Автор: Еремеева Наталья Владимировна
Должность: старший методист
Учебное заведение: муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Педагогическое наставничество - ресурс личностного роста педагога дополнительного образования.
Тема: Из опыта работы учреждения по внедрению педагогического наставничества
Раздел: дополнительное образование
Педагогическое наставничество - ресурс личностного роста педагога
дополнительного образования.
Ереме
ева Н. В., старший методист сектора
физкультурно-спортивной направленности
МБУ ДО ДТДМ
Тема наставничества в образовании является одной из центральных в
нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная
школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные
лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Все преобразования в
системе учреждения дополнительного образования сегодня невозможны без
совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
Реализация технологий наставничества - эффективный ресурс личностного
роста педагога дополнительного образования.
В пространстве наставничества апробируются различные формы
организации работы школы профессионального мастерства: практикум
«Нескучные занятия нескучных педагогов», педагогическая мастерская,
лаборатория «Проблемы физического развития ребенка». Основными
технологическими инструментами работы педагогов-наставников в
образовательной среде сектора физкультурно-спортивной направленности
стали проведение мастер-классов, практикумов, открытых занятий. Выбор
инструментария обусловлен средним показателем педагогического стажа
работников (более 10 лет). С одной стороны, педагоги накопили уже
большой профессиональный опыт, который, безусловно, повышает их
самооценку, а с другой – данный показатель стал определенным барьером
включения в инновационную деятельность. Основная задача была
направлена на работу педагогов в проблемном поле экспериментальной
деятельности, проведение мастер-классов в системе взаимодействия и
интеграции с педагогами разных модулей и направлений. В результате были
разработаны и проведены мастер-классы: «Технология работы на платформе
Zoom в условиях дистанционного образования», «Здоровьесберегающие
технологии в образовательной среде спортивных объединений»,
«Организация здоровьесберегающего пространства на занятиях» и др.
Групповые мастер-классы помогли педагогам переосмыслить
образовательный процесс с позиции многомерной педагогической
реальности и сформировать потребность в обогащении профессионального
опыта новыми инновационными технологиями.
Сформированная мотивационная сфера педагогов спрогнозировала
разработку и внедрение новой формы работы - практикумов, что позволило
проводить занятия в интерактивном режиме, обогатить педагогический опыт
и методическую копилку различными образовательными технологиями,
практическими упражнениями и играми; определить реализацию
следующего направления - открытые занятия (демонстрационной модели
реализации образовательной программы и инновационных технологий).
Проведение открытых занятий явилось логическим продолжением работы
практикумов, где педагоги ознакомились с методической основой данных
технологий, и в тренинговом режиме отрабатывали их составляющие:
методы, приемы, практические упражнения.
Апробация практики наставничества в следующей логической
последовательности: мастер-классы, практикумы, тренировочные занятия в
реальном образовательном пространстве, разработка и реализация
авторского проекта, мероприятия, занятий показала, что данный алгоритм
вызывает практический интерес у педагогов, способствует повышению
уровня профессионального мастерства, внедрению инновационного
технологического инструментария, освоению различных содержательных
форм организации образовательного процесса.
Наставничество в образовательной системе ДТДМ является одной из
основных составляющих модели профессионального роста педагога на
каждом этапе становления.
Реализация модели профессиональной подготовки кадров, основанной
на принципах сотрудничества и сотворчества, способствует обогащению
теоретического уровня знаний, приобретению необходимого практического
опыта, формированию творческого потенциала педагога в инновационной
образовательной среде учреждения.
Модель профессиональной подготовки кадров
В образовательной среде педагогического наставничества создаются
условия для развития профессиональной компетентности и мастерства
педагогов, распространяется инновационный опыт лучших педагогических
практик, формируется развивающее взаимодействие, выстраиваются
индивидуальные ориентиры профессионального становления молодых
педагогов.