Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка" Населённый пункт: город Сосновый Бор Наименование материала: методическая разработка Тема: Классный час о дружбе Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
филологического профиля
с углубленным изучением английского языка
город Сосновый Бор, Ленинградской области
учитель начальных классов
Прогалкина Наталья Евгеньевна
Классный час в 3 «В» классе
"Поговорим о дружбе".
Цели: выявить представления детей о том, что такое дружба и
каким должен быть настоящий друг;
содействовать формированию дружного коллектива.
Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, сочинение о друге.
Ход классного часа:
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка
В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Учитель: Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о дружбе.
Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь…
Ребята, а что вы представляете? (ответы детей)
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно
излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестья-
не, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение
между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много по-
словиц и поговорок.
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о друж-
бе» и подумайте, с какими мыслями автора согласны вы:
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
1
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому сло-
варю Ожегова. В нём можно найти:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанно-
сти, общности интересов.
Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим
понятием:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Учитель: Ребята, у вас у всех есть друзья, вы писали сочинения о своём дру-
ге, расскажите, какими качествами должен обладать настоящий друг.
А я запишу слова, которые помогают характеризовать понятия друг и дружба.
(Доброта, и т. д.)
Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволя-
ют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает
и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
2
Посмотрим, как вы умеете находить выход из трудных ситуаций:
На группу даётся по две ситуации.
«Как бы я поступил»
1.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2.
Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать.
3.
Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
4.
Твой друг совершил плохой поступок , об этом узнают все, в том числе
и ты.
Дети отвечают как бы они поступили.
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в
группах и создайте правила дружбы. Запишите маркером на листе ватмана.
Учитель: Что же у нас получилось?
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а на-
шел - береги».
Вы должны помнить, что только взаимная выручка и поддержка будет укреп-
лять дружбу. Не надо спорить по пустякам, зазнаваться. Если у вас что-то по-
лучается лучше, надо научить одноклассников. Необходимо проявить внима-
ние, чуткость в отношениях, тогда у нас будет дружный класс.
Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много по-
словиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали
некоторые из них.
Я буду начинать, а вы продолжите.
(Дети вспоминают пословицы.)
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
3
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Кто помнит сам?
Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами посадили свое дерево дружбы.
Но пока земля не готова его принять. И поэтому мы создадим дерево дружбы
у себя в классе. (На доске с помощью магнитиков)
Сейчас я прочту несколько строк, а вы подумайте, чем мы можем заменить
листву дерева, дерева дружбы.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Итак, чем можно заменить листву дерева?
У вас на партах лежат бумажные ладошки. Будем считать, что это - протяну-
тая рука друга - символ дружбы. Пожелайте, каким бы вы хотели видеть наш
класс и прикрепите ладошку к нашему дереву.
Мы создали дерево дружбы. Но нам предстоит самое сложное – создать класс
дружбы. Как вы понимаете, что это такое? Будем ли мы счастливы в таком
классе? Ребята, поднимите руку те, кто приложит все усилия для создания
дружного класса.
Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе.
Послушаем стихи о дружбе и споём 1 куплет песенки.
Дети становятся вместе и поют песню «Настоящий друг».
Ситуации
«Как бы я поступил»
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать.
Ситуации
«Как бы я поступил»
4
Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг совершил плохой поступок, об этом узнают все, в том числе и
ты.
5