Автор: Медведева Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2
Населённый пункт: г.Саров Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Игровые методы обучения на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Игровые методы обучения
на уроках сольфеджио
Сольфеджио – предмет непростой и объёмный. Разнообразие форм работ,
направленных
на
развитие
чувства
ритма,
звуковысотного
слуха,
ладовой
ориентации, как правило, заполняет всё время урока.
Как сделать обучение эффективным и интересным для ребёнка?
Конечно, через игру!
Психологами доказано, что память человека способна сохранить до 90% из
того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и только 10% из того, что он
слышит. Поэтому и трудно. Ведь сольфеджио - это прежде всего развитие слуха.
Для того, чтобы было легче и проще, применяю наглядность (длительности -
живые образы из жизни, количество долей в длительности - торт со свечами,
клавиатура-тон-полутон,
столбица
со
ступенями,
схемы
аккордов),
и
вся
интонационная,
ритмическая
и
ладовая
деятельность
сопровождается
определёнными жестами-движениями.
Изучая ноты, мы играем со своей ладошкой, запоминая, где живёт каждая из
них, так как «ноты на линеечках сидят и в окошечки глядят»,
буквально
прощупываем домик каждой, а затем учимся соотносить ноты на ладошке и нотном
стане, «отправляем пуговку в гости к нотке» - это игра. Если кто-то забыл, куда
надо её положить, учимся вслух правильно произносить адрес ноты. Запомнить
последовательность нот некоторым детям сложно, тогда мы играем в «Зеваку».
Правила игры такие - надо по очереди называть ноты секундами, терциями,
квартами. Это вызывает концентрацию внимания и старания, ведь никому не
хочется быть «зевакой».
Пытаясь услышать движение мелодии (вверх и вниз, вспомогательные обороты
и опевание), мы пропеваем её и рукой показываем мелодическую линию, как бы
рисуем её перед собой, а затем на индивидуальных нотных станах пуговицами
выкладываем их от разных нот.
Начиная разговор о ладах, говорим о дружной музыкальной семье, где все
нотки подчиняются Тонике и её помощникам – устойчивым ступеням. И опять
играем – ручные знаки ступеней лада дети запоминают быстро и, если умеют
интонировать, с успехом выполняют все задания. Сложнее «гудошникам» (детям,
которые не интонируют): они руками показывают ступени, а голос не движется…
Пение с ручными знаками - ступенями помогает читать с листа. Руки всё время
заняты, не дают отвлекаться, концентрируют внимание и помогают правильно
воспроизводить мелодию.
Зрительные образы интервалов, я заменяю другими ручными знаками, и работа
с ними превращается в интересную игру и одновременно выполняет функцию
физкультминутки на уроке. Интервальные ручные знаки помогают запомнить
количество ступеней в каждом из них, а также особенности их звучания.
«Не словесное преподавание, а практическая деятельность воспитанника - вот
что важно», - это слова Гёте, этот великий человек писал не только стихи, но и
педагогические труды.
Урок сольфеджио многофункциональный, на каждом уроке обязательно
должны присутствовать как минимум 4 формы работы. Поэтому время урока
пролетает очень быстро.
Работа с ритмом - тоже игра.
Поэтому мы смотрим на длительности, через хлопки и ритмослоги их
прорабатываем и постоянно, из урока в урок их повторяя, – запоминаем. Когда
ритм усвоен, играем с детьми в «ритмическое домино». Где нужно не только
узнать ритм, но и правильно его прочитать с ладошами и ритмослогами. Играя,
уходит стеснение и страх, лучше усваивается материал.
Дети постарше тоже постоянно играют с пуговицами, выкладывая различные
аккорды и их обращения. Ну и конечно, чего греха таить, мы играем на уроке в
карты. Сложно укладываются у них в головах знаки в тональностях. Карты со
знаками и латинским обозначением тональностей значительно облегчают эту
работу. Ну и конечно играем ни инструменте всё, что изучаем. А дирижирование-
это особая игра: «убили муху – размазали – подняли» - это 3/4, размазали дважды
– 4/4.
Примеров может быть очень много –все зависит от фантазии учителя и желания
сделать урок интересным.