Напоминание

"Использование технологии проектной деятельности во взаимодействии с родителями"


Автор: Кудринская Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д.с №491
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проектной деятельности во взаимодействии с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии проектной деятельности во взаимодействии с

семьей

В дошкольном образовании на смену традиционному обучению

приходит развивающие обучение, которое направлено на развитие социально

успешной, творческой личности. Одним из перспективных методов является

метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он

развивает познавательную активность, исследовательское мышление,

коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника,

способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Его

основы раскрываются в работах А.В. Боровлевой, Н.Е. Вераксы,

Н.А. Виноградовой, В.А. Деркунской и др. [1-6]. Использование

инновационных педагогических технологий открывает новые возможности

воспитания и обучения дошкольников.

Данный метод используется мной в работе группы комбинированной

направленности. Дети, посещающие эту группу, отличаются повышенной

тревожностью, впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной

неустойчивостью, пониженным эмоциональным фоном, недостаточной

эмоционально-волевой регуляцией. В коррекционно-педагогической работе

на первый план выступает формирование полноценного речевого общения и

психологическая поддержка личности ребенка.

Образовательная работа с детьми в нашей группе также направлена на

решение целей и задач по развитию личности ребенка, его познавательных,

коммуникативных и творческих способностей. Для этого использую

разнообразные методы, в том числе метод проектов, позволяющий повышать

познавательную мотивацию, детскую самостоятельность и

любознательность. Реализация метода осуществляется нами с привлечением

родителей воспитанников в образовательный процесс. Это приводит к тому,

что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка,

становятся ближе к своим детям. Роль педагога в проектной деятельности

очень важна, т.к. он должен организовать проблемную ситуацию, при этом

не навязывая свои варианты решения, т.е. уйти от привычного

традиционного действия по заранее заданному образцу. Опыт показывает,

что проектная деятельность развивает у детей наблюдательность, творческое

и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, активизирует и

расширяет словарный запас, позволяет участникам быть более активными в

дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков

общения в группе.

Проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по

целевой установке; по тематике; по срокам реализации. В нашей групповой

практике используются следующие виды проектов:

 исследовательские – дети экспериментируют, осуществляется

исследовательский поиск, затем результаты оформляются в виде какоголибо

творческого продукта (газеты, атласы, драматизации);

 творческие – оформляется результат в виде детского праздника, выставки;

 игровые – с элементами творческих игр, дети входят в образ персонажей

сказки и по-своему решают поставленные задачи;

 информационные практико-ориентированные – дети собирают

информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

В качестве примера рассмотрим проект «Животные Севера и Юга»,

разработанный и реализованный нами на протяжении учебного года. Цель

проекта: уточнить и закрепить у детей представлений о животных севера и

жарких стран. Основные задачи:

1) закрепление знаний о животных севера и животных жарких стран

(название, особенности внешнего вида, название детенышей), закрепление

знаний о частях света (Север и Юг);

2) уточнение и активизация словаря детей;

3) развитие умений детей в продуктивной и других видах детской

деятельности;

4) воспитание интереса к окружающему миру, бережному и заботливому

отношению к животным;

5) вовлечение родителей в активное сотрудничество с детьми и педагогами.

Участники проекта: дети разновозрастной группы «Звездочка», их родители

и педагоги.

Материалы и оборудование: книжные иллюстрации, фотографии,

энциклопедии, медиаоборудование, видеоматериалы, оборудование для

конструктивной и изобразительной деятельности, ландшафтные макеты

«Саванна и тропический лес» и «Север».

Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать атлас

«Животные Севера и Юга» и творческую работу «Саванна» – «Веселые

слоны», «Жирафы» и «Север» – «Мишки на севере».

Организуя проектную деятельность, мы исходили из следующей гипотезы:

если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить

необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить знания

участников, но и развивать творческие способности и способности к

самостоятельному труду. В качестве объекта исследования выбрали

животных Севера и Юга. Работу организовали поэтапно.

Подготовительный этап (осуществлялся педагогами и детьми совместно с

родителями):

 сбор литературы, содержащей информацию о животных севера и юга, а

также об окружающей их среде;

 подбор иллюстраций к информационным встречам;

 подбор художественной литературы;

 подбор игрового материала.

Основной

этап

(использовались

методы,

направленные

на

познавательноречевое развитие):

- Рассказы воспитателя: «Самый холодный континент», «Природные зоны

Африки».

- Беседы: «Климат Саванны и Севера».

- Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные Севера и

Юга», «Почему животные Севера не могут жить на Юге?», «Почему

животные Юга не могут жить в жарких странах?».

- Рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, фотографий с

изображением природы, животных севера и юга.

- Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в

пустыне?», «Какие растения растут на севере, юге», подготовка информации

в домашних условиях детьми совместно с родителями и выступление с ней.

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Как северные животные

приспосабливаются к суровому климату», «Определение возможности

проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды».

- Ознакомление с художественной литературой: чтение произведений

писателей и поэтов о природе, о животных севера и жарких стран;

обсуждение прочитанного; заучивание стихов, отгадывание загадок:

Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», эвенкийская

сказка «Почему олень быстро бегает», тувинская сказка «Как верблюд стал

некрасивым». Г. Снегирев «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «Белек».

Стихи: А. Милн «Почему мне нравится слон», Б. Заходер «Кенгуру»,

«Жираф», В. Джайн «Обезьянка», С. Маршак «Детки в клетке».

- Просмотр презентации «Животные Севера и Юга».

- Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница»,

«Путешествие в Африку», «Зверинец», «К нам приехал цирк», направленные

на социально-личностное развитие.

- Строительные игры с наборами из мелкого и крупного конструктора:

«Строим зоопарк», «Саванна».

- Дидактические игры, закрепляющие знания: «Природные зоны Земли»,

лото «Зоопарк», «Четвертый лишний», «Чьи следы, ноги, хвосты?», «Кто где

живет?», «Закончи предложение».

- Подвижные игры: «Белые медведи», «Волк и олени», «Веселые обезьянки».

- Пальчиковые игры: «Пингвины», «Жители севера», «Жители юга».

- Продуктивные виды деятельности с целью художественно-эстетического

развития: рисование с элементами аппликации: «Мишки на Севере»,

аппликация: «Веселые слоны» «Жирафы», рисование по замыслу.

Работа с родителями:

Работа над проектом проходила в тесном сотрудничестве с родителями

наших воспитанников. Родители стали нашими помощниками уже на этапе

обсуждения плана работы, далее на всех этапах проекта. В процессе

завершения работы активно участвовали в создании атласа «Животные

Севера и Юга». Были использованы традиционные (беседы с родителями,

родительские собрания, участие в праздниках, консультирование

специалистов) и нетрадиционные формы: совместные коллективные занятия,

экскурсии при участии родителей (Музей А.А. Дурова), создание семейных

творческих работ дома, подготовка познавательной информации по

семейным материалам.

Конечный результат:

 У детей появился интерес к представителям животного мира.

 Дети усвоили нормы и правила экологически правильного взаимодействия

с окружающим миром.

 У дошкольников значительно расширился кругозор, словарный запас,

возросла способность к передаче знаний вербальными средствами.

 Дети получили опыт учебно-игрового взаимодействия и сотрудничества с

педагогами, родителями и представителями внешнего социума.

Вывод: Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Задача

воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы

вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может

сохранять и приумножать ее красоту. Проанализировав свой опыт в

реализации проектного метода, можно сказать, что данный вид деятельности

приемлем

в

работе.

Он

способствует

познавательному,

коммуникативноречевому, социально-личностному развитию детей; дает

возможность более

тесному сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников, вовлечению их

в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты

дают возможность детям, родителям и педагогам взаимодействовать на

ценностном уровне



В раздел образования