Автор: Лидия Руслановна Еремеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Абагинская НШ-ДС им. М.Д.Нартаховой"
Населённый пункт: Республика СахаЯ, Олекминский улус
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук через игры с песком"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики рук через игры с песком.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение
ребенка «пользоваться» этими движениями.
Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат
связаны
между
собой
теснейшим
образом.
Ребенок
со
скованными
движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него
возникают проблемы с речью.
Движения
рук –
это
основа
для
формирования
навыков
самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных
показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук
влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других
психических функций – мышления, памяти, внимания.
Развивать мелкую моторику можно разными способами.
Это могут быть:
- пальчиковые игры и гимнастика;
- упражнения с крупой, семечками (аппликация, выкладывание на
пластилине, рисование по манке);
- игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывание орнамента, и
др.);
- нанизывание бус;
- занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и
без неё);
- работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных
комочков;
- шнуровки и т.д.
Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития
психики ребенка, установления психологического комфорта:
- При взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- Развитие мелкой моторики и тактильно -мнемической чувствительности
влияет на развитие центра речи в головном мозгу ребенка, формирование
произвольного внимания и памяти;
- С развитием тактильно- мнемической чувствительности и мелкой моторики
ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать
человека своей податливостью, способностью принимать любые формы:
быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
цветным, кинетическим.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных
представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей
дошкольноговозраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и
силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот
инновационный материал изобретен в Швеции.
Свойства и особенности кинетического песка
-Приятный на ощупь;
-безопасен для детей;
-воздушный и рассыпчатый;
- отлично лепится;
-никогда не засыхает;
-не оставляет пятен;
-не прилипает к рукам;
-развивает фантазию
и творческое воображение;
-не боится воды.
Песочная терапия полезна если у ребенка:
• плохой сон
• плохо развита мелкая моторика;
• истерики, непослушание, капризы;
• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые
проблемы;
• застенчивость, неуверенность в себе;
• агрессия, тревожность;
• частая плаксивость (без повода);
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как
основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также
речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и
коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию,
что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно
приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении
образует любимую детьми песочную массу.
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами:
сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих
фантазий, освободиться от «лишней» энергии.
Игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность,
плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на
эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных
средством для развития и саморазвития.