Автор: Никонова Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Стаья
Тема: Воспитываем танцуя...
Раздел: дополнительное образование
Воспитываем, танцуя…
Все болезни человечества, все трагические несчастья,
заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи
великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать…
(Жан Батист Мольер)
Еще древние уделяли музыкальному и хореографическому
воспитанию большое внимание. Так древнегреческие учителя считали
«мусическое» воспитание одним из самых главных и, подбирая
определенные музыкальные произведения, старались развивать у молодых
эллинов такие качества, как доброта и мужество.
Здоровье, здоровый образ жизни должен стать непосредственным
содержанием образа «Я» каждого школьника. Готовность творить
собственное здоровье должна пронизывать всю жизнь ребенка и школы.
Взрослые должны научить ребенка распределять физические нагрузки,
научить умению владеть собой. Цели же, задачи, содержание, формы и
педсредства должны определяться в зависимости от особенностей возраста,
уровня развития, состояния здоровья, интереса, с учетом возможностей
школы – в соответствии с процессом обучения и воспитания.
Что может педагог дополнительного образования по хореографии в школе?
Обучая детей танцевать можно объединить их общей идеей, настроением,
музыкой, костюмами. Это коллективное творчество, в процессе которого
развиваются навыки тонко понимать друг друга и взаимодействовать. Такие
танцы оказывают конструктивное и интегрирующее влияние на психические
процессы, координацию движений, личностные характеристики, так как
воспитывают коллективизм, ответственность за общий результат, который
создают
каждый танцор и весь ансамбль.
По мнению психолога Уэбстера: «Воображение – это психологический
процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем
переработки
материала
восприятий
и
представлений,
полученных
в
предшествующем опыте. Воображение – это ключ к творческой силе». Таким
образом, развитие мышления, творческого воображения, « конструирование»
танцев на основе полученных знаний, ведет ребенка к готовности создавать
собственные творческие проекты, участвовать в проектах других детей, что
способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самостоятельного
поиска решений, активизирует мыслительную деятельность учащегося.
В гимназии созданы условия, для успешной реализации творческих
способностей детей, составлены учебные программы занятий по « Ритмике и
хореографии в начальной школе», занятий ансамбля
танца « Бонжур»,
выработаны формы и методы для создания благоприятной реализации
творческого потенциала детей.
На занятиях дети осваивают знания в области хореографического искусства,
у
них
формируются
навыки
эстетики
движений,
умения
выполнять
поставленные педагогом танцы и сочинять свои. При этом развиваются
коммуникативные навыки, личностные качества, развивается эмоционально-
чувственная
сфера
ребенка.
Огромное
внимание
уделяется
здоровьесберегающему,
духовно-нравственному
развитию
(снятие
психического напряжения, закрепощенности, умение выстраивать отношения
на духовно- нравственной основе) и физическому совершенствованию
школьника (формируется правильная осанка, развивается координация, сила
и выносливость мышечного аппарата, движения становятся уверенными,
пластичными). Несомненно, все это ведет к успешности обучаемого ребенка.
А успешность, есть важное условие развития и социализации учащегося.
Следовательно, что бы у учащегося был устойчивый интерес к получению
знаний, их применений в практике, необходимо постоянно создавать
ситуацию успеха, оказывать технологическую помощь, снимать страх,
неуверенность ребенка при достижении цели.
Я,
как
хореограф,
участвую
во всех внеклассных
и
внеурочных
мероприятиях нашей гимназии, оказывала музыкальное сопровождение в
защите детских проектов: праздник будущего первоклассника в рамках
благотворительной акции «Помоги собраться в школу», «У Лукоморья»,
«Лицейское братство», «Василий Теркин – наш герой». Во время работы
летних лагерей мы устраиваем танцевальные марафоны. Девочки и
мальчики, которые посещают танцевальный кружок, принимают участие во
всех мероприятиях, когда гимназия встречает гостей, будь то слушатели
стажировочных
площадок
ИРО
РТ,
или
участники
семинаров
и
конференций разных уровней (районных, городских, республиканских или
всероссийских).
Но особо хотелось бы отметить праздники. Праздник – это особое
состояние
души,
эмоциональный
радостный
подъем,
вызванный
переживанием какого либо общественного или национального события.
Праздник – это, прежде всего, день, особенно отмечаемый согласно обычаям,
традициям, например: праздник Нового года – когда старшеклассники
показывают театрализованное представление малышам. День учителя - где
танцоры
продемонстрировали
русскую
кадриль,
татарский
танец,
французский котильон и современный флешмоб.
Кроме того, жизнь каждого человека связана с жизнью страны, Отечества,
с его прошлым и настоящим, тесно переплетены личное и общественное и в
этой связи заложен огромный воспитательный смысл. Ежегодными стали
праздничные программы «С благодарностью от потомков!» c музыкально
хореографическими постановками на песни военных лет.
Своими силами был подготовлен праздничный концерт «Вечер школьных
друзей», встреча выпускников гимназии. Ежегодными стали и
гимназические
танцевальные фестивали «Шире круг» - которые планировались для развития
интереса школьников к хореографическому творчеству, привлечения к
искусству танца, выявления лучших и одарённых детей.
За последние пять лет наши гимназисты получили награды на разных
уровнях (от районного, до международного). Вот только некоторые из них:
Городской фестиваль театральных коллективов «Да здравствует театр»;
Городской конкурс «Добрый молодец и красна девица» - победители ;
Городской конкурс «Ученик года»- победители; Городской экологический
фестиваль детских и юношеских творческих коллективов «Зелёная планета»
-
Лауреаты;
Республиканский
конкурс
«
На
планете
голубой»:
Республиканский конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества
«ТатARSтан» - Лауреаты II
степени; Всероссийский фестиваль конкурс
«Единение культур, единение искусств, единение России»- Лауреаты;
Международный
конкурс - фестиваль детского творчества «Созвездие
талантов»- Лауреаты II степени, Международный фестиваль конкурс
народного танцевального искусства «Зимнее притяжение» Лауреаты I
степени.
Организуя все свои мероприятия, мы решаем множество задач: помогаем
достичь эмоциональной гармонии ребенку, даем опыт конструктивного
взаимодействия, развиваем креативность. И самое главное, мы твердо знаем,
как будут отдыхать наши сыновья и дочери, когда вырастут, как поведут
себя на досуге, какие ценности будут беречь…