моторики рук и тактильной чувствительности.
Давай сначала смочим песок
Игра «Следы»:
- Упражнение «Идут медвежата» - сначала кулачками будем нажимать на
песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
- Упражнение «Прыгают зайцы» - будем ударять по поверхности песка двумя
пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя
сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
- «Ползут змейки» - сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем
поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных
направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
- «Бегут жучки» - двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно
погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки
здороваются»;
- «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы?
(из бусинок). А на что нанизывают бусинки?
(На ниточку).Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из ка
мней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить
любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой
подручный материал).
А теперь предлагаем математические игры с песком:
- «Сколько?» - я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соотве
тствующей цифрой (7каштанов, 8 желудей)
- «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4
найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.
- «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоуго
льник, ромб. Как эти фигурыможно назвать?
(Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника
? У какойфигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, кото
рые не имеют углов.
(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно рисовать по
образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)
Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития:
- «Кто спрятался?» - необходимо найти в песке фигурки и назвать
первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
- «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратит
ь в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т;
- «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное.
Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела
животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.
Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с
ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте
образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку
составить сначала предложения, а потом рассказ - загадку).
4. Уважаемые родители!
Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:
- Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;
- Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;
- Поощряйте фантазию и творческий подход.
Успехов Вам!