Напоминание

Игровые методы обучения на уроках сольфеджио


Автор: Медведева Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2
Населённый пункт: г.Саров Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Игровые методы обучения на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игровые методы обучения

на уроках сольфеджио

Сольфеджио – предмет непростой и объёмный. Разнообразие форм работ,

направленных

на

развитие

чувства

ритма,

звуковысотного

слуха,

ладовой

ориентации, как правило, заполняет всё время урока.

Как сделать обучение эффективным и интересным для ребёнка?

Конечно, через игру!

Психологами доказано, что память человека способна сохранить до 90% из

того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и только 10% из того, что он

слышит. Поэтому и трудно. Ведь сольфеджио - это прежде всего развитие слуха.

Для того, чтобы было легче и проще, применяю наглядность (длительности -

живые образы из жизни, количество долей в длительности - торт со свечами,

клавиатура-тон-полутон,

столбица

со

ступенями,

схемы

аккордов),

и

вся

интонационная,

ритмическая

и

ладовая

деятельность

сопровождается

определёнными жестами-движениями.

Изучая ноты, мы играем со своей ладошкой, запоминая, где живёт каждая из

них, так как «ноты на линеечках сидят и в окошечки глядят»,

буквально

прощупываем домик каждой, а затем учимся соотносить ноты на ладошке и нотном

стане, «отправляем пуговку в гости к нотке» - это игра. Если кто-то забыл, куда

надо её положить, учимся вслух правильно произносить адрес ноты. Запомнить

последовательность нот некоторым детям сложно, тогда мы играем в «Зеваку».

Правила игры такие - надо по очереди называть ноты секундами, терциями,

квартами. Это вызывает концентрацию внимания и старания, ведь никому не

хочется быть «зевакой».

Пытаясь услышать движение мелодии (вверх и вниз, вспомогательные обороты

и опевание), мы пропеваем её и рукой показываем мелодическую линию, как бы

рисуем её перед собой, а затем на индивидуальных нотных станах пуговицами

выкладываем их от разных нот.

Начиная разговор о ладах, говорим о дружной музыкальной семье, где все

нотки подчиняются Тонике и её помощникам – устойчивым ступеням. И опять

играем – ручные знаки ступеней лада дети запоминают быстро и, если умеют

интонировать, с успехом выполняют все задания. Сложнее «гудошникам» (детям,

которые не интонируют): они руками показывают ступени, а голос не движется…

Пение с ручными знаками - ступенями помогает читать с листа. Руки всё время

заняты, не дают отвлекаться, концентрируют внимание и помогают правильно

воспроизводить мелодию.

Зрительные образы интервалов, я заменяю другими ручными знаками, и работа

с ними превращается в интересную игру и одновременно выполняет функцию

физкультминутки на уроке. Интервальные ручные знаки помогают запомнить

количество ступеней в каждом из них, а также особенности их звучания.

«Не словесное преподавание, а практическая деятельность воспитанника - вот

что важно», - это слова Гёте, этот великий человек писал не только стихи, но и

педагогические труды.

Урок сольфеджио многофункциональный, на каждом уроке обязательно

должны присутствовать как минимум 4 формы работы. Поэтому время урока

пролетает очень быстро.

Работа с ритмом - тоже игра.

Поэтому мы смотрим на длительности, через хлопки и ритмослоги их

прорабатываем и постоянно, из урока в урок их повторяя,запоминаем. Когда

ритм усвоен, играем с детьми в «ритмическое домино». Где нужно не только

узнать ритм, но и правильно его прочитать с ладошами и ритмослогами. Играя,

уходит стеснение и страх, лучше усваивается материал.

Дети постарше тоже постоянно играют с пуговицами, выкладывая различные

аккорды и их обращения. Ну и конечно, чего греха таить, мы играем на уроке в

карты. Сложно укладываются у них в головах знаки в тональностях. Карты со

знаками и латинским обозначением тональностей значительно облегчают эту

работу. Ну и конечно играем ни инструменте всё, что изучаем. А дирижирование-

это особая игра: «убили муху – размазали – подняли» - это 3/4, размазали дважды

– 4/4.

Примеров может быть очень много –все зависит от фантазии учителя и желания

сделать урок интересным.



В раздел образования